Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Этапы архитектурно-строительного проектирования
Предпроектные подготовительные работы и подготовка задания на проектирование
Для обеспечения процесса проектирования застройщик согласно ч. 1 ст. 759 ГК РФ передает проектировщику задание на проектирование (ЗП) и комплект исходных данных, в состав которого входят:
- градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), включая технические условия (ТУ) подключения (технического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения;
- технический отчет о выполненных инженерных изысканиях (могут быть заказаны в составе проектной документации);
- отчет о результатах выполненных предпроектных исследований (могут быть заказаны в составе проектной документации);
- иная информация, необходимая для проектирования.
Подготовка задания на проектирование относится к компетенции застройщика или технического заказчика, действующего по его поручению. Задание на проектирование объекта капитального строительства подготавливается для определения характеристик и параметров проектируемого объекта, стадийности проектирования и состава документации, последующей оценки соответствия разработанной документации целям и задачам, поставленным заказчиком.
Задание на проектирование может разрабатываться на полный комплекс проектных работ или на отдельные его этапы (например, в случае когда для разработки ДП привлекается архитектурное бюро, специализирующееся на данном виде работ, а разработка ПД и РД поручается крупному проектному институту).
При разработке задания на проектирование рекомендуется проводить проектные семинары, дизайн-игры и другие мероприятия с участием горожан для выявления запросов и предложений относительно проектируемого объекта. Инструменты вовлечения горожан описаны в Части 5 настоящей Книги.
Задание на проектирование разрабатывается на основании выдаваемого органом местного самоуправления ГПЗУ, содержащего необходимую для проектирования информацию о земельном участке, ограничениях, параметрах и требованиях, связанных с размещением на нем объектов капитального строительства. Состав ГПЗУ установлен в статье 57.3 Градостроительного кодекса. ГПЗУ является консолидированной выпиской в отношении конкретного земельного участка из следующих источников:
- генерального плана поселения, городского округа, схем территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- нормативов градостроительного проектирования;
- документации по планировке территории;
- государственного кадастра недвижимости;
- федеральной государственной информационной системы территориального планирования;
- информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
При выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган производит проверку соответствия ПД требованиям, содержащимся в ГПЗУ. Срок действия ГПЗУ, заявления на выдачу которых были поданы после 1 июля 2017 г., составляет 3 года.
При необходимости включить в ЗП большое количество дополнительных требований рекомендуется выносить их в прилагаемые документы, чтобы основная часть ЗП была краткой и позволяла быстро оценить основные параметры проектируемого объекта.
Результатом разработки ЗП является документ, четко определяющий параметры проектируемого объекта и требования, на основе которых ведутся проектные работы. Качество разработки ЗП определяют возможность заказчика требовать при приемке проектных работ их соответствия его представлению об объекте.
Табл. 9. Рекомендуемая форма и состав задания на подготовку проектной документации
1 |
Наименование проекта |
Указываются функциональное назначение и основные характеристики объекта*. |
2 |
Заказчик |
Указывается наименование и адрес заказчика. |
3 |
Генеральный проектировщик |
Для государственного заказа указывается "по результатам торгов" (с указанием вида конкурентной процедуры) или дается ссылка на ФЗ-44 о контрактной системе в сфере закупок. В случае коммерческого заказа может не указываться, если на момент разработки ЗП генпроектировщик не определен. |
4 |
Основание для проектирования |
Указываются наименования документов, которые устанавливают право на за стройку участка либо служат основанием для принятия решения о проектировании и строительстве. Могут быть указаны: - адресно-инвестиционный перечень; - государственная инвестиционная программа; - заключенный договор; - проект планировки; - кадастровый паспорт; - ГПЗУ и т.п. |
5 |
Место расположения объекта |
Указываются: - кадастровый номер участка; - подробный адрес участка. |
6 |
Источник финансирования |
При государственном (муниципальном) заказе указывается: - федеральный бюджет; - бюджет поселения/ муниципального образования/ региона и т. п.; - внебюджетные средства. При коммерческом заказе указывается: - собственные средства заказчика. |
7 |
Вид строительства |
- Строительство; - реконструкция / капитальный ремонт/ модернизация. |
8 |
Сведения об участке и планировочных ограничениях |
Приводятся: - краткая характеристика участка; - перечень выполненных инженерных изысканий со ссылками на прилагаемые материалы и отчеты по результатам; - ограничения,установленные градостроительной документацией (перечень либо ссылка на прилагаемый документ; если все ограничения содержатся в ГПЗУ - не указываются). |
9 |
Срок начала строительства |
Указывается запланированная дата начала строительства. |
10 |
Сведения о ГПЗУ |
Указывается номер, наименование исполнителя, дата выдачи ГПЗУ. |
11 |
Сейсмичность |
Указывается согласно СП 14.13330.2014. |
12 |
Сведения о существующих зданиях и сооружениях |
Указывается количество и состояние, планируемые действия (снос, реконструкция и т. п.) либо "нет". |
13 |
Предпроектные материалы и требования к ним |
Предпроектные исследования**: - необходимость проведения; - перечень; - требования к исследованиям или ссылка на прилагаемый документ. Если предпроектные исследования уже проведены: - ссылка на прилагаемые документы: материалы исследований и отчет по их результатам; - требование учесть результаты исследований при проектировании. Дизайн-проект (ДП)***: - необходимость разработки; - состав; - особые требования (при наличии); - при отсутствии необходимости разработки - ссылка на обосновывающий документ (например, на прилагаемый к ЗП ранее разработанный дизайн-проект комплекса зданий, сооружений, в состав которого входит проектируемый объект). |
14 |
Стадийность проектирования |
Проектная документация (ПД): - ссылка на Положение о составе ПД; - при необходимости разработки дополнительных разделов и подразделов - их наименование и состав. Рабочая документация (РД): - подробный перечень разделов документации. |
15 |
Категория сложности объекта |
Указывается в соответствии с классификацией Методических рекомендаций по определению стоимости затрат, связанных с проведением подрядных торгов в Российской Федерации. |
16 |
Назначение и основные показатели объекта |
Приводятся: - технико-экономические показатели объекта; - состав и площади помещений; - краткое описание функциональных характеристик отдельных частей объекта. |
17 |
Нормативный срок эксплуатации здания |
Указывается нормативный срок эксплуатации здания. |
18 |
Требования к размещению стоянок и мест хранения автомобилей |
Приводится ссылка на местный норматив или указываются конкретные требования по проектированию определенного типа автостоянки (подземная, плоскостная и т. п.). |
19 |
Требования к архитектурно-планировочному решению |
Указываются: - детализированные требования относительно п. 16 (при необходимости) или ссылка на прилагаемый документ; - наличие дополнительных предпроектных исследований и требование учесть их при проектировании; - указание разработать ПД и РД на основании ДП (если п. 13 содержит требование разработки ДП) или ссылка на ранее разработанный ДП; - ссылки на рекомендательные документы, местные нормативы, постановления (при необходимости); - требования к строительным и отделочным материалам (при необходимости); - перечисление конкретных строительных и отделочных материалов (при необходимости). |
20 |
Требования к конструктивным решениям |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
21 |
Требования к инженерному обеспечению и оборудованию |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
22 |
Требования к архитектурному освещению |
Указывается перечень требований или "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
23 |
Требования по разработке инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС |
Указывается необходимость разработки со ссылкой на обосновывающий документ или дается ссылка на ФЗ-123. |
24 |
Требования к разработке сметной документации |
Указывается необходимость разработки со ссылкой на обосновывающий документ, приводится перечень требований (при наличии). |
25 |
Требования к ПОС |
Указывается необходимость разработки, приводится перечень требований (при наличии). |
26 |
Требования и условия к разработке природоохранных мер и мероприятий |
Приводится ссылка на местный или региональный документ либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
27 |
Требования о необходимости разработки схемы организации движения на время строительства |
Указывается необходимость разработки. |
28 |
Требования к обеспечению условий для маломобильных групп населения |
Приводится перечень требований либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
29 |
Требования к благоустройству территории и МАФ |
Приводится перечень требований либо указывается "разработать согласно действующим нормам и правилам". |
30 |
Требования по соблюдению мер энергетической эффективности |
Указывается класс энергетической эффективности здания. |
31 |
Требования по разработке регламента обращения со строительными отходами |
Перечисляются требования в объеме согласно региональным нормам. |
32 |
Требования по разработке систем коллективной безопасности |
Обосновывается необходимость разработки со ссылкой на соответствующий местный или региональный обосновывающий документ, приводится перечень требований (при наличии). |
33 |
Сроки и этапы проектирования и строительства |
Приводится краткий календарный график проектных и строительных работ или ссылка на такой график, содержащийся в прилагаемом документе. |
34 |
Требования о порядке согласования работ |
Список необходимых согласований с перечнем согласующих организаций и документации, которую требуется предоставить на каждом этапе. |
35 |
Дополнительные требования |
Перечисляются любые дополнительные требования либо указывается "нет". |
36 |
Перечень прилагаемых документов |
Перечисляются все прилагаемые документы с реквизитами. |
37 |
Перечень ссылочных документов |
Перечисляются нормативы, постановления и другие внешние документы, на которые имеются ссылки в ЗП, с реквизитами. |
------------------------------
* Например, "Детское дошкольное учреждение на 220 мест".
** Включается в ЗП, если планируется привлечь к разработке ДП мультидисциплинарную организацию, обладающую соответствующими компетенциями.
*** В соответствии с составом, приведенным в табл. 10 настоящей Части.
------------------------------
Комплексный анализ территории
Комплексный анализ включает в себя инженерные изыскания и предпроектные исследования в объеме, необходимом для проектирования объекта капитального строительства.
Инженерные изыскания
Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Порядок выполнения инженерных изысканий для строительства регулируется Положением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20.
К инженерным изысканиям относятся:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-гидрологические;
- инженерно-геотехнические изыскания.
Специальные виды изысканий:
- геотехнические исследования;
- обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
- поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения;
- локальный мониторинг компонентов окружающей среды;
- разведка грунтовых строительных материалов;
- локальные обследования загрязнения грунтов и грунтовых вод.
Инженерные изыскания выполняются специализированными организациями, являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций. На основании проведенных инженерных изысканий составляется отчет о результатах инженерных изысканий (технический отчет), передаваемый разработчику проектной документации.
Предпроектные исследования
На сегодняшний день правовые акты и нормативные документы РФ не содержат понятия "предпроектные исследования" применительно к процессу архитектурного проектирования. Однако разработка оптимальных решений для отдельных проектов может потребовать сбора и анализа социологических, историко-культурных, экономических и других сведений, которые могут быть недостаточно подробно рассмотрены в ходе подготовки документов территориального планирования, документации по планировки территории. В этом случае рекомендуется провести дополнительные предпроектные исследования.
Необходимость предпроектных исследований определяется застройщиком. Застройщик заказывает такие исследования профильным организациям, которые выполняют их на основании подготовленного застройщиком задания. Возможно включение предпроектных исследований в состав работ по подготовке ДП. В этом случае задание на проведение предпроектных исследований может быть интегрировано в задание на разработку ДП.
Исследования проводятся в объеме, необходимом для подготовки соответствующего вида или всего комплекса проектной документации. При проведении исследований рекомендуется использовать материалы исследований территории, размещенные в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, иных информационных системах. Результаты исследований, проводимых в ходе архитектурно-строительного проектирования, могут включаться в такие информационные системы для последующего использования.
В состав предпроектных исследований могут входить:
- градостроительный анализ;
- историко-культурные исследования;
- антропологические и социологические исследования;
- экологические исследования;
- транспортные исследования;
- экономические исследования;
- иные исследования, необходимые для обоснования принимаемых решений.
Предпроектные исследования, в частности, сбор и анализ сведений социологического, экономического и социокультурного характера могут проводиться с применением различных инструментов вовлечения горожан, представителей бизнеса и других заинтересованных сторон, с учетом рекомендаций, изложенных в Части 5 настоящей Книги.
На основании проведенных исследований территории составляется отчет, передаваемый разработчику проектной документации. Дополнительная информация о видах и методах комплексного анализа содержится в Главе 4.
Дизайн-проект
Табл. 10. Рекомендуемый состав дизайн-проекта объекта капитального строительства
1 |
Пояснительная записка с технико-экономическими показателями. |
2 |
Отчет по результатам предпроектных исследований, содержащий текстовые и графические материалы в соответствии с ЗП*. |
3 |
Фотофиксация существующего положения. |
4 |
Схема ситуационного плана (М 1:2 000, 1:5 000, 1:10 000). |
5 |
План существующего положения (М 1:500). |
6 |
Схема планировочной организации земельного участка (М 1:500). |
7 |
Схема транспортной организации территории (М 1:500). |
8 |
Развертки по прилегающим улицам со встроенными фасадами объекта (М 1:500 или другой по необходимости). |
9 |
Фасады с размещением информационных конструкций и навесного оборудования (М 1:200) с высотными отметками, указанием материалов и цветов по RAL или другой применимой палитре. |
10 |
Фрагмент фасада (М 1:20) с обозначением фасадных конструкций и применяемых отделочных материалов. |
11 |
Материалы визуализации (перспективы, фотомонтаж). |
12 |
Схемы планов первого и неповторяющегося этажей, подземных уровней (М 1:200) без обязательной нарезки всех помещений, но с выделением функциональных зон. |
13 |
Схемы разрезов с указанием высотных отметок (М 1:200). |
------------------------------
* В случае, если ЗП предусматривает необходимость предпроектных исследований.
------------------------------
В рамках Стандарта "дизайн-проектом" именуется эскизный (концептуальный) проект планируемого объекта. Термин выбран для обозначения этого этапа архитектурно-строительного проектирования в связи с тем, что он широко распространен в профессиональной среде, отражает акцент на графическом представлении материала и может применяться как в отношении строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, так и в области благоустройства территории**, при этом в отличии от других сходных терминов (архитектурная концепция, эскизный проект) не обременен посторонними значениями, которые могут препятствовать его восприятию в предлагаемом смысле. В предложениях по совершенствованию нормативно-правовой базы дизайн-проект в соответствии со стилистикой нормативных актов в градостроительной сфере именуется "принципиальными проектными решениями".
------------------------------
** Применительно к проектам благоустройства территории термин "дизайн-проект" уже нашел отражение в нормативно-правовой базе, а именно в Постановлении Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
------------------------------
Практика по формулированию цели и замысла будущего обьекта и подготовка предварительного (эскизного) проекта на этой основе естественна для проектирования как процесса последовательной детализации сложных объектов (систем). На сегодняшний день установленный ГрК РФ процесс архитектурно-строительного проектирования не включает в себя эту стадию. Однако запрос на подготовку предварительной проектной документации, отражающей основные технико-экономические, функциональные и эстетические параметры будущих объектов, для оценки обоснованности возможных проектных решений на ранних стадиях планирования существует и находит свое выражение в таких институтах как, например, согласование архитектурно-градостроительного облика объекта, позволяющую государственным органам субъектов РФ и муниципальным органам осуществлять контроль за целостностью архитектурного облика городов и других поселений на основании принятых в субъектах и муниципальных образованиях правовых актов. Такие процедуры применяются в отдельных регионах***. При этом состав и содержание требуемых для них проектных документов определяется отдельно в каждом субъекте РФ или муниципальном образовании, поскольку эскизный проект не введен в общий, определенный федеральным законом процесс архитектурно-строительного проектирования.
------------------------------
*** Например, в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Свердловской областях. Такой предварительный (эскизный) проект в региональных нормативных документах чаще всего именуется "архитектурно-градостроительным решением" (АГР) или "архитектурно-градостроительным обликом" (АГО).
------------------------------
Дизайн-проект, наглядно демонстрирующий замысел будущего объекта, служит инструментом соучаствующего проектирования, поскольку позволяет проинформировать жителей и иных заинтересованных лиц о планируемом строительстве, обсудить проект и внести в него необходимые изменения на ранней стадии. Кроме того, разработка ДП позволяет до начала полномасштабного архитектурно-строительного проектирования:
- местным или региональным органам власти - проконтролировать и зафиксировать основные градостроительные, технико-экономические, объемно-планировочные, функциональные, эстетические характеристики объекта капитального строительства;
- коммерческим застройщикам - оценить предстоящие расходы на проектирование и строительство, потенциальный коммерческий эффект от реализации проекта.
- местному бизнесу - заблаговременно получать информацию о появлении новых коммерческих площадей и новых сообществ потребителей.
Разработку дизайн-проекта объекта капитального строительства рекомендуется проводить для объектов в границах значимых городских территорий и для значимых городских объектов.
Дизайн-проект объекта капитального строительства может не разрабатываться, если ранее был разработан дизайн-проект комплекса зданий, сооружений, в состав которого входит данный объект, либо дизайн-проект объекта благоустройства, предусматривающий строительство или реконструкцию данного объекта капитального строительства. В этом случае ПД и РД разрабатываются на основе соответствующего дизайн-проекта комплекса зданий, сооружений или дизайн-проекта объекта благоустройства.
ДП как документ, содержащий принципиальные проектные решения, подлежащие дальнейшей проработке в ПД, требует от лиц, осуществляющих его подготовку, соответствия квалификационным требованиям по допуску к подготовке ПД соответствующих объектов.
Рекомендуемый состав ДП приведен в табл. 10. ДП оформляется в виде альбома формата A3 или А4, содержащего основные архитектурно-планировочные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения проектируемого объекта в текстовой и графической форме. Альбом дополняется демонстрационными материалами, необходимыми для публичных и экспертных рассмотрений проекта: презентациями, планшетами, макетами, образцами отделочных материалов и т.д.
Особые требования к составу дизайн-проекта, такие как необходимость подготовки референсных материалов по аналогичным проектам, дополнительных демонстрационных материалов (презентаций, планшетов, макетов, образцов отделочных материалов и т.п.) для публичных и экспертных рассмотрений проекта, разработки проекта в нескольких вариантах, устанавливаются в ЗП.
Дизайн-проект объекта капитального строительства подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Предметом согласования дизайн-проекта объекта капитального строительства является соответствие ДП требованиям градостроительного регламента, ограничениям, зафиксированным в ГПЗУ, и результатам общественных обсуждений.
Стандарт рекомендует разработать процедуры согласования ДП с органами местного самоуправления. К рассмотрению особо значимых объектов, перечень видов которых может быть установлен на региональном или местном уровне, привлекается архитектурный или градостроительный совет - экспертный орган, действующий при соответствующем органе архитектуры и градостроительства.
Для особо значимых объектов разработку ДП рекомендуется проводить по результатам архитектурного конкурса. Рекомендуется привлекать авторов лучших конкурсных предложений к дальнейшей подготовке проектной документации или авторскому контролю за разработкой проектных решений и реализацией проекта. Порядок проведения архитектурных (градостроительных) конкурсов описан в Части 6 настоящей Книги.
Проектная документация
Основанием для подготовки ПД служит задание на проектирование. Объем ПД должен быть достаточным для проверки в ходе экспертизы соответствия будущего объекта требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, в частности, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, связанными с охраной объектов культурного наследия, пожарной безопасностью, а также результатам инженерных изысканий (ч. 5 ст. 49 ГрК РФ), и осуществляемой при выдаче разрешения на строительство проверки соответствия ПД требованиям, содержащимся в ГПЗУ.
Стандарт рекомендует включать в ЗП требование разработать ПД в соответствии с ДП (применительно к объектам, для которых подготавливается ДП), что позволит застройщику требовать от проектировщика соответствия ПД тем решениям, которые были зафиксированы в ДП. Экспертиза ПД не предусматривает проверку соответствия ПД заданию на проектирование, однако такой контроль может осуществляться в интересах застройщика силами действующего по его поручению технического заказчика или силами разработчика ДП в рамках авторского контроля (см.ниже).
Состав разделов ПД на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов определяются частью II Положения о составе ПД.
Согласно п. 7 Положения о составе ПД, разделы 6 и 11 разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. В остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. П. 11.2 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ устанавливает, что в случае подготовки ПД для строительства, реконструкции многоквартирного дома она дополняется разделом "Сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ".
В случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий (СТУ). Порядок разработки и согласования СТУ устанавливается Минстроем РФ по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Материалы ПД оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013. Результат разработки ПД - комплект документации, выполненный в соответствии с ЗП, результатами предпроектных исследований и инженерных изысканий, ДП и требованиями технических регламентов.
Экспертиза проектной документации и получение разрешения на строительство
Проверка соответствия ПД результатам инженерных изысканий и требованиям технических регламентов осуществляется путем государственной или негосударственной экспертизы. Порядок проведения экспертизы ПД, а также перечень объектов, не подлежащих экспертизе, описаны в ст. 49 ГрК РФ.
Предметом экспертизы являются
- оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, результатам инженерных изысканий;
- оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Проведение иных экспертиз, помимо экспертизы ПД, а также государственной историко-культурной и государственной экологической экспертиз (в особых случаях), законодательством не допускается. Срок проведения государственной экспертизы ПД не должен превышать 42 дня, негосударственной экспертизы - определяется договором.
Задача проектировщика в ходе экспертизы - вносить в ПД изменения согласно замечаниям экспертов. После устранения всех замечаний застройщик получает положительное заключение экспертизы, которое позволяет ему обратиться орган местного самоуправления за разрешением на строительство.
При выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления проверяет наличие предоставляемых в соответствии с частью 7 ст. 51 ГрК РФ документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство и проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи ГПЗУ, в срок не более 7 рабочих дней. В случае отсутствия оснований для отказа выдается разрешение на строительство.
Табл. 11. Состав ПД
Раздел 1 |
Пояснительная записка. |
Раздел 2 |
Схема планировочной организации земельного участка. |
Раздел 3 |
Архитектурные решения. |
Раздел 4 |
Конструктивные и объемно-планировочные решения. |
Раздел 5 |
Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений": - подраздел "Система электроснабжения"; - подраздел "Система водоснабжения"; - подраздел "Система водоотведения"; - подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети"; - подраздел "Сети связи"; - подраздел "Система газоснабжения"; - подраздел "Технологические решения". |
Раздел 6 |
Проект организации строительства. |
Раздел 7 |
Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства*. |
Раздел 8 |
Мероприятия по охране окружающей среды. |
Раздел 9 |
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. |
Раздел 10 |
Мероприятия по обеспечению доступа людей с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения. |
Раздел 10.1 |
Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. |
Раздел 11 |
Смета на строительство объектов капитального строительства. |
Раздел 12 |
Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. |
------------------------------
* Выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства.
------------------------------
Рабочая документация
Согласно Положению о составе ПД, рабочая документация разрабатывается для реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства. Цель разработки РД - получить комплект документации, достаточный для осуществления строительства. Контроль за отсутствием отклонений РД от ПД осуществляется техническим надзором заказчика и органами государственного строительного надзора через проверку соответствия элементов построенного объекта и ПД.
Согласно письму Минрегиона РФ N 19088-СК/08, объем, состав и содержание рабочей документации определяются заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в ПД, и указываются в задании на проектирование. Основные требования к порядку оформления и составу рабочей документации содержатся в ГОСТ Р 21.1101-2013. В состав РД включаются:
- рабочие чертежи, объединенные в основные комплекты рабочих чертежей по маркам;
- прилагаемые документы, разработанные в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
Ориентировочный состав РД приведен в табл. 12. В соответствии с вышеуказанным письмом Минрегиона РФ, РД может разрабатываться как одновременно с ПД, так и после ее разработки и получения положительного заключения экспертизы. При одновременной разработке ПД и РД по решению заказчика и с согласия экспертной организации на государственную экспертизу может быть представлена вся документация. Такой порядок справедлив и в отношении негосударственной экспертизы.
Согласно п. 7 ст. 52 ГрК РФ, отклонение параметров объекта капитального строительства от согласованной ПД допускается только в случае внесения соответствующих изменений в ПД и повторного рассмотрения ПД экспертизой. Это означает, что в случае внесения изменений в РД ПД должна корректироваться соответственно.
РД обладает более высокой степенью детализации, чем ПД. Кроме того, в силу специфики ПД некоторые принципиальные аспекты архитектурного решения, зафиксированные в согласованном ДП, могут не найти отражения в ПД. Между тем органы государственного строительного надзора не наделены правом контролировать соответствие ДП и РД. В этой связи Стандарт рекомендует застройщикам привлекать разработчиков ДП к авторскому контролю за разработкой ПД и РД (см. ниже). Интеграция ДП в ЗП также должна способствовать возможности отслеживать отклонения РД от принципиальных решений, утвержденных ДП, через инструменты гражданско-правового (экономического) характера.
Табл. 12. Состав РД
Комплект чертежей марки ГП |
- разбивочный чертеж; - план организации рельефа; - план земляных масс; - сводный план инженерных сетей; - план благоустройства. |
Комплект чертежей марки АР |
- планы типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических, кровли; - разрезы; - фасады; - входы; - узлы и детали; - спецификации. |
Комплект чертежей марки КЖ |
- план котлована; - фундаменты; - стены и перекрытия типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - лифтовые шахты; - лестницы; - входы; - узлы и детали; - спецификации. |
Комплект чертежей марки ОВ |
- ИТП; - план инженерного оборудования (отопление и вентиляция) типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - схемы; - спецификации. |
Комплект чертежей марки ВК |
- план инженерного оборудования (водопровод, канализация, ливнесток) типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - схемы; - спецификации. |
Комплект чертежей марки ЭОМ |
- план инженерного оборудования (электрооборудование и освещение) типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - схемы; - спецификации. |
Комплект чертежей марки СС |
- планы инженерного оборудования (телефонизация, телевидение, радиофикация, пожарная сигнализация) типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - схемы; - спецификации. |
Комплект чертежей марки А |
- план инженерного оборудования (автоматизация инженерных систем) типового и неповторяющихся этажей, в том числе технических; - схемы; - спецификации. |
Прилагаемые документы |
- рабочая документация на строительные изделия; - эскизные чертежи общих видов нетиповых изделий, выполняемые в соответствии с ГОСТ 21.114; - спецификация оборудования, изделий и материалов, выполняемая в соответствии с ГОСТ 21.110; - опросные листы и габаритные чертежи, выполняемые в соответствии с данными заводов-изготовителей оборудования; - сметная документация; - другие документы, предусмотренные соответствующими стандартами СПДС. |
Авторский контроль за разработкой документации для строительства
Выполнение всех стадий проектирования одним проектировщиком, как правило, гарантирует соответствие принципиальных архитектурных решений на всех стадиях (за исключением изменений, продиктованных оправданной необходимостью). Для других случаев Стандарт рекомендует застройщикам привлекать разработчиков ДП к авторскому контролю за разработкой ПД и РД, разработчиков ПД - к авторскому контролю за разработкой РД.
Состав работ по авторскому контролю включает проверку разделов ПД и РД на соответствие решениям, заложенным в ДП, консультационную поддержку разработчиков стадий ПД и РД при необходимости изменения проектных решений в ходе согласования и экспертизы документации, предоставление дополнительных разъясняющих графических материалов.
Застройщик, выполнивший предварительный расчет стоимости строительства и ожидаемого экономического эффекта на основании ДП, заинтересован в соответствии документации более поздних стадий дизайн-проекту. Соответствие рабочей документации ПД, в свою очередь, ограждает его от возможных проблем, связанных государственным строительным надзором и вводом объекта в эксплуатацию.
Авторский контроль не только обеспечивает соблюдение интересов застройщика, но и способствует реализации прав авторов проекта. Право автора произведения архитектуры на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства установлено ч. 2 ст. 1294 ГК РФ. В действующих нормативных документах отсутствуют рекомендации по ведению авторского контроля. Стандарт рекомендует застройщикам заключать с разработчиками ранних стадий проектирования контракт на по меньшей мере двукратную проверку документации поздних стадий до ее приемки у разработчика, а также не осуществлять приемку документации без согласования с проектировщиками, осуществляющими авторский контроль.
Авторский надзор за выполнением строительно-монтажных работ
Задача авторского надзора за выполнением СМР - обеспечение соответствия работ, выполняемых на строительной площадке, решениям, зафиксированным в проектной документации всех стадий. Авторский надзор за СМР обеспечивает соблюдение интересов застройщика по тем же причинам, что и авторский контроль за разработкой документации для строительства. Права автора произведения архитектуры, связанные с осуществлением авторского надзора, установлены ст. 1294 ГК РФ, из ч. 3 которой следует, что застройщик обязан заключить контракты на АН с разработчиками документации всех стадий по их требованию. Такие контракты застройщик может заключать непосредственно или через генерального проектировщика.
Важное условие эффективности авторского надзора - независимость организаций, осуществляющих АН, от строительной организации. По этой причине Стандарт не рекомендует застройщикам заключать контракты, включающие одновременно и полный цикл проектирования, и генеральный подряд на строительно-монтажные работы.
Основным нормативом, содержащим рекомендации по осуществлению авторского надзора, на настоящий момент служит СП 246.1325800.2016. Согласно этому документу, авторский надзор среди прочего подразумевает:
- разработку дополнительных чертежей узлов и деталей по мере необходимости;
- корректировку ранее выполненных чертежей РД в соответствии с реальными условиями строительной площадки либо по требованию органов государственного строительного надзора.
Эти задачи АН должны выполняться силами разработчика РД. Если строительство ведется параллельно с разработкой РД, изменения в ранее выполненные чертежи РД разработчик может вносить в рамках разработки РД, не участвуя в АН.
В случае государственного заказа уместно и юридически оправданно привлекать к контролю за соответствием реализованных строительных решений ДП профильные муниципальные и региональные органы, ответственные за архитектурный облик городов.
<< Глава 5. Алгоритм подготовки архитектурно-строительной документаци |
Часть 4. >> Рекомендуемый порядок разработки проектов благоустройства |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.