I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе организации и проведения Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам") (далее - Конкурс).
1.2. Конкурс проводится в рамках реализации:
плана мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 366-р (пункт 23);
приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 N 197 "Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/2019 учебный год" (пункт 220).
1.3. Организаторами Конкурса выступают:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз);
Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России);
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Федеральный детский эколого-биологический центр" (далее - Федеральный детский эколого-биологический центр).
II. Цель и задачи Конкурса
2.1. Цель Конкурса - развитие интереса обучающихся образовательных организаций России в области рационального природопользования и новых лесосберегающих технологий через непосредственное участие в работе по изучению лесных экосистем и проектную природоохранную деятельность, направленную на формирование у них экологической культуры, на обеспечение личностного развития, профессионального самоопределения и повышения уровня естественнонаучной грамотности.
2.2. Задачи:
развитие экологической культуры применительно к восстановлению и сохранению лесных экосистем;
подведение итогов работы школьных лесничеств и других объединений обучающихся, ведущих учебно-исследовательскую и проектную природоохранную деятельность, направленную на сохранение лесных экосистем;
выявление и поощрение обучающихся, принимавших практическое участие в природоохранной работе, имеющих специальные экологические и лесохозяйственные знания, навыки, способности, а также руководителей творческих объединений, успешно использующих инновационные технологии в образовательной деятельности с обучающимися;
выявление, развитие и профессиональное продвижение талантливых обучающихся в области эколого-лесохозяйственного образования;
транслирование и внедрение инновационных идей в области охраны лесов;
обмен опытом работы и установление профессиональных контактов между обучающимися и педагогами организаций высшего образования, сотрудниками научных и природоохранных организаций по развитию школьных лесничеств в современных условиях.
III. Руководство Конкурсом
3.1. Руководство проведением Конкурса и его организационное обеспечение осуществляет организационный комитет (далее - Оргкомитет), который создается из представителей ведомств, специалистов заинтересованных организаций и ученых.
3.2. Оргкомитет создается на период подготовки и проведения Конкурса для достижения цели и решения вытекающих из нее задач Конкурса. Состав Оргкомитета утверждается приказом Рослесхоза.
3.3. Решения, принимаемые Оргкомитетом в рамках своей компетенции, обязательны для исполнения участниками Конкурса, а также всеми лицами, задействованными в организационно-подготовительной работе Конкурса.
3.4. Оргкомитет Конкурса:
утверждает состав жюри Конкурса;
оставляет за собой право не допустить конкурсные материалы к участию в Конкурсе, если жюри признает их не отвечающим требованиям данного Положения;
утверждает место, порядок, программу, состав жюри и результаты Конкурса.
3.5. Жюри Конкурса:
формируется из представителей ведомств, ученых, специалистов и педагогов-практиков образовательных организаций;
осуществляет оценку конкурсных работ, определяет победителей и призеров в соответствии с рейтингом;
принимает решение об учреждении специальных номинаций и присуждении дополнительных призов.
3.6. Решения жюри каждой из номинаций Конкурса отражаются в протоколе, который подписывается Председателем и Секретарем жюри.
3.7. Решение жюри обжалованию не подлежит.
3.8. В субъекте Российской Федерации региональный оператор Конкурса определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
3.9. Региональный оператор:
информирует образовательные организации о порядке, содержании, сроках проведения регионального этапа Конкурса;
осуществляет организацию и проведение регионального этапа Конкурса в субъекте Российской Федерации;
направляет в Оргкомитет информацию об итогах проведения регионального этапа Конкурса.
IV. Участники Конкурса
4.1. В Конкурсе могут принимать участие обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации в возрасте 14-18 лет на период проведения финала Конкурса и студенты профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля в возрасте от 14 лет до 21 года на период проведения финала, а также руководители школьных лесничеств (педагогические работники, специалисты лесного хозяйства и природоохранных организаций).
4.2. Допускается только индивидуальное участие в Конкурсе, кроме номинации "Проектная природоохранная деятельность", в которой возможно коллективное участие.
4.3. Замена участников в ходе Конкурса не допускается.
4.4. Студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по специальностям, не связанным с лесохозяйственным профилем, могут участвовать в номинациях "для учащихся".
V. Сроки проведения Конкурса
5.1. Конкурс проводится ежегодно в период с октября по май - сентябрь и состоит из двух этапов:
I - региональный (в субъектах Российской Федерации) - с октября по январь;
II - федеральный:
заочный - с февраля по апрель;
очный - май - сентябрь (далее - финал).
VI. Номинации Конкурса
6.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
6.1.1. Для учащихся общеобразовательных организаций:
"Лесоведение и лесоводство" (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной типологии, возобновлению и формированию леса, влиянию на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров и др., восстановлению леса после рубок главного пользования, эффективности лесовосстановительных мероприятий, разведению лесных культур);
"Экология лесных животных" (рассматриваются исследовательские работы, посвященные лесной фауне, экологии и поведению птиц, насекомых и других обитающих в лесу животных, в т.ч. вредителей леса; изучение эффективности биологических способов защиты леса (привлечение энтомофагов) и др.);
"Экология лесных растений" (рассматриваются флористические и геоботанические исследования лесных экосистем; изучение экологических и биологических особенностей видов лесных растений, грибов, лишайников);
"Проектная природоохранная деятельность" (рассматриваются социально значимые проекты, связанные с охраной лесов от пожаров, организацией и проведением разнообразных природоохранных лесных акций, защитой леса от вредителей и болезней, пропагандой знаний о лесе, использованием ресурсосберегающих технологий, а также популяризацией лесных профессий и практической деятельностью по сохранению лесов);
6.1.2. Для студентов профессиональных образовательных организаций лесного профиля:
"Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля (исследовательские работы, связанные с изучением технологий лесохозяйственных работ, специальных дисциплин лесного профиля, подготовкой инновационных предложений по ведению лесного хозяйства);
6.1.3. Для образовательных организаций и руководителей школьных лесничеств: "Школьные лесничества в условиях современного образования" (представление лучшей практики региона, организации, руководителя объединения - рассматриваются наиболее эффективные подходы, формы и инновационные технологии в организации деятельности школьных лесничеств).
6.2. Формы представления конкурсных работ:
исследовательская работа - в номинациях: "Лесоведение и лесоводство"; "Экология лесных животных"; "Экология лесных растений"; "Лучшая опытно-исследовательская работа студентов профессиональных образовательных организаций лесохозяйственного профиля";
социально значимый проект - в номинации "Проектная природоохранная деятельность";
описание лучшей практики - в номинации "Школьные лесничества в условиях современного образования".
VII. Критерии оценки конкурсных работ
7.1. Критерии оценки конкурсных работ на федеральном (заочном) этапе:
7.1.1. Исследовательская работа:
соответствие конкурсной работы требованиям к ее оформлению;
актуальность, новизна и инновационность выбранной темы и ее обоснование;
постановка цели и задач, их соответствие содержанию конкурсной работы;
теоретическая проработка темы исследования (глубина проработанности и осмысления материала, использование литературы);
обоснованность применения методики исследования, полнота ее изложения;
полнота и достоверность собранного и представленного материала;
качество представления, наглядность результатов исследования;
анализ и обсуждение результатов;
обоснованность и значимость выводов;
научное, образовательное значение проведенного исследования;
практико-ориентированность работы;
оригинальность работы должна быть не меньше 75% (проверка на антиплагиат).
7.1.2. Социально значимый проект:
соответствие представленного материала требованиям к оформлению проекта (приложение 1);
актуальность выбранной темы проекта и ее обоснование;
соответствие содержания проекта, постановленной цели и задачи;
теоретическая проработка темы проекта;
оригинальность технологии реализации проекта, наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему;
грамотность и логическая последовательность реализации проекта;
степень реализации проекта;
практическая значимость проекта.
7.1.3. Описание лучшей практики:
соответствие представленного материала требованиям к оформлению описания лучшей практики (приложение 1);
актуальность представленной работы;
соответствие содержания представленной работы, поставленным цели и задачам;
оригинальность технологий, используемых в практической деятельности;
грамотность и логичность в представлении лучшей практики;
степень программно-методического обеспечения представленной практики;
практическая значимость конкурсной работы.
7.2. Критерии оценки конкурсных работ на федеральном очном этапе Конкурса:
7.2.1. Исследовательская работа:
обоснование актуальности, новизны и инновационности проведенного исследования, постановка цели и задач;
полнота изложения методики и обоснованность ее применения;
достаточность собранного материала для получения результатов и выводов;
качество, четкость и наглядность представленных результатов исследования;
формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам работы;
качество доклада (четкость его построения, соблюдение регламента, доступность изложения);
творческий подход, самостоятельность и активность исследователя;
степень владения темой, знание терминологии, ответы на вопросы;
практическая значимость проведенного исследования.
7.2.2. Социально значимый проект:
обоснование актуальности существующей проблемы;
соответствие содержания, постановленной цели и задачам;
наличие самостоятельного взгляда автора на решаемую проблему, оригинальность подходов к ее решению;
грамотность и логичность в последовательности реализации этапов проекта;
практическая значимость проекта;
качество и информативность наглядно-иллюстративного материала;
качество представления работы (соблюдение регламента, доступность изложения, четкость и логика построения, использование наглядно-иллюстративного материала, ответы на вопросы);
наличие и степень вовлеченности партнерских организаций в реализации представленной практики.
7.2.3. Описание лучшей практики:
новаторство и уникальность;
разнообразие направлений, технологий и форм, используемых в работе;
программно-методическое обеспечение содержания деятельности и его практическая значимость;
материально-техническое обеспечение;
эффективность практики в профессиональном самоопределении обучающихся;
возможность использования в практике образовательных организаций;
качество и информативность наглядно-иллюстративного материала;
качество представления работы (соблюдение регламента, доступность изложения, четкость и логика построения, использование наглядно-иллюстративного материала, ответы на вопросы);
наличие и степень вовлеченности партнерских организаций в реализации представленной практики.
VIII. Условия участия в Конкурсе
8.1. Конкурсные работы должны соответствовать условиям Конкурса и требованиям к оформлению (приложение 1).
8.2. К участию в Конкурсе не допускаются работы:
реферативные, содержание которых основано только на анализе литературных источников или на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
авторов, возраст которых не соответствует категории, к которой отнесена номинация (пункт 4.1);
занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях всероссийского уровня, проводимых в предыдущем и текущем годах;
имеющие признаки плагиата.
Данные материалы не оцениваются и снимаются с размещения на сайте Конкурса.
8.3. На каждом из этапов Конкурса:
проводится экспертная оценка конкурсных работ;
определяются победители и призеры по каждой номинации в соответствии с рейтингом.
8.4. По итогам проведения Конкурса в субъектах Российской Федерации определяются региональные победители.
8.5. К участию в федеральном заочном этапе Конкурса в категории "самовыдвиженец" допускаются все обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации в возрасте от 14 до 18 лет, выполнившие работу по одной из номинаций в соответствии с условиями Конкурса, но по объективным причинам не прошедших региональный этап (если региональный этап в субъекте не проводился, территориальная отдаленность места проживания).
8.6. Официальная информация о Конкурсе размещается на официальном сайте Рослесхоза (раздел "Лесная наука и образование"), на сайте Федерального детского эколого-биологического центра (http://ecobiocentre.ru), на официальном сайте Конкурса: http://podrost.ecobiocentre.ru/, в официальной группе "Вконтакте" "Федеральный детский эколого-биологический центр" (https://vk.com/ecobiocentre), а также на официальных сайтах и в группах в социальных сетях региональных операторов Конкурса.
8.7. На сайте Конкурса http://podrost.ecobiocentre.ru/ каждый региональный оператор имеет личный кабинет. Региональный оператор при первом входе в личный кабинет проходит регистрацию. Логин и пароль для входа в личный кабинет региональный оператор определяет самостоятельно при регистрации. После одобрения регистрации региональный оператор размещает конкурсные материалы. Пошаговая инструкция по регистрации и добавлению работ размещена на сайте Конкурса в разделе "Инструкции".
8.8. Конкурсные материалы, размещенные на сайте Конкурса позднее установленного срока, а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
8.9. От одного автора (или авторского коллектива) может быть принято на Конкурс не более одной работы.
8.10. Участие в Конкурсе рассматривается как согласие на размещение конкурсных материалов в журнале "Юннатский вестник", средствах массовой информации, в социальной сети Интернет.
IX. Порядок проведения Конкурса
9.1. Региональному оператору необходимо не позднее 20 февраля 2019 г. зарегистрироваться на сайте конкурса http://podrost.ecobiocentre.ru/ и разместить в личном кабинете:
сведения о конкурсанте;
согласие на обработку персональных данных обучающихся - для участников от 14 до 18 лет от родителей или законных представителей и от самого участника (приложение 2 и 3); если участнику уже 18 лет - только от самого участника (приложение 3) (файлы в формате pdf);
заверенный подписью и печатью протокол регионального этапа Конкурса (или выписку из протокола) - файл в формате pdf;
файл, содержащий конкурсный материал;
файл с краткой аннотацией конкурсной работы в формате doc.
9.2. В период с 20 февраля по 15 марта 2019 г. члены жюри осуществляют экспертизу конкурсных материалов, поступивших на Конкурс, в соответствии с критериями оценки и определяют финалистов Конкурса по каждой номинации.
9.3. По результатам оценки работ 15 марта 2019 г. на официальном сайте Федерального детского эколого-биологического центра (http://new.ecobiocentre.ru) и сайте Конкурса размещаются результаты участников федерального заочного этапа по каждой номинации.
9.4. Участники категории "самовыдвиженец" размещают в личном кабинете следующие документы:
сведения о конкурсанте;
согласие на обработку персональных данных обучающихся - для участников от 14 до 18 лет от родителей или законных представителей и от самого участника (приложение 2 и 3); если участнику уже 18 лет - только от самого участника (приложение 3) (файлы в формате pdf);
файл, содержащий конкурсный материал;
файл с краткой аннотацией конкурсной работы в формате doc.
9.5. Конкурсные материалы, размещенные на сайте Конкурса позднее 20 февраля 2019 года, а также с нарушением требований к ним, не рассматриваются.
9.6. По итогам федерального заочного этапа определяются участники финала Конкурса:
14 региональных участников каждой номинации, набравших наибольшее количество баллов;
1 участник из категории "самовыдвиженец".
Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право в отдельных случаях по отдельным номинациям изменять квоту участников в категории "самовыдвиженец".
9.7. Проведение финала Конкурса включает:
защиту конкурсной работы в форме устных докладов перед жюри и участниками номинации (регламент до 10 минут);
образовательную и культурную программу;
награждение победителей и призеров Конкурса.
9.8. В случае невозможности участия (по объективным причинам) в финале Конкурса, участник может быть заменен следующим в рейтинге по результатам федерального заочного этапа Конкурса в данной номинации.
X. Награждение участников Конкурса
10.1. Всем участникам финала вручаются сертификаты участника Конкурса.
10.2. Участники финала, набравшие наибольшее количество баллов в каждой номинации, объявляются победителями Конкурса с вручением соответствующего диплома и памятного приза.
10.3. Участники, следующие после победителей в рейтинге по результатам финала в каждой номинации, объявляются призерами Конкурса (2-е и 3-е место) с вручением соответствующих дипломов и памятных призов.
10.4. Предусматривается награждение поощрительными призами отдельных участников Конкурса в соответствии с решением жюри.
10.5. Руководители конкурсных работ победителей и призеров Конкурса награждаются грамотами.
XI. Финансирование Конкурса
11.1. Средства на проведение Конкурса формируются в пределах бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджетов, а также из внебюджетных источников.
11.2. Расходы по направлению участников на финал Конкурса (проезд к месту проведения и обратно, питание в пути, страхование участников) осуществляются за счет средств направляющей стороны.
XII. Заключительные положения
Вопросы, не отраженные в настоящем Положении, решаются Оргкомитетом Конкурса, исходя из своей компетенции в рамках сложившейся ситуации и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Заместитель руководителя |
А.В. Панфилов |
Согласовано
Директор Департамента |
И.А. Михеев |
28 декабря 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском юниорском лесном конкурсе "Подрост" ("За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам") (утв. Федеральным агентством лесного хозяйства 27 декабря 2018 г.)
Текст положения опубликован не был