Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Этапы архитектурно-строительного проектирования
Предпроектные подготовительные работы и подготовка задания на проектирование
Для обеспечения процесса проектирования застройщик согласно ч. 1 ст. 759 ГК РФ передает проектировщику задание на проектирование (ЗП) и комплект исходных данных, в состав которого входят:
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), включая технические условия (ТУ) подключения (технического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- технический отчет о выполненных инженерных изысканиях (могут быть заказаны в составе проектной документации);
- отчет о результатах выполненных предпроектных исследований (могут быть заказаны в составе проектной документации);
- иная информация, необходимая для проектирования.
Подготовка задания на проектирование относится к компетенции застройщика или технического заказчика, действующего по его поручению. Задание на проектирование объекта капитального строительства подготавливается для определения характеристик и параметров проектируемого объекта, стадийности проектирования и состава документации, последующей оценки соответствия разработанной документации целям и задачам, поставленным заказчиком.
Задание на проектирование может разрабатываться на полный комплекс проектных работ или на отдельные его этапы (например, в случае когда для разработки ДП привлекается архитектурное бюро, специализирующееся на данном виде работ, а разработка ПД и РД поручается крупному проектному институту).
При разработке задания на проектирование рекомендуется проводить проектные семинары, дизайн-игры и другие мероприятия с участием горожан для выявления запросов и предложений относительно проектируемого объекта. Инструменты вовлечения горожан описаны в Части 5 настоящей Книги.
Задание на проектирование разрабатывается на основании выдаваемого органом местного самоуправления ГПЗУ, содержащего необходимую для проектирования информацию о земельном участке, ограничениях, параметрах и требованиях, связанных с размещением на нем объектов капитального строительства. Состав ГПЗУ установлен в статье 57.3 Градостроительного кодекса. ГПЗУ является консолидированной выпиской в отношении конкретного земельного участка из следующих источников:
- генерального плана поселения, городского округа, схем территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- нормативов градостроительного проектирования;
- документации по планировке территории;
- государственного кадастра недвижимости;
- федеральной государственной информационной системы территориального планирования;
- информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган производит проверку соответствия ПД требованиям, содержащимся в ГПЗУ. Срок действия ГПЗУ, заявления на выдачу которых были поданы после 1 июля 2017 г., составляет 3 года.
При необходимости включить в ЗП большое количество дополнительных требований рекомендуется выносить их в прилагаемые документы, чтобы основная часть ЗП была краткой и позволяла быстро оценить основные параметры проектируемого объекта.
Результатом разработки ЗП является документ, четко определяющий параметры проектируемого объекта и требования, на основе которых ведутся проектные работы. Качество разработки ЗП определяют возможность заказчика требовать при приемке проектных работ их соответствия его представлению об объекте.
Табл. 9. Рекомендуемая форма и состав задания на подготовку проектной документации
1 |
Наименование проекта |
Указываются функциональное назначение и основные характеристики объекта*. |
2 |
Заказчик |
Указывается наименование и адрес заказчика. |
3 |
Генеральный проектировщик |
Для государственного заказа указывается "по результатам торгов" (с указанием вида конкурентной процедуры) или дается ссылка на ФЗ-44 о контрактной системе в сфере закупок. В случае коммерческого заказа может не указываться, если на момент разработки ЗП генпроектировщик не определен. |
4 |
Основание для проектирования |
Указываются наименования документов, которые устанавливают право на за стройку участка либо служат основанием для принятия решения о проектировании и строительстве. Могут быть указаны: - адресно-инвестиционный перечень; - государственная инвестиционная программа; - заключенный договор; - проект планировки; - кадастровый паспорт; - ГПЗУ и т.п. |
5 |
Место расположения объекта |
Указываются: - кадастровый номер участка; - подробный адрес участка. |
6 |
Источник финансирования |
При государственном (муниципальном) заказе указывается: - федеральный бюджет; - бюджет поселения/ муниципального образования/ региона и т. п.; - внебюджетные средства. При коммерческом заказе указывается: - собственные средства заказчика. |
7 |
Вид строительства |
- Строительство; - реконструкция / капитальный ремонт/ модернизация. |
8 |
Сведения об участке и планировочных ограничениях |
Приводятся: - краткая характеристика участка; - перечень выполненных инженерных изысканий со ссылками на прилагаемые материалы и отчеты по результатам; - ограничения,установленные градостроительной документацией (перечень либо ссылка на прилагаемый документ; если все ограничения содержатся в ГПЗУ - не указываются). |
9 |
Срок начала строительства |
Указывается запланированная дата начала строительства. |
10 |
Сведения о ГПЗУ |
Указывается номер, наименование исполнителя, дата выдачи ГПЗУ. |
11 |
Сейсмичность |
Указывается согласно СП 14.13330.2014. |
12 |
Сведения о существующих зданиях и сооружениях |
Указывается количество и состояние, планируемые действия (снос, реконструкция и т. п.) либо "нет". |
13 |
Предпроектные материалы и требования к ним |
Предпроектные исследования**: - необходимость проведения; - перечень; - требования к исследованиям или ссылка на прилагаемый документ. Если предпроектные исследования уже проведены: - ссылка на прилагаемые документы: материалы исследований и отчет по их результатам; - требование учесть результаты исследований при проектировании. Дизайн-проект (ДП)***: - необходимость разработки; - состав; - особые требования (при наличии); - при отсутствии необходимости разработки - ссылка на обосновывающий документ (например, на прилагаемый к ЗП ранее разработанный дизайн-проект комплекса зданий, сооружений, в состав которого входит проектируемый объект). |
14 |
Стадийность проектирования |
Проектная документация (ПД): - ссылка на Положение о составе ПД; - при необходимости разработки дополнительных разделов и подразделов - их наименование и состав. Рабочая документация (РД): - подробный перечень разделов документации. |
15 |
Категория сложности объекта |
Указывается в соответствии с классификацией Методических рекомендаций по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. |
16 |
Назначение и основные показатели объекта |
Приводятся: - технико-экономические показатели объекта; - состав и площади помещений; - краткое описание функциональных характеристик отдельных частей объекта. |
17 |
Нормативный срок эксплуатации здания |
Указывается нормативный срок эксплуатации здания. |
18 |
Требования к размещению стоянок и мест хранения автомобилей |
Приводится ссылка на местный норматив или указываются конкретные требования по проектированию определенного типа автостоянки (подземная, плоскостная и т. п.). |
19 |
Требования к архитектурно-планировочному решению |
Указываются: - детализированные требования относительно п. 16 (при необходимости) или ссылка на прилагаемый документ; - наличие дополнительных предпроектных исследований и требование учесть их при проектировании; - указание разработать ПД и РД на основании ДП (если п. 13 содержит требование разработки ДП) или ссылка на ранее разработанный ДП; - ссылки на рекомендательные документы, местные нормативы, постановления (при необходимости); - требования к строительным и отделочным материалам (при необходимости); - перечисление конкретных строительных и отделочных материалов (при необходимости). |
20 |
Требования к конструктивным решениям |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
21 |
Требования к инженерному обеспечению и оборудованию |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
22 |
Требования к архитектурному освещению |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
23 |
Требования по разработке инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС |
Указывается необходимость разработки со ссылкой на обосновывающий документ или дается ссылка на ФЗ-123. |
24 |
Требования к разработке сметной документации |
Указывается необходимость разработки со ссылкой на обосновывающий документ, приводится перечень требований (при наличии). |
25 |
Требования к ПОС |
Указывается необходимость разработки, приводится перечень требований (при наличии). |
26 |
Требования и условия к разработке природоохранных мер и мероприятий |
Приводится ссылка на местный или региональный документ либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
27 |
Требования о необходимости разработки схемы организации движения на время строительства |
Указывается необходимость разработки. |
28 |
Требования к обеспечению условий для маломобильных групп населения |
Приводится перечень требований либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
29 |
Требования к благоустройству территории и МАФ |
Приводится перечень требований либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
30 |
Требования по соблюдению мер энергетической эффективности |
Указывается класс энергетической эффективности здания. |
31 |
Требования по разработке регламента обращения со строительными отходами |
Перечисляются требования в объеме согласно региональным нормам. |
32 |
Требования по разработке систем коллективной безопасности |
Обосновывается необходимость разработки со ссылкой на соответствующий местный или региональный обосновывающий документ, приводится перечень требований (при наличии). |
33 |
Сроки и этапы проектирования и строительства |
Приводится краткий календарный график проектных и строительных работ или ссылка на такой график, содержащийся в прилагаемом документе. |
34 |
Требования о порядке согласования работ |
Список необходимых согласований с перечнем согласующих организаций и документации, которую требуется предоставить на каждом этапе. |
35 |
Дополнительные требования |
Перечисляются любые дополнительные требования либо указывается "нет". |
36 |
Перечень прилагаемых документов |
Перечисляются все прилагаемые документы с реквизитами. |
37 |
Перечень ссылочных документов |
Перечисляются нормативы, постановления и другие внешние документы, на которые имеются ссылки в ЗП, с реквизитами. |
------------------------------
* Например, "Детское дошкольное учреждение на 220 мест".
** Включается в ЗП, если планируется привлечь к разработке ДП мультидисциплинарную организацию, обладающую соответствующими компетенциями.
*** В соответствии с составом, приведенным в табл. 10 настоящей Части.
------------------------------
Комплексный анализ территории
Комплексный анализ включает в себя инженерные изыскания и предпроектные исследования в объеме, необходимом для проектирования объекта капитального строительства.
Инженерные изыскания
Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Порядок выполнения инженерных изысканий для строительства регулируется Положением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20.
К инженерным изысканиям относятся:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-гидрологические;
- инженерно-геотехнические изыскания.
Специальные виды изысканий:
- геотехнические исследования;
- обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
- поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;
- локальный мониторинг компонентов окружающей среды;
- разведка грунтовых строительных материалов;
- локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
Инженерные изыскания выполняются специализированными организациями, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций. На основании проведенных инженерных изысканий составляется отчет о результатах инженерных изысканий (технический отчет), передаваемый разработчику проектной документации.
Предпроектные исследования
На сегодняшний день правовые акты и нормативные документы РФ не содержат понятия "предпроектные исследования" применительно к процессу архитектурного проектирования. Однако разработка оптимальных решений для отдельных проектов может потребовать сбора и анализа социологических, историко-культурных, экономических и других сведений, которые могут быть недостаточно подробно рассмотрены в ходе подготовки документов территориального планирования, документации по планировки территории. В этом случае рекомендуется провести дополнительные предпроектные исследования.
Необходимость предпроектных исследований определяется застройщиком. Застройщик заказывает такие исследования профильным организациям, которые выполняют их на основании подготовленного застройщиком задания. Возможно включение предпроектных исследований в состав работ по подготовке ДП. В этом случае задание на проведение предпроектных исследований может быть интегрировано в задание на разработку ДП.
Исследования проводятся в объеме, необходимом для подготовки соответствующего вида или всего комплекса проектной документации. При проведении исследований рекомендуется использовать материалы исследований территории, размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, иных информационных системах. Результаты исследований, проводимых в ходе архитектурно-строительного проектирования, могут включаться в такие информационные системы для последующего использования.
В состав предпроектных исследований могут входить:
- градостроительный анализ;
- историко-культурные исследования;
- антропологические и социологические исследования;
- экологические исследования;
- транспортные исследования;
- экономические исследования;
- иные исследования, необходимые для обоснования принимаемых решений.
Предпроектные исследования, в частности, сбор и анализ сведений социологического, экономического и социокультурного характера могут проводиться с применением различных инструментов вовлечения горожан, представителей бизнеса и других заинтересованных сторон, с учетом рекомендаций, изложенных в Части 5 настоящей Книги.
На основании проведенных исследований территории составляется отчет, передаваемый разработчику проектной документации. Дополнительная информация о видах и методах комплексного анализа содержится в Главе 4.
Дизайн-проект
Табл. 10. Рекомендуемый состав дизайн-проекта объекта капитального строительства
1 |
Пояснительная записка с технико-экономическими показателями. |
2 |
Отчет по результатам предпроектных исследований, содержащий текстовые и графические материалы в соответствии с ЗП*. |
3 |
Фотофиксация существующего положения. |
4 |
Схема ситуационного плана (М 1:2 000, 1:5 000, 1:10 000). |
5 |
План существующего положения (М 1:500). |
6 |
Схема планировочной организации земельного участка (М 1:500). |
7 |
Схема транспортной организации территории (М 1:500). |
8 |
Развертки по прилегающим улицам со встроенными фасадами объекта (М 1:500 или другой по необходимости). |
9 |
Фасады с размещением информационных конструкций и навесного оборудования (М 1:200) с высотными отметками, указанием материалов и цветов по RAL или другой применимой палитре. |
10 |
Фрагмент фасада (М 1:20) с обозначением фасадных конструкций и применяемых отделочных материалов. |
11 |
Материалы визуализации (перспективы, фотомонтаж). |
12 |
Схемы планов первого и неповторяющегося этажей, подземных уровней (М 1:200) без обязательной нарезки всех помещений, но с выделением функциональных зон. |
13 |
Схемы разрезов с указанием высотных отметок (М 1:200). |
------------------------------
* В случае, если ЗП предусматривает необходимость предпроектных исследований.
------------------------------
В рамках Стандарта "дизайн-проектом" именуется эскизный (концептуальный) проект планируемого объекта. Термин выбран для обозначения этого этапа архитектурно-строительного проектирования в связи с тем, что он широко распространен в профессиональной среде, отражает акцент на графическом представлении материала и может применяться как в отношении строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, так и в области благоустройства территории**, при этом в отличии от других сходных терминов (архитектурная концепция, эскизный проект) не обременен посторонними значениями, которые могут препятствовать его восприятию в предлагаемом смысле. В предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы дизайн-проект в соответствии со стилистикой нормативных актов в градостроительной сфере именуется "принципиальными проектными решениями".
------------------------------
** Применительно к проектам благоустройства территории термин "дизайн-проект" уже нашел отражение в нормативно-правовой базе, а именно в Постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
------------------------------
Практика по формулированию цели и замысла будущего обьекта и подготовка предварительного (эскизного) проекта на этой основе естественна для проектирования как процесса последовательной детализации сложных объектов (систем). На сегодняшний день установленный ГрК РФ процесс архитектурно-строительного проектирования не включает в себя эту стадию. Однако запрос на подготовку предварительной проектной документации, отражающей основные технико-экономические, функциональные и эстетические параметры будущих объектов, для оценки обоснованности возможных проектных решений на ранних стадиях планирования существует и находит свое выражение в таких институтах как, например, согласование архитектурно-градостроительного облика объекта, позволяющую государственным органам субъектов РФ и муниципальным органам осуществлять контроль за целостностью архитектурного облика городов и других поселений на основании принятых в субъектах и муниципальных образованиях правовых актов. Такие процедуры применяются в отдельных регионах***. При этом состав и содержание требуемых для них проектных документов определяется отдельно в каждом субъекте РФ или муниципальном образовании, поскольку эскизный проект не введен в общий, определенный федеральным законом процесс архитектурно-строительного проектирования.
------------------------------
*** Например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях. Такой предварительный (эскизный) проект в региональных нормативных документах чаще всего именуется "архитектурно-градостроительным решением" (АГР) или "архитектурно-градостроительным обликом" (АГО).
------------------------------
Дизайн-проект, наглядно демонстрирующий замысел будущего объекта, служит инструментом соучаствующего проектирования, поскольку позволяет проинформировать жителей и иных заинтересованных лиц о планируемом строительстве, обсудить проект и внести в него необходимые изменения на ранней стадии. Кроме того, разработка ДП позволяет до начала полномасштабного архитектурно-строительного проектирования:
- местным или региональным органам власти - проконтролировать и зафиксировать основные градостроительные, технико-экономические, объемно-планировочные, функциональные, эстетические характеристики объекта капитального строительства;
- коммерческим застройщикам - оценить предстоящие расходы на проектирование и строительство, потенциальный коммерческий эффект от реализации проекта.
- местному бизнесу - заблаговременно получать информацию о появлении новых коммерческих площадей и новых сообществ потребителей.
Разработку дизайн-проекта объекта капитального строительства рекомендуется проводить для объектов в границах значимых городских территорий и для значимых городских объектов.
Дизайн-проект объекта капитального строительства может не разрабатываться, если ранее был разработан дизайн-проект комплекса зданий, сооружений, в состав которого входит данный объект, либо дизайн-проект объекта благоустройства, предусматривающий строительство или реконструкцию данного объекта капитального строительства. В этом случае ПД и РД разрабатываются на основе соответствующего дизайн-проекта комплекса зданий, сооружений или дизайн-проекта объекта благоустройства.
ДП как документ, содержащий принципиальные проектные решения, подлежащие дальнейшей проработке в ПД, требует от лиц, осуществляющих его подготовку, соответствия квалификационным требованиям по допуску к подготовке ПД соответствующих объектов.
Рекомендуемый состав ДП приведен в табл. 10. ДП оформляется в виде альбома формата A3 или А4, содержащего основные архитектурно-планировочные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения проектируемого объекта в текстовой и графической форме. Альбом дополняется демонстрационными материалами, необходимыми для публичных и экспертных рассмотрений проекта: презентациями, планшетами, макетами, образцами отделочных материалов и т.д.
Особые требования к составу дизайн-проекта, такие как необходимость подготовки референсных материалов по аналогичным проектам, дополнительных демонстрационных материалов (презентаций, планшетов, макетов, образцов отделочных материалов и т.п.) для публичных и экспертных рассмотрений проекта, разработки проекта в нескольких вариантах, устанавливаются в ЗП.
Дизайн-проект объекта капитального строительства подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Предметом согласования дизайн-проекта объекта капитального строительства является соответствие ДП требованиям градостроительного регламента, ограничениям, зафиксированным в ГПЗУ, и результатам общественных обсуждений.
Стандарт рекомендует разработать процедуры согласования ДП с органами местного самоуправления. К рассмотрению особо значимых объектов, перечень видов которых может быть установлен на региональном или местном уровне, привлекается архитектурный или градостроительный совет - экспертный орган, действующий при соответствующем органе архитектуры и градостроительства.
Для особо значимых объектов разработку ДП рекомендуется проводить по результатам архитектурного конкурса. Рекомендуется привлекать авторов лучших конкурсных предложений к дальнейшей подготовке проектной документации или авторскому контролю за разработкой проектных решений и реализацией проекта. Порядок проведения архитектурных (градостроительных) конкурсов описан в Части 6 настоящей Книги.
Проектная документация
Основанием для подготовки ПД служит задание на проектирование. Объем ПД должен быть достаточным для проверки в ходе экспертизы соответствия будущего объекта требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, в частности, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, связанными с охраной объектов культурного наследия, пожарной безопасностью, а также результатам инженерных изысканий (ч. 5 ст. 49 ГрК РФ), и осуществляемой при выдаче разрешения на строительство проверки соответствия ПД требованиям, содержащимся в ГПЗУ.
Стандарт рекомендует включать в ЗП требование разработать ПД в соответствии с ДП (применительно к объектам, для которых подготавливается ДП), что позволит застройщику требовать от проектировщика соответствия ПД тем решениям, которые были зафиксированы в ДП. Экспертиза ПД не предусматривает проверку соответствия ПД заданию на проектирование, однако такой контроль может осуществляться в интересах застройщика силами действующего по его поручению технического заказчика или силами разработчика ДП в рамках авторского контроля (см.ниже).
Состав разделов ПД на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов определяются частью II Положения о составе ПД.
Согласно п. 7 Положения о составе ПД, разделы 6 и 11 разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. В остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. П. 11.2 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ устанавливает, что в случае подготовки ПД для строительства, реконструкции многоквартирного дома она дополняется разделом "Сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ".
В случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий (СТУ). Порядок разработки и согласования СТУ устанавливается Минстроем РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Материалы ПД оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013. Результат разработки ПД - комплект документации, выполненный в соответствии с ЗП, результатами предпроектных исследований и инженерных изысканий, ДП и требованиями технических регламентов.
Экспертиза проектной документации и получение разрешения на строительство
Проверка соответствия ПД результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов осуществляется путем государственной или негосударственной экспертизы. Порядок проведения экспертизы ПД, а также перечень объектов, не подлежащих экспертизе, описаны в ст. 49 ГрК РФ.
Предметом экспертизы являются
- оценка соответствия пр
<< Глава 5. Алгоритм подготовки архитектурно-строительной документаци |
Часть 4. >> Рекомендуемый порядок разработки проектов благоустройства |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.