Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5
Этап 1. Сбор данных и выявление ограничений
Шаг 1.1. Сбор данных
Первый этап механизма отбора территорий для развития - сбор пространственных и статистических данных о городских территориях.
Согласно п. 1 ст. 56 Градостроительного кодекса РФ, систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства и иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, сведений должен содержаться в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).
Илл. 2. Пример общего вида ИСОГД, портал ИСОГД г. Пермь2
Механизм отбора территорий для развития предполагает сбор пространственных и статистических данных с использованием ИСОГД*. Для этого городская ИСОГД должна содержать информационный модуль, позволяющий производить пространственный анализ на основе атрибутивной информации.
------------------------------
* Основой для реализации механизма отбора территорий развития может служить типовое тиражируемое программное обеспечение (ТТПО] ИСОГД ScalaCity, разработанное "ЦНИИП Минстроя России"4. Оно создано с целью сокращения временных и финансовых затрат муниципалитетов на создание собственных ИСОГД и предоставляется органам государственной власти и местного самоуправления бесплатно. ТТПО ScalaCity размещено в Национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин под номером 10.0237695.124.10.
------------------------------
К ней относится информация:
По объектам капитального строительства:
- идентификационный номер,
- наименование,
- площадь (в ),
- категория (жилая застройка, объект транспортной инфраструктуры и т. д.),
- тип (школа, жилой дом и т. д.),
- аварийные объекты.
По земельным участкам:
- категория земель,
- вид разрешенного использования,
- необходимость рекультивации,
- форма собственности,
- площадь участка (га).
По инфраструктуре:
- транспортная (схемы улично-дорожной сети, маршрутов и объектов общественного транспорта),
- инженерная (схемы связи и коммунальной инфраструктуры электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения);
- рекреационная (озелененные территории, площади, набережные3),
- социальная (схемы размещения детских дошкольных учреждений, школ, поликлиник и др.).
Прочие данные:
- границы муниципального образования,
- законодательные ограничения (границы зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия),
- инженерно-геологические условия,
- факторы негативного антропогенного воздействия (шумовое, электромагнитное, экологическое),
- восприятие территории пользователями (позитивное, нейтральное, негативное),
- дата последнего обновления информации,
- другие данные.
При отсутствии или неполноте городской ИСОГД источниками информации о городских территориях могут служить:
- Государственный градостроительный кадастр (ГГК);
- Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
- документы стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, проекты планировки территорий, территориальные и отраслевые схемы, государственные и муниципальные проекты и программы, в том числе расселения аварийного жилья;
- данные городской администрации, организаций и служб, задействованных в обеспечении жизнедеятельности города;
- данные натурных и камеральных исследований проектных и исследовательских организаций;
- другие источники5.
Шаг 1.2. Выявление ограничений
При отборе территорий для развития в первую очередь необходимо исключить территории и земельные участки, на которых невозможна реализация проектов жилищного и многофункционального строительства. Они выделяются исходя из наличия законодательных ограничений, установленных с целью недопущения жилищного и иного строительства на территориях, представляющих опасность для последующей эксплуатации зданий, а также в зонах, где застройка может нарушить уникальный природный или историко-культурный ландшафт.
Выявление ограничений проходит поэтапно. Первая стадия заключается в анализе и уточнении собранных данных с целью выявления ограничений для жилищного и многофункционального строительства. Вторая стадия - нанесение ограничений на карту и ее корректировка.
Илл. 3. Карта ограничений развития территории
Табл. 1. Порядок выявления ограничений развития территорий
|
Действие |
Источники данных |
1 |
1.1 Выявление ЗОУИТ, в которых действуют ограничения или запрет для жилой и многофункциональной застройки: - охранных зон особо охраняемых природных территорий (ООПТ), - защитных зон и зон охраны ОКН, их территорий, - санитарно-защитных зон, - территорий, подверженных риску возникновения ЧС природного и техногенного характера, - иных ЗОУИТ. |
- Генеральный план, - ПЗЗ, - отраслевые и территориальные схемы, - данные городской администрации. |
|
1.2 Выявление территориальных зон, изменение которых на подходящие для жилой и многофункциональной застройки невозможно: - зон специального назначения, - зон рекреационного назначения, - зон особо охраняемых территорий, - зон ценных сельскохозяйственных угодий, - специализированные зоны общественного назначения. |
- Генеральный план, - ПЗЗ, - отраслевые и территориальные схемы, - данные городской администрации. |
2 |
Корректировка карты ограничений: - выявление неиспользуемых и планируемых к выводу объектов с СЗЗ или другой ЗОУИТ, - выявление ОКН, для которых возможно сокращение защитных зон, - выявление ООПТ, для которых возможно упразднение или изменение режима охраны. |
- Генеральный план, - данные городской администрации, - данные коммунальных служб, - натурные обследования, - данные собственников предприятий. |
1.1. Выявление ЗОУИТ, в которых действуют ограничения или запрет для жилой и многофункциональной застройки
Данные о зонах с особыми условиями использования территорий входят в общедоступные кадастровые сведения, включены в государственный кадастр недвижимости6.
Охранные зоны ООПТ
Особо охраняемые природные территории подразделяются на федеральные, региональные и местные. Для ООПТ создаются охранные зоны, в границах которых любая хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением особого правового режима, устанавливаемого регулирующими органами7.
Защитные зоны и зоны охраны ОКН, их территории
Закон выделяет следующие виды зон охраны ОКН: охранные, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта8. Охранные зоны ОКН подразумевают особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. В зонах охраняемого природного ландшафта строительство запрещено либо ограничено, в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности - ограничено. При отсутствии проекта зон ОКН охраны на прилегающей территории устанавливается защитная зона с запретом на строительство.
Законодательство также регулирует строительство непосредственно на территории ОКН: на территории памятников и ансамблей застройка запрещена, на территории достопримечательных мест - ограничена.
Санитарно-защитные зоны
Санитарно-защитные зоны (СЗЗ) промышленных объектов, производств, сооружений устанавливаются в зависимости от их мощности, условий эксплуатации, характера загрязняющих веществ и т. д.
Предприятия подразделяются на 5 классов опасности с установлением соответствующего ориентировочного размера СЗЗ9. Размеры зон любого класса опасности могут быть изменены на основании решения уполномоченных органов санитарно-эпидемиологической службы.
Для предприятия класса I зона СЗЗ ориентировочно составляет 1000 м, для класса II - 500 м. СЗЗ I и II класса подразумевают серьезное нарушение экологической системы с периодом восстановления от 30 лет и более. Временное сокращение объемов выбросов загрязняющих веществ не служит основанием для уменьшения или снятия СЗЗ.
Предприятия III, IV и V класса опасности характеризуются средней, низкой и очень низкой степенью вредного воздействия на окружающую среду. Ориентировочные размеры СЗЗ зон: для III класса - 300 м, для IV - 100 м, для V - 50 м. Территории СЗЗ этих классов возможно вернуть в хозяйственный оборот после рекультивации или закрытия предприятия. Они зачастую находятся поблизости от центра города, железнодорожных вокзалов и станций, водных объектов.
Территории, подверженные риску возникновения ЧС природного и техногенного характера
К природным источникам возникновения ЧС относятся подтопления, сели, лавины, эрозия почв и др. К техногенным источникам возникновения ЧС причисляются взрыво-пожароопасные объекты, энергетические и химические объекты, территории радиоактивной опасности и др.
Иные ЗОУИТ
Помимо вышеперечисленных типов ЗОУИТ, запрет на жилую и многофункциональную застройку также действует в зонах санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, охранных зонах газопроводов высокого давления и пунктов государственной геодезической сети, и других зон, установленных главой XIX Земельного кодекса Российской Федерации.
1.2. Выявление территориальных зон, изменение которых на подходящие для жилой и многофункциональной застройки невозможно
Зоны специального назначения
К зонам специального назначения относятся зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых комму
<< Глава 4. О механизме отбора территорий для развития |
Глава 6. >> Этап 2. Пространственный анализ |
|
Содержание Книга 6 "Руководство по реализации проектов" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.