Заключение Счетной палаты РФ от 7 мая 2019 г. N ЗСП-109/03-01
на проект федерального закона N 682417-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 682417-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части платежей, осуществляемых лицами, ведущими садоводство или огородничество) (далее -законопроект) подготовлено в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 10 апреля 2019 г. N 187).
Законопроектом, внесенным депутатами Государственной Думы, предлагается внести изменения в ряд статей главы 23 "Налог на доходы физических лиц", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.2 "Водный налог", 25.3 "Государственная пошлина", 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог", 26.2 "Упрощенная система налогообложения", 26.5 "Патентная система налогообложения", 31 "Земельный налог", 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации с учетом вступивших в силу с 1 января 2019 года изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на приведение отдельных положений части второй Налогового кодекса Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом N 217-ФЗ в части используемой терминологии в сфере садоводства и огородничества.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.
При этом статьей 54 Федерального закона N 217-ФЗ установлено, что реорганизация некоммерческих организаций, созданных гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу указанного Федерального закона, не требуется, за исключением случаев, установленных указанной статьей. Учредительные документы, а также наименования указанных организаций подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона N 217-ФЗ при первом изменении учредительных документов указанных организаций. Созданные до дня вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ садоводческие или огороднические кооперативы также должны привести свою организационно-правовую форму и уставы в соответствие с законодательством Российской Федерации о сельскохозяйственной кооперации при первом их изменении.
С учетом изложенного полагаем целесообразным установить переходные положения, определяющие порядок применения Налогового кодекса Российской Федерации в отношении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих партнерств, садоводческих и огороднических кооперативов, созданных до вступления в силу Федерального закона N 217-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ земельные участки, в отношении которых установлены виды разрешенного использования: "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, являются садовыми земельными участками.
Земельные участки, в отношении которых установлены виды разрешенного использования: "огородный земельный участок", "для огородничества" и "для ведения огородничества", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, являются огородными земельными участками (часть 8 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ).
Вместе с тем из статей Налогового кодекса Российской Федерации термины, определяющие указанные виды разрешенного использования, исключены, а термины "огородный земельный участок" (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации) и "садовый земельный участок" не введены (статьи 217, 333.9, 333.33, 394, 401, 406, 407 Налогового кодекса Российской Федерации).
Также следует отметить, что статья 2 законопроекта, определяющая вступление в силу Федерального закона с 1 января 2019 года, не соответствует статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее даты их официального опубликования.
На основании изложенного законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Исполняющая обязанности Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.