Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4
Пешеходное движение
Открытые городские пространства, транспортно-пересадочные узлы, объекты общественно-деловой инфраструктуры и другие точки притяжения соединяются сетью пешеходных путей, пролегающих вдоль улиц и сквозных путей через кварталы, по набережным, площадям, озелененным территориям. На таких путях следует исключать барьеры и препятствия, перепады рельефа благоустраивать для удобства перемещений, пересечения с транспортными путями оснащать пешеходными переходами. Связанность путей для пешеходных перемещений способствует их интенсификации и, как следствие, формированию условий для развития общественно-деловой и рекреационной инфраструктуры на территориях жилой и многофункциональной застройки.
В отношении организации пешеходного движения Стандарт устанавливает следующие общие рекомендации:
- формировать единую систему безбарьерных пешеходных путей, связывающих объекты на проектируемой территории, и проектируемую территорию с прилегающими общественными пространствами;
- отделять интенсивные транспортные потоки от пешеходных;
- по возможности исключить в новом строительстве устройство подземных переходов и пешеходных мостов и размещать преимущественно наземные пешеходные переходы;
- устраивать пешеходные переходы по кратчайшим расстояниям между объектами притяжения (например, применять диагональные переходы);
- стимулировать пешеходные перемещения за счет размещения вдоль путей элементов уличной мебели и применения мер по повышению акустического и микроклиматического комфорта, таких как посадка защитного озеленения, установка обогреваемых павильонов, пергол, теневых навесов и др.;
- размещать навигационные и информационные элементы: указатели к ключевым объектам притяжения, таблички с названиями улиц, номерные таблички домов;
- обеспечивать освещенность пешеходных путей, в особенности на перекрестках и пешеходных переходах.
Решения
1. Пешеходный путь
Необходимая ширина пешеходного пути рассчитывается по формуле , где B - минимальное расстояние для обеспечения возможности механизированной уборки и проезда инвалидных колясок; 0,75 - стандартная ширина одной полосы пешеходного движения, м; N - фактическая интенсивность пешеходного движения в часы пик, определяемая суммарно по двум направлениям на участке устройства пешеходного пути, чел/ч; k - коэффициент перспективного изменения интенсивности пешеходного движения; p - пропускная способность одной полосы, чел/ч. В стесненных условиях при ширине пути менее 2 м каждые 25 м вдоль него следует предусматривать разъездные карманы размерами не менее 2 х 1,8 м для удобства маневрирования при встречном движении пользователей в инвалидных креслах. Радиус закругления такого пути - не менее 2 м.
2. Велопешеходная дорожка без разделения
В стесненных условиях, при интенсивности движения не более 30 вел/ч и 50 пеш/ч* велодорожку и пешеходный путь целесообразно совмещать. Рекомендуемая ширина велопешеходной дорожки с односторонним движением велосипедистов - 3,5 м (1,5 м для велосипедистов, 2 м для пешеходов), с двусторонним - 5 м (2,5 м для велосипедистов, 2,5 м для пешеходов). Поверхность такой дорожки должна быть противоскользящей, без ям и выбоин, выполняться из твердого покрытия, устойчивого к нагрузке от прохождения велосипедных и пешеходных потоков. Во избежание застаивания воды на путях, поперечный уклон ее покрытия должен быть направлен в сторону проезжей части или озеленения.
------------------------------
* П. 6.3. ГОСТ 33150-2014.
------------------------------
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
5. Велопешеходная дорожка с разделением
В интенсивно используемых открытых городских пространствах велосипедные и пешеходные потоки рекомендуется разделять: при помощи разметки, дорожных знаков, цвета и материала покрытия, буферных полос. Через каждые 50 м в озеленении разделительной полосы следует предусматривать разрывы для съезда велосипедистов. Рекомендуемая ширина для дорожки с двусторонним движением - 4,5-7 м (2,5-4 м - для велосипедистов, 2-3 м - для пешеходов). Велосипедную и пешеходную дорожки следует выполнять из твердых покрытий с уклоном их обеих в сторону озеленения или проезжей части.
6. Путь совмещенного использования
На местных улицах и внутриквартальных проездах при интенсивности движения автотранспорта до 100 ТС/ч, а также на площадях возможна организация совмещенного автовелопешеходного пути. Скорость движения автомобилей при этом должна быть ограничена до 10 км/ч, а ширина пути составлять не менее 3,5 м. На прямых участках длиной более 150 м каждые 100 м рекомендуется применение искусственных неровностей и шикан для предупреждения нарушений скоростного режима.
По одной или по обеим сторонам от проезжей части могут предусматриваться линейные парковки. Во втором случае такие парковки рекомендуется располагать друг напротив друга в шахматном порядке, чтобы обеспечить зигзагообразный изгиб проезжей части между ними. Такое решение не только позволяет компактно разместить парковочные места, но и способствует предотвращению нарушений скоростного режима.
Решения
7. Лестница
При уклоне поверхности пешеходных путей свыше 5% и перепаде рельефа более 0,3 м для обеспечения безбарьерных пешеходных перемещений необходима организация лестницы. Оптимальная ширина марша принимается не менее 1,35 м, высота подступенка - 0,12 м (в стесненных условиях - не более 0,15 м), ширина проступи - не менее 0,35 м (в стесненных условиях - не менее 0,3 м), поперечный уклон ступени - 1-2%. Геометрия, ширина проступи и высота подступенка всех ступеней марша должны совпадать на всем протяжении лестницы. С обеих сторон лестницы следует устанавливать поручни высотой 0,9 м. Каждые 9-12 ступеней необходимо предусматривать горизонтальную площадку глубиной не менее 1,5 м.
Не рекомендуется устраивать лестницу менее чем из трех ступеней.
8. Пандус
При перепаде уровней от 0,15 м и уклоне поверхности пешеходных путей более 5% для обеспечения безбарьерных пешеходных перемещений необходимо устройство пандуса. Пандус состоит из наклонной поверхности и горизонтальных площадок в начале, в конце и при повороте марша. Оптимальный уклон пандуса составляет не более 5%, но может быть увеличен до 8% при длине до 1 м и до 10% в стесненных условиях. При высоте более 0,45 м от отметки тротуара необходимо устанавливать с обеих сторон пандуса поручни в двух уровнях, на высоте 0,7 м и 0,9 м. Ширина пандуса между выступающими частями поручней - 0,9 м. При двустороннем движении необходима организация центрального поручня. Если дублировать лестницу пандусом невозможно, для доступа маломобильных пользователей следует предусмотреть альтернативные маршруты или лифты.
Решения
9. Ландшафтная лестница, совмещенная с пандусом
При наличии протяженного уклона на пешеходных путях вдоль входов в объекты общественно-деловой инфраструктуры рекомендуется организация пологой лестницы с глубокими ступенями, совмещенной с пандусом. Ширина лестницы - 2-3 м, высота ступени - не более 0,12-0,15 м, глубина - не менее 3 м. У входов в объекты общественно-деловой инфраструктуры такие ступени служат входными площадками.
Ширина пандуса - 2-3 м, продольный уклон - не более 5%. Каждые 9 м пандуса необходимо размещать промежуточные площадки длиной не менее 1,5 м. Напротив входов в объекты общественно-деловой инфраструктуры также необходимо предусматривать площадки, равные глубине ступени.
При ширине прифасадной зоны более 3 м решение целесообразно дополнить террасами с уступами высотой 0,45 м, используемыми для размещения террас кафе и местами для сидения.
10. Страмп
При наличии протяженных подъемов в парках и на площадях рекомендуется устройство стрампа. Страмп представляет собой открытую лестницу, совмещенную с зигзагообразным пандусом и горизонтальными разворотными площадками. Рекомендуемая ширина пандуса - 2-3 м, количество ступеней марша - от 3 до 17 м. Разворотные площадки устраиваются каждые 9 м пандуса размерами 3 х 3 м. Если ступеней больше, то после 17-й необходима промежуточная горизонтальная площадка глубиной не менее 1,5 м. Страмп небезопасен для слабовидящих и инвалидов в колясках с ручным приводом, поэтому при таком стрампе или в радиусе не более 10 м от него необходимо предусматривать лифт.
Решения
11. Пешеходный переход
Ширина пешеходного перехода зависит от интенсивности движения, но не должна быть менее 4 м. Переход обозначается дорожными знаками 5.19.1 и разметкой 1.14.1. На границе тротуара и проезжей части предусматривается бордюрный пандус. Переход акцентируется типом или цветом покрытия, контрастными к покрытию проезжей части, и дорожной разметкой, заметной в любое время суток (например, с добавлением световозвращающих стеклянных шариков). Радиус доступности пешеходного перехода не должен превышать 300 м. При интенсивности движения выше 750 чел/ч для предотвращения пересечения улицы в неположенном месте вдоль тротуара необходимо устанавливать визуально проницаемые ограждения протяженностью 50 м* в обе стороны от пешеходного перехода.
------------------------------
* П. 4.5.2.1. ГОСТ Р 52766-2007.
------------------------------
12. Искусственное сужение проезжей части
В условиях, когда пешеходы вынуждены пересекать не только проезжую часть, но и зону линейной парковки, рекомендуется сужение проезжей части. Это сокращает время пересечения улицы пешеходом и повышает обзорность пространства, делая пешехода более заметным для водителя и наоборот. Сужение может быть односторонним и двусторонним. Выступы должны быть устроены таким образом, чтобы на расстоянии 5 м от перехода не было объектов, ухудшающих обзорность: припаркованных машин, кустарников выше 0,5 м, деревьев с низом кроны на уровне 2,5 м и ниже.
На границе тротуара и проезжей части предусматривается бордюрный пандус.
13. Пешеходный переход с островком безопасности
Для удобства пересечения пешеходами улиц с двумя и более полосами движения в одну сторону на пешеходных переходах рекомендуется устраивать островок безопасности. Островок делает переход удобнее и безопаснее, особенно для детей, пожилых людей и маломобильных пешеходов. Рекомендуемая глубина островка - не менее 1,8 м. Островок должен быть шире нормативной разметки пешеходного перехода на 1 м в каждую сторону. Его следует приподнимать минимум на 0,15 м относительно проезжей части, оборудовать бордюрными пандусами.
Решения
14. Диагональные пешеходные переходы
На регулируемых перекрестках улиц с интенсивным пешеходным движением во всех четырех направлениях рекомендуется устройство диагональных переходов. Зеленый сигнал светофора загорается одновременно для всех пешеходов и его длительность увеличивается, поскольку увеличивается длина пути по диагонали. Светофоры должны быть оборудованы системой обратного отсчета времени. Бордюрный пандус следует оборудовать на всем закруглении тротуара.
Решения
15. Приподнятый пешеходный переход
В целях снижения скорости движения автотранспорта на второстепенных и местных улицах целесообразно устройство пешеходного перехода выше уровня проезжей части. Этот подъем рекомендуется принимать больше нормативного (0,07 м*), размещая переход в одном уровне с тротуаром (0,15 м) - такое решение избавляет от необходимости устанавливать бордюрный пандус**. Покрытие приподнятого пешеходного перехода следует выделять (цветом, материалом и пр.), а также наносить разметку 1.14.1. Наклонный участок перехода рекомендуется удалять от начала этой разметки на 1 м и обустраивать шириной 1-2,25 м в плане. Въезд на переход обозначается разметкой 1.25.
------------------------------
* П. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006.
** Предложение к изменению п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006.
------------------------------
16. Приподнятый перекресток
На второстепенных и местных улицах с равнозначным потоком пешеходов во всех направлениях перекресток без светофорного регулирования рекомендуется проектировать приподнятым. Проезжая часть приподнимается на всей площади перекрестка до уровня тротуара. Это избавляет от необходимости устраивать бордюрный пандус*. Наклонный участок проезжей части следует размещать на удалении 1 м от начала разметки 1.14.1 и выполнять шириной 1-2,25 м**. Въезды на наклонные участки обозначаются разметкой 1.25, дорожными знаками 1.17.
Приподнятый перекресток целесообразно комбинировать с сужениями проезжей части, чтобы сократить дистанции перемещения пешеходов при ее пересечении. На закруглениях тротуаров рекомендуется установка дорожных ограничителей с шагом 1,5 м.
------------------------------
* Предложение к изменению п. 4.2.3 ГОСТ Р 52605-2006.
** Согласно п. 4.2.3 табл. 1 ГОСТ Р 52605-2006.
------------------------------
<< Раздел 1. Транспортно-пешеходное движение |
Глава 5. >> Велосипедное движение |
|
Содержание Каталог 3 "Принципиальные архитектурно-планировочные решения. Благоустройство" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.