Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 682283-7 "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления предельного размера государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и освобождения от уплаты государственной пошлины отдельной категории физических лиц"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 682283-7 "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления предельного размера государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и освобождения от уплаты государственной пошлины отдельной категории физических лиц", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает в части вопросов своего ведения следующее.
Рассматриваемый законопроект разработан в целях снижения налоговой нагрузки физических и юридических лиц, осуществляющих временный вывоз из Российской Федерации культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза.
В соответствии со статьей 35.5 Закона Российской Федерации N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон N 4804-1) временный вывоз культурных ценностей осуществляется в целях организации и проведения выставок, презентаций, осуществления реставрационных работ и научных исследований, осуществления гастрольно-концертной деятельности, организации и проведения религиозных обрядов и церемоний и для личного пользования.
В соответствии со статьей 35.6 Закона N 4804-1 временный вывоз культурных ценностей осуществляется на основании заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, которое выдается уполномоченным органом (Минкультуры России) по результатам рассмотрения заявления физического или юридического лица о выдаче заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и прилагаемых к нему документов.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей составляет 0,01 процента от страховой стоимости временно вывозимых культурных ценностей.
В соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 1 статьи 333.35 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз или временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза культурных ценностей освобождаются государственные и муниципальные музеи, негосударственные музеи федерального значения, государственные и муниципальные архивы, библиотеки, иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей, а также физические лица - авторы культурных ценностей.
Законопроектом предлагается установить предельный размер государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, в том числе при продлении срока временного вывоза, в размере 5 000 рублей.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что введение предельного размера государственной пошлины обусловлено необходимостью уменьшения размера государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, имеющих высокую стоимость (свыше 50 млн. рублей), что позволит снизить затраты на выставочные проекты, организуемые за рубежом из частных российских коллекций (российских коллекционеров, частных галерей и музеев).
Комитет по культуре поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации установить предельный размер государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей. Вместе с тем, Комитет по культуре отмечает, что проектируемая норма будет направлена не только на случаи временного вывоза культурных ценностей в заявленных целях организации и проведения выставочных проектов, но и на другие случаи, в том числе в целях временного вывоза культурных ценностей для личного пользования.
Комитет по культуре считает необходимым дополнить проектируемую норму законопроекта перечислением целей временного вывоза культурных ценностей, при которых устанавливается предельный размер государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей.
Законопроектом также предусматривается освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз в целях гастрольно-концертной деятельности струнных музыкальных инструментов или смычков, в том числе при продлении срока временного вывоза в указанных целях струнных музыкальных инструментов или смычков. Данная льгота будет распространяться на музыкантов, которые в связи с осуществлением за пределами Российской Федерации гастрольно-концертной деятельности (в том числе в связи с участием в музыкальных конкурсах, мастер-классах) несут значительные финансовые затраты по уплате государственной пошлины за каждый выезд с территории Российской Федерации.
Основанием для предоставления льготы будет являться документ, подтверждающий цель поездки. Пунктом 5 Статьи 35.7 Закона N 4804-1 определено, что при временном вывозе физическими лицами струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, для осуществления гастрольно-концертной деятельности заявитель представляет в уполномоченный орган документ, подтверждающий цель поездки (приглашение).
Комитет по культуре поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации, направленную на увеличение гастролирующих и выступающих на международных конкурсах российских музыкантов, популяризацию их творчества за рубежом.
Вместе с тем, Комитет по культуре отмечает, что заключение (разрешительный документ) на временный вывоз требуется не на все струнные музыкальные инструменты или смычки, а только на струнные музыкальные инструменты или смычки, являющиеся культурными ценностями, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза, определяемый в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
В соответствии с установленным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 "О мерах нетарифного регулирования" Единым перечнем культурных ценностей, документов национальных архивных фондов, оригиналов архивных документов, к которым применяются меры нетарифного регулирования, а также порядок их вывоза и ввоза, разрешительный порядок вывоза установлен в отношении уникальных и редких музыкальных инструментов и смычков, независимо от времени изготовления (за исключением фабричного (мануфактурного) изготовления). Таким образом, правом Евразийского экономического союза установлен критерий отнесения струнных музыкальных инструментов или смычков к культурным ценностям, в отношении которых установлен разрешительный порядок вывоза (временного вывоза). При этом отнесение струнных музыкальных инструментов или смычков к культурным ценностям может быть осуществлено только по результатам экспертизы, проводимой экспертами по культурным ценностям, аттестованными Минкультуры России.
В соответствии с Законом N 4804-1 в случае, если струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок не относится к культурным ценностям либо к культурным ценностям, в отношении которых правом Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок вывоза, по желанию физического лица оформляется паспорт, в котором производится запись о том, что в отношении указанного музыкального инструмента или смычка не установлен разрешительный порядок вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза. В соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина за выдачу паспорта на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок составляет 1 500 рублей. Данная пошлина уплачивается единовременно и не требует дальнейшего получения заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и, соответственно, уплаты государственной пошлины за выдачу указанного заключения (разрешительного документа).
Таким образом, в законопроекте необходимо уточнить, что физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, являющихся струнными музыкальными инструментами или смычками.
Также Комитет по культуре считает, что в проекте закона необходимо дополнительно уточнить, что от уплаты государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей, являющихся струнными музыкальными инструментами или смычками, освобождаются физические лица, осуществляющие временный вывоз струнных смычковых музыкальных инструментов или смычков, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного Комитет по культуре рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 682283-7 "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в части установления предельного размера государственной пошлины за выдачу заключения (разрешительного документа) на временный вывоз культурных ценностей и освобождения от уплаты государственной пошлины отдельной категории физических лиц" при условии устранения высказанных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.