Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 6
Движение общественного транспорта
Инфраструктура общественного транспорта включает в себя линейные объекты (выделенные полосы движения), остановочные пункты и связанные с ними пешеходные переходы, а также парковки и отстойно-разворотные площадки. Развитие этой инфраструктуры нацелено на повышение уровня обслуживания общественным транспортом территорий жилой и многофункциональной застройки. Развитая инфраструктура общественного транспорта снижает потребность в пользовании личным автомобилем. Это ведет, в свою очередь, к сокращению потребности в машино-местах и уменьшению количества парковок на городских территориях, снижению вредных выбросов в атмосферу, росту санитарно-эпидемиологического благополучия населения и, как следствия, качества жизни в целом.
В отношении организации движения общественного транспорта Стандарт устанавливает следующие общие рекомендации:
- обеспечивать устройство выделенных полос движения там, где это возможно и необходимо;
- продлевать выделенные полосы на перекрестках вафельной разметкой;
- оборудовать остановочные павильоны местами для сидения, урнами, информационным стендом с расписанием маршрутов, указанием стоимости проезда, правилами поведения в общественном транспорте, элементами обогрева, точкой доступа Wi-Fi и USB-входами;
- объединять там, где это возможно и необходимо, остановочные павильоны с торговыми или устанавливать в них вендинговые автоматы;
- размещать остановочный павильон не далее 1-3 м от края проезжей части в зависимости от ширины тротуара, ближе к передней двери автобуса;
- размещать пешеходные переходы перед остановочными пунктами;
- обеспечивать освещение остановочных пунктов и пешеходных переходов;
- вдоль края тротуара на остановочной площадке устанавливать дорожные ограничители для предотвращения случайного заезда автотранспорта.
Решения
1. Выделенная полоса движения
Устройство выделенной полосы движения общественного транспорта рекомендуется при интервале движения единиц такого транспорта не более 5-7 мин и количестве полос движения на проезжей части не менее двух в одну сторону. Автобусы и троллейбусы, следующие по выделенной линии, не задерживаются в пробках и не создают помехи другим участникам движения. Выделенная полоса также может быть использована при организации совмещенного движения автобусов и велосипедистов.
При разрешенной скорости движения до 30-40 км/ч ширина выделенной полосы принимается 3,5 м, при 60 км/ч - 3,75 м, при совмещении с велополосой - 4 м. На выделенной полосе наносится разметка 1.23.1 и устанавливается знак 5.14. Эту полосу рекомендуется обособлять от остальной проезжей части буферной зоной шириной 1 м с разметкой 1.16. В буферной зоне допускается установка делиниаторов не выше 0,15 м. В стесненных условиях применяется разметка 1.1.
2. Вафельная разметка на перекрестке
На перекрестке улиц с интенсивным транспортным потоком и наличием выделенных полос движения общественного транспорта рекомендуется применение вафельной разметки (1.26). Такая разметка означает, что на обозначенный ею участок запрещается выезжать, если нет возможности пересечь этот участок без остановки. Разметка наносится по траектории движения общественного транспорта на перекрестке. Чаще всего она применяется для выделения траектории при повороте налево.
Это решение позволяет предотвратить блокирование путей движения общественного транспорта личными автомобилями во время заторов.
Разметку рекомендуется дополнить знаком 1.35 *, который устанавливается на границе перекрестка.
------------------------------
* Согласно ГОСТ Р 51256-2018, вступили в силу 01.06.2018.
------------------------------
Решения
3. Остановка без заездного кармана
На выделенных полосах движения общественного транспорта рекомендуется устройство остановки без заездного кармана. Эту остановку следует размещать после перекрестка, на расстоянии не далее 25 м от него. Пешеходный переход необходимо устраивать за 5 м до остановки. Длина остановочной площадки - 20-60 м в зависимости от количества маршрутов и одновременно останавливающихся единиц общественного транспорта. Остановочную площадку следует выделять разметкой 1.17. Длина посадочной площадки - не менее 10 м, ширина - не менее 3 м. Высота - 0,15 - 0,2 м над проезжей частью.
4. Остановка с заездным карманом
На улицах с одной полосой движения в каждую сторону и интенсивностью транспортного потока более 500 авт/ч перед остановкой общественного транспорта рекомендуется устройство заездного кармана. Он размещается параллельно проезжей части с отступом от нее 2-3 м. Заездной карман состоит из остановочной площадки, участков въезда и выезда, а также, при наличии достаточного свободного места, - участков торможения и разгона. Рекомендуемая длина остановочной площадки составляет 20-60 м, участков въезда и выезда - 20-30 м, участков торможения - 30 м, разгона - 40 м. Габариты посадочной площадки аналогичны габаритам в решении выше.
Решения
5. Остановка с антикарманом
Для остановки общественного транспорта на улицах с двумя и более полосами движения в каждую сторону и линейной парковкой рекомендуется устройство остановки с антикарманом. Антикарман представляет собой выступ тротуара с расположенным на нем остановочным павильоном. Глубина выступа не превышает ширину зоны линейной парковки, и, таким образом, препятствий для движения по проезжей части антикарман не создает. При этом посадка и высадка пассажиров ускоряется по сравнению с предыдущим решением, потому что автобусу не нужно затрачивать время на въезд/выезд из кармана. Длина остановочной площадки сохраняется (20-60 м), но отступ от края парковки до начала остановочного пункта может быть сокращен с нормативных 15 до 5 м. Это позволяет разместить дополнительные машино-места вдоль улицы.
6. Остановка вдоль тротуара с велодорожкой
При размещении велодорожки вдоль крайней правой полосы, где предусмотрено движение общественного транспорта, пассажиры, ожидающие автобуса/троллейбуса, и велосипедисты могут служить помехой друг для друга. Чтобы этого избежать, велодорожку следует направлять в объезд остановочного павильона с отступом не менее 0,5 м от его задней стенки. Минимальный радиус закругления велодорожки при трассировке объезда - 4 м.
Габариты посадочной площадки аналогичны габаритам в решении выше.
Решения
7. Остановка вдоль велополосы
При размещении велополосы вдоль полосы, по которой предусматривается движение общественного транспорта, транспорт и велосипедисты могут служить помехой друг для друга. При невозможности устройства заездного кармана, антикармана или трассировки велополосы в объезд остановочного павильона на участке длиной 15 м в каждую сторону от остановки разметку велосипедного движения 1.23.3 следует прерывать разметкой 1.17. На участке 20 м в каждую сторону от остановки не рекомендуется размещать делиниаторы в буферной зоне между велополосой и проезжей частью.
8. Остановка в стесненных условиях
В условиях, когда между остановочным павильоном и краем тротуара невозможно обеспечить нормативное расстояние от 1 м и более, допускается организация остановки, павильон которой обращен в сторону пешеходной зоны. Такое решение позволяет сократить указанное расстояние до 0,6 м при сохранении стандартных размеров посадочной площадки. В условиях, когда выделение этой площадки невозможно (например, при ширине тротуара до 4 м и пешеходной зоны - 2 м), она совмещается с пешеходной зоной. Это решение рекомендуется применять на улицах с малой интенсивностью пешеходного потока, чтобы пассажиры, ожидающие прибытия транспорта, и пешеходы не создавали друг для друга помех.
Решения
9. Размещение трамвайных остановок противоположных направлений друг напротив друга
Во всех случаях, когда возможно обеспечить примыкание посадочных площадок к полотну движения трамвая, рекомендуется размещать их друг напротив друга. В существующей практике такие площадки размещаются диагонально, по разные стороны от оси пешеходного перехода. Это зачастую провоцирует пересечение пешеходами проезжей части в неположенном месте. Размещение посадочных площадок противоположных направлений строго друг напротив друга, с устройством пешеходных переходов по обеим сторонам от этих платформ, позволит исключить возможность нарушения пешеходами правил дорожного движения. Длину посадочной площадки (без учета пандусов) следует принимать на 5 м больше длины используемого подвижного состава, высоту посадочной площадки - 300 мм от уровня головки рельса, ширину - не менее 1,5 м, уклон пандусов для спуска к пешеходным переходам предусмотреть не более 8%.
10. Остановка трамвая венского типа
При размещении трамвайного полотна по центру проезжей части с количеством полос движения автотранспорта не более одной в каждую сторону рекомендуется устройство остановки венского типа. В этом случае остановочный павильон и площадка ожидания размещаются на тротуаре, а посадочная площадка формируется путем поднятия участка проезжей части до уровня 300 мм над уровнем головки рельса. Такое решение позволяет соблюсти возможность посадки инвалидов в коляске в подвижной состав без применения аппарелей.
В отсутствие трамвая на остановке пассажиры находятся на площадке ожидания, а по посадочной площадке возобновляется движение автотранспорта. При этом приподнятый участок выполняет функцию искусственной неровности, способствующей успокоению трафика. Длина посадочной площадки без учета заездных пандусов - на 5 м больше длины используемого подвижного состава, длина каждого пандуса для автотранспорта - 6 м, уклон пандусов не более 10%.
<< Глава 5. Велосипедное движение |
Глава 7. >> Автомобильные потоки |
|
Содержание Каталог 3 "Принципиальные архитектурно-планировочные решения. Благоустройство" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.