Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Методология определения стоимости проектов развития территорий в международной практике
Для анализа методологии определения стоимости проектных работ были рассмотрены практики шести стран: Англии, Германии, Франции, США, Австралии и Сингапура. Анализ был проведен на основе материалов, размещенных в открытом доступе: нормативных документов, методических рекомендаций, тендерной документации, сайтов архитектурных бюро, официальных сайтов региональных и городских администраций и др. Подробнее о методах определения стоимости проектных работ см. Часть 7 настоящей Книги.
Подходы к определению стоимости градостроительной документации по планировке территории, архитектурно-строительному проектированию и благоустройству для заключения контрактов рассмотрены в двух масштабах:
Масштаб территории - документы, содержащие проект развития элементов планировочной структуры города. В зависимости от принятых в стране видов документации это могут быть архитектурно-градостроительная концепция территории, мастер-план территории, проект планировки территории и пр.
Масштаб здания - документы, определяющие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные решения объекта капитального строительства. В зависимости от принятых в стране видов документации, это могут быть эскизный проект, проектная документация, рабочая документация и пр.
Подробнее виды градостроительной документации, принятые в Англии, Германии, Франции, США, Сингапуре, рассмотрены в Приложении 1 настоящей Книги.
Кейс 1
Англия
Масштаб территории
Вид документа |
Районный план |
Мастер-план территории* |
Оригинальное название |
Neighborhood plan |
|
Заказчик |
- Общинный совет - Сообщество жителей |
- Государственные органы и квазигосударственные организации (агентства регионального развития, национальные агентства, больничные комплексы, университеты и пр.) - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках1, определяется Правилами о государственных закупках2.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных затрат используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат. Состав сметы варьируется в зависимости от характера проекта и состава команды3.
- Сметный метод на основе процента от строительно-монтажных работ (СМР)4.
- Смешанный метод: стоимость проектных работ рассчитывается на основе внутрифирменных смет и выражается в единовременном платеже. При возникновении дополнительных работ, выходящих за рамки первоначального контракта, используется сметный метод на основе трудозатрат5.
Масштаб здания
Вид документа |
Технические спецификации |
Программа проекта |
Концепция проекта |
Проектная документация |
Рабочая документация |
Оригинальное название |
Technical specification |
Brief |
Concept |
Definition |
Design |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Аналогично регламентам закупки документации в масштабе территории.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат. Согласно исследованиям, средняя почасовая ставка архитектора составляет 60 фунтов6.
- Сметным методом на основе процента от СМР. Согласно рекомендательным Правилам оценки строительных проектов7, стоимость проектных работ вычисляется по формуле: axb, где a - сметная стоимость СМР, b - процент за оплату услуг исполнителя, принимаемый на основе анализа аналогичных строительных проектов. Стоимость разработки проектной документации (стадии 1-5 согласно стадийности RIBA) в среднем составляет 4,5% от стоимости СМР. Стоимость разработки концепции объекта (стадии 1-3 согласно стадийности RIBA) составляет около 35% от полной стоимости разработки проектной документации (стадии 1-7), определенной как 6,5% от стоимости СМР. Таким образом, если СМР оценены в 1 млн евро, полная стоимость проектных работ составляет 65 тыс. евро, стоимость разработки концепции - около 23 тыс. евро.
Кейс 2
Германия
Масштаб территории
Вид документа |
План землепользования |
План развития |
Мастер-план* |
Оригинальное название |
Flachennutzungsplan (FNP) |
Bebauungsplan (B-Plan) |
|
Заказчик |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) - Частные девелоперы |
- Государственные органы (местные органы планирования, администрации районов) - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки. Функцию мастер-плана может принимать детализированный план развития.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках8, определяется рядом документов, в том числе Общим положением о государственных закупках (GWB)9.
Методы определения стоимости проектных работ
В основе регулирования архитектурной деятельности в Германии лежит Регламент о гонорарах работ архитекторов и инженеров (HOAI)10. Редакция HOAI, действующая с 2013 г., регулирует вознаграждение архитекторов и инженеров, оказывающих проектные услуги, на основании национального стандарта DIN 276-1:2008-12. HOAI представляет собой так называемый закон единой цены (one price law), предполагающий, что установленные им расценки обязательны как для заказчика, так и для исполнителя. Документ устанавливает минимальные и максимальные цены, в рамках которых стороны могут вести переговоры о стоимости контракта. Регламент применяется для контрактов стоимостью не менее 25 тыс. и не более 25 млн евро.
1. План землепользования
Стоимость разработки рассчитывается на основе двух критериев:
- натурального показателя - площади проектируемой территории;
- сложности проекта.
Сложность проекта определяется путем оценивания по трехбалльной шкале со следующими критериями:
- значение в структуре территорий;
- разнообразие и плотность функций;
- структура расселения и общественных пространств;
- транспорт и городская инфраструктура;
- топография, геология и культурный ландшафт;
- климат, природа и охрана окружающей среды.
По сумме выставленных баллов определяется категория сложности проекта:
- до 9 баллов - I категория;
- 10-14 баллов - II категория;
- 15-18 баллов - III категория.
Стоимость подготовки плана землепользования на основе площади территории и сложности проекта определяется согласно содержащейся в регламенте таблице (см. табл. 25).
Табл. 25. Стоимость подготовки плана землепользования
Площадь (га) |
Категория I (евро) |
Категория II (евро) |
Категория III (евро) |
1000 |
70 439-85 269 |
85 269-100 098 |
100 098-113 927 |
1250 |
78 957-95 579 |
95 579-112 202 |
112 202-128 824 |
1500 |
86 492-104 700 |
104 700-122 909 |
122 909-141 118 |
1750 |
93 260-112 894 |
112 894-132 527 |
132 527-152 161 |
2000 |
99 407-120 334 |
120 334-141 262 |
141 262-162 190 |
2500 |
111 311-134 745 |
134 745-158 178 |
158 178-181 612 |
3000 |
121 868-147 525 |
147 525-173 181 |
173 181-198 838 |
3500 |
131 387-159 047 |
159 047-186 707 |
186 707-214 367 |
4000 |
140 069-169 557 |
169 557-199 045 |
199 045-228 533 |
5000 |
155 461-188 190 |
188 190-220 918 |
220 918-253 647 |
6000 |
168813-204352 |
204 352-239 892 |
239 892-275 431 |
7000 |
180 589-218 607 |
218 607-256 626 |
256 626-294 645 |
8000 |
191 097-231 328 |
231 328-271 559 |
271 559-311 790 |
9000 |
200 556-242 779 |
242 779-285 001 |
285 001-327 224 |
10.000 |
209 126-253 153 |
253 153-297 179 |
297 179-341 206 |
11.000 |
216 893-262 555 |
262 555-308 217 |
308 217-353 878 |
12.000 |
223 912-271 052 |
271 052-318 191 |
318 191-365 331 |
13.000 |
230 331-278 822 |
278 822-327 313 |
327 313-375 804 |
14.000 |
236 214-285 944 |
285 944-335 673 |
335 673-385 402 |
15.000 |
241 614-292 480 |
292 480-343 346 |
343 346-394 213 |
2. План развития
Метод определения стоимости плана развития аналогичен методу определения стоимости плана землепользования, различны лишь критерии, по которым выставляются баллы для определения сложности проекта, и установленные расценки.
Масштаб здания
Вид документа |
Предварительное планирование |
Эскизный проект |
Проектная документация |
Исполнительная документация |
Оригинальное название |
Vorplanung |
Entwurfsplanung |
Genehmigungsplanung |
Ausfuhrungsplanung |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
Регламенты закупки документации
Аналогично регламентам закупки документации в масштабе территории.
Методы определения стоимости проектных работ
Стоимость проектных работ определяется на основе двух критериев:
- стоимости СМР;
- сложности проекта.
Для определения сложности проекта он оценивается по следующим критериям:
- требования к интеграции в окружающую среду (1-6 баллов);
- функциональная сложность (1-9 баллов);
- требования к дизайну (1-9 баллов);
- требования к конструкциям (1-6 баллов);
- техническое оборудование (1-6 баллов);
- отделка (1-6 баллов).
По сумме выставленных баллов определяется категория сложности проекта:
- до 10 баллов - I категория;
- 11-18 баллов - II категория;
- 19-26 баллов - III категория;
- 27-34 балла - IV категория;
- 35-42 балла - V категория.
Стоимость подготовки документации на основе стоимости СМР и сложности проекта определяется согласно содержащейся в регламенте таблице (см. табл. 25).
Табл. 26. Стоимость подготовки проектной документации
Стоимость СМР |
Категория I (евро) |
Категория II (евро) |
Категория III (евро) |
Категория IV (евро) |
Категория V (евро) |
25.000 |
3.120-3.657 |
3.657-4.339 |
4.339-5.412 |
5.412-6.094 |
6.094-6.631 |
35.000 |
4.217-4.942 |
4.942-5.865 |
5.865-7.315 |
7.315-8.237 |
8.237-8.962 |
50.000 |
5.804-6.801 |
6.801-8.071 |
8.071-10.066 |
10.066-11.336 |
11.336-12.333 |
75.000 |
8.342-9.776 |
9.776-11.001 |
11.001-14.469 |
14.409-16.293 |
16.293-17.727 |
100.000 |
10.790-12.644 |
12.644-15.005 |
15.005-18.713 |
18.713-21.074 |
21.074-22.928 |
150.000 |
15.500-18.164 |
18.164-21.555 |
21.555-26.883 |
26.883-30.274 |
30.274-32.938 |
200.000 |
20.037-23.480 |
23.480-27.863 |
27.863-34.751 |
34.751-39.134 |
39.134-42.578 |
300.000 |
28.750-33.692 |
33.692-39.981 |
39.981-49.864 |
49.864-56.153 |
56.153-61.095 |
500.000 |
45.232-53.006 |
53.006-62.900 |
62.900-78.449 |
78.449-88.343 |
88.343-96.118 |
750.000 |
64.666-75.781 |
89.927-89.927 |
89.927-112.156 |
112.156-126.301 |
126.301-137.416 |
1.000.000 |
83.182-97.479 |
97.479-115.675 |
115.675-144.268 |
144.268-162.464 |
162.464-176.761 |
1.500.000 |
119.307-139.813 |
139.813-165.911 |
165.911-206.923 |
206.923-233.022 |
233.022-253.527 |
2.000.000 |
153.965-180.428 |
180.428-214.108 |
214.108-267.034 |
267.034-300.714 |
300.714-327.177 |
3.000.000 |
220.161-258.002 |
258.002-306.162 |
306.162-381.843 |
381.843-430.003 |
430.003-467.843 |
5.000.000 |
343.879-402.984 |
402.984-478.207 |
478.207-596.416 |
596.416-671.640 |
671.640-730.744 |
7.500.000 |
493.923-578.816 |
578.816-686.862 |
686.862-856.648 |
856.648-964.694 |
964.094-1.049.587 |
10.000.000 |
638.277-747.981 |
747.981-887.604 |
887.604-1.107.012 |
1.107.012-1.246.635 |
1.246.635-1.356.339 |
15.000.000 |
915.129-1.072.416 |
1.072.416-1.272.601 |
1.272.601-1.587.176 |
1.587.176-1.787.360 |
1.787.360-1.944.648 |
20.000.000 |
1.180.414-1.383.298 |
1.383.298-1.641.513 |
1.641.513-2.047.281 |
2.047.281-2.305.496 |
2.305.496-2.508.380 |
25.000.000 |
1.436.874-1.683.837 |
1.683 837-1.998.153 |
1.998.153-2.492.079 |
2.492.079-2806.395 |
2.806.395-3.053.358 |
В процентном отношении полная стоимость разработки архитектурно-строительного проекта составляет 5-12% от стоимости СМР. Стоимость разработки концепции объекта (стадии 1-3 согласно HOAI) составляет 24% от этой стоимости, или 2%-4,5% от стоимости СМР. Если конечная стоимость строительства - 1 млн евро, то полная стоимость разработки архитектурного проекта составит около 130 тыс. евро, из них за разработку концепции будет выплачено около 31 тыс. евро.
Кейс 3
Франция
Масштаб территории
Вид документа |
Местный план |
Мастер-план* |
Оригинальное название |
Plan local d'urbanisme (PLU) |
- |
Заказчик |
- Государственные органы (местные органы планирования) |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
------------------------------
* Не закреплен законодательно, но существует практика разработки.
------------------------------
Регламенты закупки документации
Для государственных заказчиков порядок конкурсных процедур для заключения контрактов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках11, определяется Постановлениями о государственных закупках12 и заключении контрактов13. Те же положения применяются ко всем государственным закупкам свыше 25 тыс. евро.
Методы расчета стоимости создания документов
Информация не содержится в открытых источниках.
Масштаб здания
Вид документа |
Эскизный проект |
Предварительный проект |
Проектная документация |
Рабочая документация |
Оригинальное название |
Les etudes d'esquisse (ESQ) |
Les etudes d'avantprojet sommaire (APS) |
Les etudes d'avantprojet definitif (APD) |
Les etudes de projet (PRO) |
Заказчик |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девелоперы |
- Государственные органы - Частные девело-перы |
Регламенты закупки документации
Проведение закупок для реализации строительных и инфраструктурных проектов государственными заказчиками регламентируется законом N 85-70414. Порядок закупок для проектов на сумму свыше порога, установленного Директивой ЕС о государственных закупках, регулируется вышеуказанными Постановлениями.
Методы определения стоимости проектных работ
Для определения стоимости проектных работ используются следующие методы:
- Сметный метод на основе трудозатрат.
- Сметный метод на основе процента от СМР. Для проектов с государственным участием согласно официальному Руководству для государственных заказчиков15 процентная ставка вставляет от 8 до 13% от СМР. Стоимость разработки концепции проекта (стадии ESQ и APS) составляет 30-34% от полной стоимости проектных работ. Таким образом, если СМР проекта составили 1 млн евро, то полная стоимость проектных работ с
<< Приложение 1. Организация процесса проектирования в международной практике |
Приложение 3. >> Формулы расчета ключевых параметров целевых моделей среды |
|
Содержание Книга 5 "Руководство по разработке проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.