Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методология определения стоимости проектов развития территорий в международной практике
Для анализа методологии определения стоимости проектных работ были рассмотрены практики шести стран: Англии, Германии, Франции, США, Австралии и Сингапура. Анализ был проведен на основе материалов, размещенных в открытом доступе: нормативных документов, методических рекомендаций, тендерной документации, сайтов архитектурных бюро, официальных сайтов региональных и городских администраций и др. Подробнее о методах определения стоимости проектных работ см. Часть 7 настоящей Книги.
Подходы к определению стоимости градостроительной документации по планировке территории, архитектурно-строительному проектированию и благоустройству для заключения контрактов рассмотрены в двух масштабах:
Масштаб территории - документы, содержащие проект развития элементов планировочной структуры города. В зависимости от принятых в стране видов документации это могут быть архитектурно-градостроительная концепция территории, мастер-план территории, проект планировки территории и пр.
Масштаб здания - документы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные решения объекта капитального строительства. В зависимости от принятых в стране видов документации, это могут быть эскизный проект, проектная документация, рабочая документация и пр.
Подробнее виды градостроительной документации, принятые в Англии, Германии, Франции, США, Сингапуре, рассмотрены в Приложении 1 настоящей Книги.
Кейс 1
Англия
Масштаб территории
Вид документа |
Районный план |
Мастер-план территории* |
Оригинальное название |
Neighborhood plan |
|
Заказчик |
- Общинный совет - Сообщество жителей |
- Государственные органы и квазигосударственные организации (агентства регионального развития, национальные агентства, больничные комплексы, университеты и пр.) - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках1, определяется Правилами о государственных закупках2.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных затрат используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат. Состав сметы варьируется в зависимости от характера проекта и состава команды3.
- Сметный метод на основе процента от строительно-монтажных работ (СМР)4.
- Смешанный метод: стоимость проектных работ рассчитывается на основе внутрифирменных смет и выражается в единовременном платеже. При возникновении дополнительных работ, выходящих за рамки первоначального контракта, используется сметный метод на основе трудозатрат5.
Масштаб здания
Вид документа |
Технические спецификации |
Программа проекта |
Концепция проекта |
Проектная документация |
Рабочая документация |
Оригинальное название |
Technical specification |
Brief |
Concept |
Definition |
Design |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Аналогично регламентам закупки документации в масштабе территории.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат. Согласно исследованиям, средняя почасовая ставка архитектора составляет 60 фунтов6.
- Сметным методом на основе процента от СМР. Согласно рекомендательным Правилам оценки строительных проектов7, стоимость проектных работ вычисляется по формуле: axb, где a - сметная стоимость СМР, b - процент за оплату услуг исполнителя, принимаемый на основе анализа аналогичных строительных проектов. Стоимость разработки проектной документации (стадии 1-5 согласно стадийности RIBA) в среднем составляет 4,5% от стоимости СМР. Стоимость разработки концепции объекта (стадии 1-3 согласно стадийности RIBA) составляет около 35% от полной стоимости разработки проектной документации (стадии 1-7), определенной как 6,5% от стоимости СМР. Таким образом, если СМР оценены в 1 млн евро, полная стоимость проектных работ составляет 65 тыс. евро, стоимость разработки концепции - около 23 тыс. евро.
Кейс 2
Германия
Масштаб территории
Вид документа |
План землепользования |
План развития |
Мастер-план* |
Оригинальное название |
Flachennutzungsplan (FNP) |
Bebauungsplan (B-Plan) |
|
Заказчик |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) - Частные девелоперы |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки. Функцию мастер-плана может принимать детализированный план развития.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках8, определяется рядом документов, в том числе Общим положением о государственных закупках (GWB)9.
Методы определения стоимости проектных работ
В основе регулирования архитектурной деятельности в Германии лежит Регламент о гонорарах работ архитекторов и инженеров (HOAI)10. Редакция HOAI, действующая с 2013 г., регулирует вознаграждение архитекторов и инженеров, оказывающих проектные услуги, на основании национального стандарта DIN 276-1:2008-12. HOAI представляет собой так называемый закон единой цены (one price law), предполагающий, что установленные им расценки обязательны как для заказчика, так и для исполнителя. Документ устанавливает минимальные и максимальные цены, в рамках которых стороны могут вести переговоры о стоимости контракта. Регламент применяется для контрактов стоимостью не менее 25 тыс. и не более 25 млн евро.
1. План землепользования
Стоимость разработки рассчитывается на основе двух критериев:
- натурального показателя - площади проектируемой территории;
- сложности проекта.
Сложность проекта определяется путем оценивания по трехбалльной шкале со следующими критериями:
- значение в структуре территорий;
- разнообразие и плотность функций;
- структура расселения и общественных пространств;
- транспорт и городская инфраструктура;
- топография, геология и культурный ландшафт;
- климат, природа и охрана окружающей среды.
По сумме выставленных баллов определяется категория сложности проекта:
- до 9 баллов - I категория;
- 10-14 баллов - II категория;
- 15-18 баллов - III категория.
Стоимость подготовки плана землепользования на основе площади территории и сложности проекта определяется согласно содержащейся в регламенте таблице (см. табл. 25).
Табл. 25. Стоимость подготовки плана землепользования
Площадь (га) |
Категория I (евро) |
Категория II (евро) |
Категория III (евро) |
1000 |
70 439-85 269 |
85 269-100 098 |
100 098-113 927 |
1250 |
78 957-95 579 |
95 579-112 202 |
112 202-128 824 |
1500 |
86 492-104 700 |
104 700-122 909 |
122 909-141 118 |
1750 |
93 260-112 894 |
112 894-132 527 |
132 527-152 161 |
2000 |
99 407-120 334 |
120 334-141 262 |
141 262-162 190 |
2500 |
111 311-134 745 |
134 745-158 178 |
158 178-181 612 |
3000 |
121 868-147 525 |
147 525-173 181 |
173 181-198 838 |
3500 |
131 387-159 047 |
159 047-186 707 |
186 707-214 367 |
4000 |
140 069-169 557 |
169 557-199 045 |
199 045-228 533 |
5000 |
155 461-188 190 |
188 190-220 918 |
220 918-253 647 |
6000 |
168813-204352 |
204 352-239 892 |
239 892-275 431 |
7000 |
180 589-218 607 |
218 607-256 626 |
256 626-294 645 |
8000 |
191 097-231 328 |
231 328-271 559 |
271 559-311 790 |
9000 |
200 556-242 779 |
242 779-285 001 |
285 001-327 224 |
10.000 |
209 126-253 153 |
253 153-297 179 |
297 179-341 206 |
11.000 |
216 893-262 555 |
262 555-308 217 |
308 217-353 878 |
12.000 |
223 912-271 052 |
271 052-318 191 |
318 191-365 331 |
13.000 |
230 331-278 822 |
278 822-327 313 |
327 313-375 804 |
14.000 |
236 214-285 944 |
285 944-335 673 |
335 673-385 402 |
15.000 |
241 614-292 480 |
292 480-343 346 |
343 346-394 213 |
2. План развития
Метод определения стоимости плана развития аналогичен методу определения стоимости плана землепользования, различны лишь критерии, по которым выставляются баллы для определения сложности проекта, и установленные расценки.
Масштаб здания
Вид документа |
Предварительное планирование |
Эскизный проект |
Проектная документация |
Исполнительная документация |
Оригинальное название |
Vorplanung |
Entwurfsplanung |
Genehmigungsplanung |
Ausfuhrungsplanung |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Аналогично регламентам закупки документации в масштабе территории.
Методы определения стоимости проектных работ
Стоимость проектных работ определяется на основе двух критериев:
- стоимости СМР;
- сложности проекта.
Для определения сложности проекта он оценивается по следующим критериям:
- требования к интеграции в окружающую среду (1-6 баллов);
- функциональная сложность (1-9 баллов);
- требования к дизайну (1-9 баллов);
- требования к конструкциям (1-6 баллов);
- техническое оборудование (1-6 баллов);
- отделка (1-6 баллов).
По сумме выставленных баллов определяется категория сложности проекта:
- до 10 баллов - I категория;
- 11-18 баллов - II категория;
- 19-26 баллов - III категория;
- 27-34 балла - IV категория;
- 35-42 балла - V категория.
Стоимость подготовки документации на основе стоимости СМР и сложности проекта определяется согласно содержащейся в регламенте таблице (см. табл. 25).
Табл. 26. Стоимость подготовки проектной документации
Стоимость СМР |
Категория I (евро) |
Категория II (евро) |
Категория III (евро) |
Категория IV (евро) |
Категория V (евро) |
25.000 |
3.120-3.657 |
3.657-4.339 |
4.339-5.412 |
5.412-6.094 |
6.094-6.631 |
35.000 |
4.217-4.942 |
4.942-5.865 |
5.865-7.315 |
7.315-8.237 |
8.237-8.962 |
50.000 |
5.804-6.801 |
6.801-8.071 |
8.071-10.066 |
10.066-11.336 |
11.336-12.333 |
75.000 |
8.342-9.776 |
9.776-11.001 |
11.001-14.469 |
14.409-16.293 |
16.293-17.727 |
100.000 |
10.790-12.644 |
12.644-15.005 |
15.005-18.713 |
18.713-21.074 |
21.074-22.928 |
150.000 |
15.500-18.164 |
18.164-21.555 |
21.555-26.883 |
26.883-30.274 |
30.274-32.938 |
200.000 |
20.037-23.480 |
23.480-27.863 |
27.863-34.751 |
34.751-39.134 |
39.134-42.578 |
300.000 |
28.750-33.692 |
33.692-39.981 |
39.981-49.864 |
49.864-56.153 |
56.153-61.095 |
500.000 |
45.232-53.006 |
53.006-62.900 |
62.900-78.449 |
78.449-88.343 |
88.343-96.118 |
750.000 |
64.666-75.781 |
89.927-89.927 |
89.927-112.156 |
112.156-126.301 |
126.301-137.416 |
1.000.000 |
83.182-97.479 |
97.479-115.675 |
115.675-144.268 |
144.268-162.464 |
162.464-176.761 |
1.500.000 |
119.307-139.813 |
139.813-165.911 |
165.911-206.923 |
206.923-233.022 |
233.022-253.527 |
2.000.000 |
153.965-180.428 |
180.428-214.108 |
214.108-267.034 |
267.034-300.714 |
300.714-327.177 |
3.000.000 |
220.161-258.002 |
258.002-306.162 |
306.162-381.843 |
381.843-430.003 |
430.003-467.843 |
5.000.000 |
343.879-402.984 |
402.984-478.207 |
478.207-596.416 |
596.416-671.640 |
671.640-730.744 |
7.500.000 |
493.923-578.816 |
578.816-686.862 |
686.862-856.648 |
856.648-964.694 |
964.094-1.049.587 |
10.000.000 |
638.277-747.981 |
747.981-887.604 |
887.604-1.107.012 |
1.107.012-1.246.635 |
1.246.635-1.356.339 |
15.000.000 |
915.129-1.072.416 |
1.072.416-1.272.601 |
1.272.601-1.587.176 |
1.587.176-1.787.360 |
1.787.360-1.944.648 |
20.000.000 |
1.180.414-1.383.298 |
1.383.298-1.641.513 |
1.641.513-2.047.281 |
2.047.281-2.305.496 |
2.305.496-2.508.380 |
25.000.000 |
1.436.874-1.683.837 |
1.683 837-1.998.153 |
1.998.153-2.492.079 |
2.492.079-2806.395 |
2.806.395-3.053.358 |
В процентном отношении полная стоимость разработки архитектурно-строительного проекта составляет 5-12% от стоимости СМР. Стоимость разработки концепции объекта (стадии 1-3 согласно HOAI) составляет 24% от этой стоимости, или 2%-4,5% от стоимости СМР. Если конечная стоимость строительства - 1 млн евро, то полная стоимость разработки архитектурного проекта составит около 130 тыс. евро, из них за разработку концепции будет выплачено около 31 тыс. евро.
Кейс 3
Франция
Масштаб территории
Вид документа |
Местный план |
Мастер-план* |
Оригинальное название |
Plan local d'urbanisme (PLU) |
- |
Заказчик |
- Государственные органы (местные органы планирования) |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках11, определяется Постановлениями о государственных закупках12 и заключении контрактов13. Те же положения применяются ко всем государственным закупкам свыше 25 тыс. евро.
Методы расчета стоимости создания документов
Информация не содержится в открытых источниках.
Масштаб здания
Вид документа |
Эскизный проект |
Предварительный проект |
Проектная документация |
Рабочая документация |
Оригинальное название |
Les etudes d'esquisse (ESQ) |
Les etudes d'avantprojet sommaire (APS) |
Les etudes d'avantprojet definitif (APD) |
Les etudes de projet (PRO) |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девело-перы |
Регламенты закупки документации
Проведение закупок для реализации строительных и инфраструктурных проектов государственными заказчиками регламентируется законом N 85-70414. Порядок закупок для проектов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках, регулируется вышеуказанными Постановлениями.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат.
- Сметный метод на основе процента от СМР. Для проектов с государственным участием согласно официальному Руководству для государственных заказчиков15 процентная ставка вставляет от 8 до 13% от СМР. Стоимость разработки концепции проекта (стадии ESQ и APS) составляет 30-34% от полной стоимости проектных работ. Таким образом, если СМР проекта составили 1 млн евро, то полная стоимость проектных работ составит 110 тыс. евро, из них за разработку концепции - около 35 тыс. евро.
Кейс 4
США
Масштаб территории
Вид документа |
Местный комплексный план |
План района |
Мастер-план* |
Оригинальное название |
Local Comprehensive Plan |
Neighborhood/ Community Plan |
- |
Заказчик |
- Государственные органы |
- Государственные органы - Частные девелоперы - Сообщества местных жителей и арендаторов |
- Государственные заказчики - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
На государственном уровне закупки в сфере архитектуры и строительства регулирует ч. 36 Федеральных правил закупок (FAR)16.
Методы определения стоимости проектных работ
Информация относительно методов определения стоимости проектных работ для государственных заказчиков отсутствует. Для определения стоимости разработки мастер-плана территории частные девелоперы, как правило, используют сметный метод на основе трудозатрат17.
Масштаб здания
Вид документа |
Эскизный проект |
Проектная документация |
Рабочая документация |
Оригинальное название |
Schematic Design |
Design Development |
Construction Documents |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Варьируются в зависимости от законодательства штата.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат18.
- Сметный метод на основе процента от СМР. Справочники по применению этого метода для проектов с бюджетным финансированием часто утверждаются на уровне города или штата19. Полная стоимость проектных работ, как правило, составляет 10-15% от СМР, а стоимость разработки концепции объекта (Schematic Design) от 10 до 20% от этой суммы.
Кейс 5
Австралия
Масштаб территории
Вид документа* |
Местный план |
Местный план развития |
Мастер-план** |
Оригинальное название |
Local Plan |
Local Development Plan |
- |
Заказчик |
- Государственные органы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные заказчики - Частные девелоперы |
------------------------------
* Виды документов территориального планирования определяются законодательством штата. В таблице приведены документы, принятые в штате Западная Австралия.
** Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Закупочные процедуры регламентируются Правилами закупок Британского Содружества наций20. Раздел 1 применяется ко всем закупкам независимо от их стоимости. Раздел 2 содержит дополнительные правила для закупок, оцененных свыше 7,5 млн австралийских долларов.
Методы определения стоимости проектных работ
Стоимость проектных работ, как правило, рассчитываться сметным методом на основе трудозатрат.
Масштаб здания
Вид документа*** |
Концепция объекта |
Проектная документация |
Оригинальное название |
Concept Development |
Design |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
------------------------------
*** Стадийность проектирования варьируется в зависимости от законодательства штата. В таблице представлены документы, принятые в штате Западная Австралия.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Законодательную основу для закупки такой документации образует Национальный строительный кодекс21, однако штаты вправе принимать собственные нормативные акты, уточняющие или исключающие положения кодекса.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ долгое время использовался справочник вознаграждений (fee schedule), разработанный Австралийским институтом архитекторов.
Однако в 2001 г. Австралийская комиссия по конкуренции и потребительским правам признала документ антиконкурентным. В настоящий момент для определения стоимости подготовки проектной документации используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат.
- Сметный метод на основе процента от СМР. Согласно анализу тендерной документации, стоимость разработки концепции объекта в среднем составляет 6-7% от стоимости СМР.
Кейс 6
Сингапур
Масштаб территории
Вид документа |
Специальные и детальные контрольные планы |
Оригинальное название |
Special and Detailed Control Plans (SDCP) |
Заказчик |
- Управление городского развития |
Регламенты закупки документации
В рамках создания мастер-плана Сингапура (документ, схожий по функциям с ПЗЗ в России) Управление городского развития (URA, орган, отвечающий за пространственное развитие страны) разрабатывает Специальные и детальные контрольные планы для отдельных территорий. При необходимости привлечения внешних исполнителей URA может организовать конкурс в соответствии с Правилами о государственных закупках22, применяемых к контрактам на сумму свыше 70 тыс. сингапурских долларов.
Методы определения стоимости проектных работ
В случае если Управление городского развития инициирует конкурс на разработку проекта/концепции территории, победившая проектная команда получает вознаграждение в виде единовременного платежа, размер которого определяется условиями конкурса23.
Масштаб здания
Вид документа* |
Исследования и анализ. Подготовка концепции |
Эскизный проект |
Дизайн-проект |
Оригинальное название |
Feasibility and planning. Conceptual Design Outline |
Schematic design |
Design development stage |
Заказчик |
- Совет по жилью и развитию - Частные девелоперы |
- Совет по жилью и развитию - Частные девелоперы |
- Совет по жилью и развитию - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Закупочные процедуры государственного заказа регулируются Правилами о государственных закупках (см. выше). Решение о выборе подрядчика принимается на основании Метода качества и стоимости (Quality Fee Method24), применяемого для строительных проектов общей площадью свыше 2000 . Метод основан на выборе исполнителя не только по принципу наименьшей предложенной цены, но и с учетом его квалификаций, опыта аналогичных проектов и т.д.
Методы определения стоимости проектных работ
В соответствии с Методом качества и стоимости, стоимость проектных работ может определяться:
- Сметным методом на основе трудозатрат.
- Сметным методом на основе процента от СМР.
<< Приложение 1. Организация процесса проектирования в международной практике |
Приложение 3. >> Формулы расчета ключевых параметров целевых моделей среды |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.