Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 9
О вовлечении горожан в проекты развития территорий
Проекты развития территорий должны наилучшим образом соответствовать потребностям горожан и обеспечивать высокое качество повседневной жизни. Для решения этих задач необходимо выявить проблемы и потенциал территории, текущие сценарии ее использования и запросы на новые сценарии и функции. Ключевые источники такой информации - жители города, чьи интересы необходимо учитывать в проектной работе.
Илл. 4. Традиционный (ступенчатый) подход к принятию решений при разработке и реализации проектов
С точки зрения распределения ролей при принятии решений в ходе разработки и реализации проектов можно обозначить два подхода: традиционный (ступенчатый, см. илл. 4) и партисипаторный (см. илл. 5). Применительно к проектам развития территорий традиционный подход означает, что горожанам отводится роль потребителей готовых решений. Потенциал территории при таком подходе не может быть раскрыт полностью, так как проектные решения не являются прямыми ответами на запросы жителей. Это приводит к ряду негативных последствий, в частности к появлению невостребованных общественных пространств и конфликтам между различными категориями пользователей.
Партисипаторный подход к принятию решений получил развитие в европейской и американской практиках в середине XX в. как альтернатива традиционному. Применительно к проектам развития территорий этот подход называется соучаствующим проектированием. Он реализуется через вовлечение горожан в работу над проектом с самых ранних стадий и вплоть до его реализации, а также через участие горожан в дальнейшем функционировании территории.
Илл. 5. Партисипаторный подход к принятию решений при разработке и реализации проектов
Вовлечение горожан в работу над проектами развития территорий - это деятельность по созданию механизмов проектирования, в которых все заинтересованные стороны включены в процесс разработки, принятия и реализации проектных решений. Цель этой деятельности - формирование востребованных городских территорий, отвечающих запросам горожан и способных эффективно функционировать с максимальным использованием своего потенциала.
Основные задачи вовлечения горожан в проектирование городских территорий:
- определение сторон, заинтересованных в развитии территории;
- выявление запросов заинтересованных сторон относительно будущего проектируемой территории;
- интеграция выявленных запросов в проектные решения.
В основе практики вовлечения лежит технология формирования сообщества горожан, доверяющих друг другу, готовых к сотрудничеству с представителями муниципалитета и другими заинтересованными сторонами и участвующих в развитии территории на протяжении всего проекта и после его реализации. В ходе вовлечения создаются условия для ответа на запросы всех заинтересованных сторон.
Преимущества вовлечения горожан в проекты развития территорий
Для горожан:
- влияние на изменения городской среды: от разработки видения до реализации проектов и оценки результатов;
- повышение эффективности проектных решений;
- возможность реализации альтернативных идей и собственных инициатив, направленных на развитие городской среды;
- понимание принципа распределения ответственности между муниципальными властями и жителями;
- создание и укрепление связей между горожанами, формирование новых городских сообществ;
- формирование таких социальных ценностей, как сопричастность, доверие, взаимопонимание.
Для муниципальной власти:
- повышение социальной значимости проектов развития городской среды;
- выявление скрытых городских проблем и ценностей горожан;
- использование ресурсов горожан (времени, знаний, опыта) и наращивание компетенций на местах;
- повышение эффективности расходования средств на проект;
- увеличение количества людей, заинтересованных в развитии городской среды;
- постепенная смена роли горожанина с потребителя на партнера;
- снижение риска градостроительных конфликтов и создание инструментов для их разрешения;
- изменение отношения горожан к проектам развития городской среды, в том числе снижение вандализма;
- создание положительных информационных поводов в городской повестке;
- создание устойчивых и эффективных каналов коммуникации с горожанами.
Для бизнеса:
- изучение потребностей горожан для прогноза востребованности услуг;
- анализ портрета будущих пользователей территории;
- возможность тестировать разные модели развития территории, влияющие на бизнес-процессы или поведение пользователей.
Ситуации применения
Вовлечение горожан целесообразно для всех типов проектов комплексного развития городской среды, так как выявление заинтересованных сторон и учет их мнений обеспечивает эффективность и жизнеспособность проектных предложений и делает саму практику вовлечения масштабируемой в зависимости от контекста проекта и предполагаемого уровня вовлечения (см. Главу 11 "Уровни вовлечения"). Далее в разделе описаны механизмы вовлечения горожан в процесс разработки и реализации градостроительной концепции (мастер-плана), проектов жилой и многофункциональной застройки и проектов благоустройства территории.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.