Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 14
Инструменты вовлечения горожан в проекты развития территорий
Задачи каждого из этапов вовлечения горожан в проекты развития территорий решаются посредством набора различных инструментов. Каждый инструмент целесообразен к применению на одном или нескольких уровнях вовлечения (см. Главу 11. Уровни вовлечения). При выборе инструментов важно руководствоваться принципом гибкости и вариативности возможностей участия для горожан. Необходимо своевременно информировать горожан о ходе проекта и возможностях участия, создавать условия для того, чтобы городские активисты и лидеры сообществ могли включиться в обсуждение видения развития территории и проектных решений, а в случае готовности - взять на себя часть ответственности за принятие решений и их реализацию.
1. ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ, РЕПОРТАЖИ И АНОНСЫ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ - Репортажи и анонсы на радио и телевидении необходимы для информирования жителей среднего и старшего возраста. - В серии публикаций эксперты могут рассказывать об истории места, его важности для города, о релевантных примерах развития территорий в России и мире. - О проекте можно рассказывать через истории его участников, их вклада в развитие проекта и интервью с горожанами. - Необходимо анонсировать все мероприятия, в которых предполагается участие горожан, рассказывать о способах участия и его значимости для проекта. - Важно публиковать отчеты о прошедших встречах и обсуждениях. |
|
2. ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ - Информация о проекте должна публиковаться на сайте проекта, сайте муниципалитета, сайтах муниципальных программ и подпрограмм. - Сайт проекта следует позиционировать как его основной информационный ресурс. Он должен аккумулировать всю информацию о проекте: историю, цели, задачи, статус, анонсы встреч и событий, интервью, фото- и видеоматериалы, способы связи и участия, онлайн-опросы, отчеты о встречах и обсуждениях, отчеты о предпроектном анализе и технические задания. На сайте необходимо предусмотреть интерактивные разделы: опросы, форму для сбора идей и предложений, форму для вопросов и комментариев. - Важно уделять внимание администрированию сайта проекта: своевременно публиковать всю информацию, обновлять статус проекта, отвечать на комментарии. - Для информирования о проекте следует также задействовать социальные сети, в том числе аккаунты сотрудников муниципалитета, муниципальных программ и подпрограмм. |
|
|
3. ЛЕКЦИИ, ДИСКУССИИ, ЭКСКУРСИИ, ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ - Позволяют выявить горожан, заинтересованных в проекте, погрузить их в контекст, рассказать о ключевых задачах и этапах проекта. - Знакомят горожан с лучшими практиками развития территорий в России и мире и рассказывают о роли жителей в этих проектах. - Рекомендуется подключать к организации мероприятий членов городского экспертного сообщества, российских и зарубежных экспертов, активных горожан. В организацию экскурсий следует вовлекать местных краеведов, историков, жителей и активных горожан. - Следует сопровождать выступления презентациями с инфографикой и иллюстрациями. - Рекомендуется предусматривать регистрацию на мероприятия для формирования базы контактов, которая позволит продолжить сотрудничество с заинтересованными горожанами. |
|
4. ИНТЕРВЬЮ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ - Позволяют выявить заинтересованные стороны, понять их мотивацию, запросы, ресурсы, определить их роль в проекте, узнать, как они пользуются территорией, что считают ее ценностями/проблемами. - По итогам интервью рекомендуется сформировать отчет с выводами и рекомендациями по развитию проекта и передать его проектировщикам. - Следует презентовать отчет публично (в том числе на сайте проекта) и обсудить его результаты с участниками интервью. |
|
5. ВСТРЕЧИ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ - Позволяют уточнить запросы на развитие территории разных групп пользователей (велосипедисты, предприниматели, спортсмены, родители с детьми и т.д.) и принять их во внимание с самых ранних стадий проекта, чтобы минимизировать возможные конфликты интересов. Следует также учитывать мнение пользующихся территорией детей (8-12 лет) и подростков (13-16 лет). - Встречи следует дополнять экскурсиями по территории с участниками разных групп, чтобы увидеть места, которые упоминали пользователи, и лучше разобраться в контексте. - Следует приглашать представителей групп к дальнейшему участию в развитии территории, обсудить с ними идеи и проекты, которые они хотели бы реализовать самостоятельно, и узнать, какие ресурсы у них для этого есть. |
6. РАБОЧАЯ ГРУППА - Формируется из представителей заинтересованных сторон для обмена мнениями, обсуждения потенциально конфликтных вопросов и оперативного взаимодействия. - Число участников рабочей группы не должно превышать 30 человек (оптимальное количество - 15-21 человек). - В состав рабочей группы должны быть включены: - представители функционального органа администрации города, наделенного полномочиями в области градостроительной деятельности; - представители территориального органа администрации города (округа, района); - представители органа охраны объектов культурного наследия (при наличии на территории таких объектов); - представители инвесторов, заинтересованных в подготовке документации по планировке территории (для мастер-плана); - депутаты городского, районного совета по округам, на которых расположена территория; - представители территориальных общественных самоуправлений; - эксперты в области урбанистики, градостроительства, транспорта; - активисты инициативных групп и общественных организаций, чья деятельность связана с урбанистикой, градозащитой; - представители жителей территории (общественных объединений, инициативных групп); - представители бизнеса, ведущие деятельность вблизи территории проектирования. - В рабочей группе необходимо соблюдать принцип равновесности: ни одна из ее подгрупп не может иметь приоритет в принятии решений благодаря численности или по иным причинам. - Рабочая группа должна иметь право голоса в принятии всех важных решений по проекту. - Деятельность рабочей группы должна быть прозрачной. - В состав рабочей группы должны быть включены: - представители функционального органа администрации города, наделенного полномочиями в области градостроительной деятельности; - представители территориального органа администрации города (округа, района); - представители органа охраны объектов культурного наследия (при наличии на территории таких объектов); - представители инвесторов, заинтересованных в подготовке документации по планировке территории (для мастер-плана); - депутаты городского, районного совета по округам, на которых расположена территория; - представители территориальных общественных самоуправлений; - эксперты в области урбанистики, градостроительства, транспорта; - активисты инициативных групп и общественных организаций, чья деятельность связана с урбанистикой, градозащитой; - представители жителей территории (общественных объединений, инициативных групп); - представители бизнеса, ведущие деятельность вблизи территории проектирования. |
|
7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР - Работает как представительство проекта, позволяя горожанам получать актуальную информацию, оставлять предложения и пожелания по развитию территории и пр. Информирование о проекте должно вестись в понятной форме с использованием инфографики и иллюстраций. - Должен быть представлен как онлайн (сайт проекта), так и в виде временного павильона в непосредственной близости от территории проектирования. Павильон следует размещать на общественно доступной городской площадке, в месте высокой проходимости жителей и посетителей территории (рядом со станцией метро или ТПУ, первый этаж здания или торгового центра). По возможности в павильоне должны быть представлены трехмерная модель территории, интерактивные экраны с презентациями проекта и планшеты с иллюстрациями решений. - Необходимо сформировать команду информационного центра, к задачам которой относятся: - организация мероприятий по вовлечению горожан в проект (публикаций, выставок, проектных семинаров, круглых столов, стратегических сессий, дизайн-игр и т.д.); - администрирование сайта проекта и ведение аккаунтов проекта в социальных сетях. |
|
8. СБОР ИДЕЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМАХ - Предложения и пожелания горожан можно собирать через онлайн-платформы и краудсорсинговые проекты. Из собранных идей нужно вычленить самые перспективные, оригинальные, часто упоминаемые. Их следует учитывать в работе над проектом, а авторов приглашать к участию. - В качестве онлайн-платформы стоит использовать сайт проекта или специально созданный сайт, а также региональные и муниципальные информационные системы, предназначенные для проведения общественных обсуждений (например, "Активный гражданин", "Электронная демократия" и пр.). - На основе собранных идей можно издать книгу или сборник с указанием их авторов. Это позволит зафиксировать информацию и обращаться к ней в дальнейшем. - Рекомендуется устроить открытое городское событие, на котором авторы интересных идей смогут презентовать свое видение, познакомиться, обсудить возможность реализации своих предложений и свою роль в проекте. |
|
9. КОНКУРС ИДЕЙ - Конкурс служит эффективным способом привлечения внимания к запуску проекта. - Может проводиться офлайн или на онлайн-площадке. - Позволяет изучить запросы горожан относительно территории, выявить активистов, которые могли бы реализовывать собственные проекты. - Описание конкурса должно быть простым и понятным, исчерпывающе объяснять задачи, контекст и условия его проведения. - Призом может быть не только материальное вознаграждение, но и возможность реализовать свое предложение. - На основе собранных идей можно издать книгу или сборник, чтобы зафиксировать информацию и обращаться к ней в дальнейшем. |
|
10. МАСТЕРСКИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВИДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ - Участниками могут быть местные жители, представители бизнеса, собственники земельных участков, городские сообщества, эксперты, работники городской администрации и другие представители заинтересованных сторон. - Мастерские могут длиться от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от задач, объема образовательного блока и аналитической работы. - На мастерских могут рассматриваться разные аспекты развития территории: экология, транспорт, сохранение культурно-исторической среды, идентичность, предпринимательство, дизайн-код, событийное наполнение. - Взаимодействие экспертов и участников мастерской должно строиться через обучение: эксперты делятся опытом, участники применяют его на практике в процессе групповой работы. - Рекомендуется предлагать для групповой работы разные темы (событийное наполнение, навигация, обеспечение доступности территории, организация торговли и т.п.) или разные участки территории. - У каждой группы должен быть свой модератор - независимый эксперт, не преследующий выгоду от реализации проекта. - В рамках мастерской рекомендуется предусмотреть экскурсию по территории для изучения ее особенностей. - Итогом мастерских становятся карты, схемы, матрицы или макеты, резюмирующие мнение участников и принципы развития проекта или представляющие собой дорожную карту проекта. - На презентацию итогов групповой работы следует пригласить разработчиков проекта (архитекторов, ландшафтных архитекторов и т.д.). |
|
11. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ - Необходимы для корректировки проекта на ранних этапах разработки. В общественных обсуждениях должны участвовать собственники и арендаторы объектов вблизи территории проектирования, участники рабочей группы, местные жители, представители городской администрации, курирующие разработку проекта, отвечающие за содержание и эксплуатацию территории и проведение мероприятий. - Обсуждение должен модерировать независимый эксперт, не преследующий выгоду от реализации проекта. - Обсуждение следует начинать с объяснения формата работы, задач встречи и краткой информации о проекте, его сроках и этапах. - К встречам необходимо подготовить распечатанные генпланы территорий, анкеты для сбора предложений участников, альбомы с результатами предпроектных исследований, техническим заданием или предварительной концепцией, а также презентацию, иллюстрирующую промежуточные итоги работы. - Материалы для обсуждения должны быть заранее доступны участникам на сайте проекта или направлены по электронной почте. Это позволит участникам подготовить содержательные вопросы и комментарии. - По итогам обсуждений формируется отчет с замечаниями и предложениями участников и рекомендациями по доработке. |
|
12. ДИЗАЙН-ИГРЫ - Позволяют в игровой форме опробовать возможные сценарии развития территории, формируют комплексное понимание контекста проекта. - Алгоритм проведения: - участники разбиваются на группы; - каждой группе выдаются карты территории и значки, символизирующие различные виды возможных активностей и функций; - группы определяют задачи развития территории, составляют список активностей и функций, отвечающих поставленным задачам, отмечают на карте их локализацию; - в конце игры каждая группа презентует свое видение, отвечает на вопросы и знакомится с предложениями других команд. |
|
13. ПРОЕКТНЫЙ СЕМИНАР - Нацелен на генерирование и апробацию вариантов проектных решений. - Подходит для разработки как общего видения, так и конкретных решений по развитию территории. - Проводится по итогам предпроектного анализа. - Модератором семинара должен быть независимый эксперт, который не преследует выгоду от реализации проекта. В начале семинара модератору следует провести брифинг для участников, познакомить их с исходными данными и форматом работы. - В ходе семинара участники (представители всех заинтересованных сторон) объединяются в группы, формируют предложения и выступают с презентациями. Сформированное видение ложится в основу технического задания и концепции развития территории. |
|
14. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ И ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ - Могут служить инструментом демократического обсуждения предполагаемых проектных решений при соблюдении следующих требований: - широкое информирование горожан о месте и времени проведения обсуждений/слушаний; - фиксация предложений, поступивших во время обсуждений/слушаний, в публичном (доступном онлайн) реестре; - рецензирование поступивших предложений экспертами или разработчиками с публикацией рецензий и направлением ответов заявителям; - гласный комиссионный отбор предложений для реализации рабочей группой. - Формат оформления проектных предложений для объектов благоустройства и жилой застройки представлен в таблице 21. |
Табл. 21. Стандарты оформления документации для мастер-плана территории, объектов благоустройства и объектов жилой застройки для публичных слушаний.
МАСТЕР-ПЛАН ТЕРРИТОРИИ | ||
Стенды (планшеты): - генплан, формат А0 - 1шт.; - план/схема функциональных, планировочных и объемно-пространственных решений, с отмеченными объектами культурного наследия и инженерной инфраструктуры, формат АО - 1 шт.; - план/схема фрагментов территории с отмеченными объектами культурного наследия и инженерной инфраструктуры, формат А2, А1 с привязкой к генплану; - визуализации различных фрагментов объемно-пространственных решений территорий А2, А1 - не менее 1 на один фрагмент с привязкой к генплану. |
Презентация: - обложка с изображением города и описанием проходящего публичного слушания (обсуждение мастер-плана (наименование) территории); - план/схема функциональных, планировочных и объемно-пространственных решений, с отмеченными объектами культурного наследия и инженерной инфраструктуры; - слайд с основными параметрами развития территории, - схема улично-дорожной сети и ее развития; - чертежи, отображающие местоположение объектов культурного наследия с экспликацией статуса объектов; - схема зон с особыми условиями использования территорий; - визуализации различных фрагментов территории не менее 1 на один фрагмент территории с привязкой к генплану. Презентации выводятся на экран, а также печатаются в формате А3. |
Дополнительные материалы (при необходимости): - графическое изображение параметров территори, - графические материалы, отражающие приоритеты и стратегии развития территории, - графические материалы по межеванию территорий, - иные материалы. |
Рекомендуемые масштабы для мастер-плана территории - при площади проектирования до 40 га используются масштабы 1:2000 или 1:5000; - при площади проектирования свыше 40 га используется масштаб 1:10000, при данном масштабе необходимо отдельно показывать укрупненные фрагменты ключевых территорий проекта/знаковых территорий. | ||
ОБЪЕКТЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА | ||
Стенды (планшеты): - генплан, формат А0 - 1 шт.; - план/схема функционального зонирования, формат А0 - 1 шт.; - генплан с программой территории (зима/лето), формат А0 - 2 шт.; - визуализации различных фрагментов территории с привязкой к генплану, формат А2, А1 - не менее 1 на один фрагмент территории; - фотографии существующего положения, формат А3, А4 - не менее 4 шт. |
Презентация: - обложка с изображением территории и описанием проходящего публичного слушания (обсуждение дизайн-проекта [наименование] территории); - схема размещения территории в городском контексте, - генплан, - фотографии существующего положения - не менее 4 шт.; - план/схема функционального зонирования; - генплан с программой территории (зима/лето); - визуализации различных фрагментов территории c привязкой к генплану - не менее 1 на один фрагмент территории. Презентации выводятся на экран, а также печатаются в формате А3. |
Дополнительные материалы (при необходимости): - историческая ретроспектива территории; - тепловые карты; - разрезы; - транспортные решения; - схемы озеленения; - финансово-экономическое обоснование проекта; - этапы последующих обсуждений; - этапы реализации проекта. |
Рекомендуемые масштабы для генплана и схем функционального зонирования: - при площади проектирования до 40 га используются масштабы 1:2000 или 1:5000; - при площади проектирования свыше 40 га используется масштаб 1:10000, при данном масштабе необходимо отдельно показывать укрупненные фрагменты ключевых территорий проекта/знаковых территорий. | ||
| ||
ОБЪЕКТЫ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ (МНОГОКВАРТИРНЫЕ ДОМА) | ||
Стенды (планшеты): - схема размещения дома в городском контексте, формат А0 - 1 шт.; - генплан, формат А0 - 1 шт.; - схема функционального зонирования внутриквартальной и дворовой территории, формат А0; - план/схема первого этажа, формат А1, А2; - план/схема общественных помещений, формат А1, А2; - план/схема типовых решений квартир; - визуализации различных фрагментов территории и объектов общественного использования, формат А1, А2 - не менее 1 на один фрагмент территории; - визуализации квартир разной планировки, формат А3, А4 - 1-2 визуализации на 1 решение. |
Презентация: - обложка с изображением дома и территории, а также описанием проходящего публичного слушания (обсуждение проекта, технического задания); - схема размещения дома в городском контексте; - генплан; - схема функционального зонирования внутриквартальной и дворовой территории; - план/схема первого этажа; - план/схема общественных помещений; - план/схема типовых решений квартир; - визуализации различных фрагментов территории и объектов общественного использования - не менее 1 на один фрагмент территории; - визуализации квартир разной планировки - 1-2 визуализации на 1 решение. Презентации выводятся на экран, а также печатаются в формате А3. |
Дополнительные материалы (при необходимости): - разрезы; - транспортные решения; - схемы озеленения; - финансово-экономическое обоснование проекта; - этапы последующих обсуждений; - этапы реализации проекта. |
Рекомендуемые масштабы для генплана и схем функционального зонирования: - при площади проектирования до 40 га используются масштабы 1:2000 или 1:5000; - при площади проектирования свыше 40 га используется масштаб 1:10000, при данном масштабе необходимо отдельно показывать укрупненные фрагменты ключевых территорий проекта/знаковых территорий. Для общественных помещений и планировок квартир: масштаб от 1:50 до 1:100. |
15. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - Уместен при решении спорных вопросов развития территории. - Позволяет собрать мнения жителей территории. - Возможен в формате электронного референдума на онлайн-платформе. |
|
16. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ - Нацелена на формирование единого видения. - Может включать в себя проработку решений, трансляцию информации или идей участникам сессии или генерирование новых идей и альтернативных стратегий. |
|
17. КРУГЛЫЙ СТОЛ - Нацелен на обобщение идей и мнений по обсуждаемой проблеме. - Решает задачи информирования участников, выявления их позиций, достижения соглашения между участниками, а также координации их деятельности. |
|
18. МАСТЕРСКИЕ ПО СОБЫТИЙНОМУ НАПОЛНЕНИЮ - Позволяют разрабатывать и реализовывать программы событий, которые активируют общественное пространство, наполнят его новыми смыслами и заинтересуют горожан. - К участию следует приглашать активных горожан, представителей сообществ, некоммерческих и общественных организаций, предпринимателей, сообществ и организаций, которые занимаются проведением городских мероприятий. - Результатом мастерской становится открытый календарь событий на территории. В дальнейшем следует регулярно проводить анализ пожеланий посетителей, чтобы обеспечить эффективность событийного программирования. - Для подачи заявок от горожан на проведение мероприятий необходима простая и понятная форма (онлайн и офлайн). |
|
19. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА - Важна для оценки состояния и потенциала территории, предлагаемых проектных решений, качества реализации проекта. - К работе следует приглашать экспертов и представителей пользователей территории. |
|
20. МАССОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕРРИТОРИИ - Рассказывают горожанам о проекте, обращают внимание на его значение для города, позволяют опробовать сценарии использования. - Следует вовлекать в организацию мероприятий местных жителей, пользователей территории и прочие заинтересованные стороны. - Необходимо объяснять горожанам, зачем организованы эти мероприятия, рассказывать о тестировании сценариев использования среды и важности их мнения и участия. - При подготовке и проведении мероприятий нужно сформировать базу контактов, чтобы продолжить работу с заинтересованными сторонами. |
|
21. НЕДЕЛЯ МЕСТА - Позволяет оценить и скорректировать направление развития территории. - Может проводиться в формате ежегодных тематических событий длительностью от 5 до 7 дней. В программу могут входить лекции, круглые столы, дискуссии, выставки, экскурсии, конкурсы, мастерские, кинопоказы, проектные семинары, концерты, презентации. - Важно организовывать и проводить мероприятия совместно с городскими сообществами, предпринимателями, общественными организациями, местными жителями, активными горожанами и экспертами. - Можно организовать ежегодную премию за лучшую инициативу или проект, связанный с развитием территории, провести конкурс идей. Призом может быть грант на реализацию лучшего предложения. - В программу недели места необходимо включать публичные встречи с политиками, чиновниками, представителями управляющих структур, представителями местных сообществ и экспертами. - Следует предусматривать мероприятия для людей разных возрастов. - Форма подачи заявок на проведение мероприятий от горожан должна быть простой, понятной и легкодоступной онлайн и офлайн. |
<< Глава 13. Алгоритмы организации вовлечения горожан в проекты развития территори |
Часть 6. >> Рекомендации по проведению творческих конкурсов |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.