Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Методы и инструменты менеджмента знаний, применяемые на малых и средних предприятиях
Таблица А.1
Название |
Краткое описание |
Результат, выгода, преимущество |
Производственное рационализаторство |
Производственное рационализаторство направлено на использование распределенных знаний сотрудников, а также на повышение их творческого потенциала и креативности. Рационализаторские предложения могут включать организационные процессы и методы работы, экономию затрат, ориентацию на клиента, инновационные разработки и качественные усовершенствования. Рационализаторские предложения собирают и оценивают централизованно |
Мотивация сотрудников, непрерывное улучшение рабочего процесса, низкая стоимость |
Сообщества |
Сообщества предоставляют возможность обмениваться знаниями, содержащимися в иерархических тематических базах данных с различными заинтересованными сторонами. При этом каждый пользователь может предоставлять свои знания |
Простой доступ, возможность участия всех заинтересованных сторон |
Сообщества практиков |
Сообщество практиков - это группа людей, которые встречаются в отрыве от основной корпоративной структуры для обмена опытом по различным направлениям |
Могут быть получены различные усовершенствования продукта, новички перенимают опыт и знания у экспертов, осуществляется обмен знаниями между подразделениями предприятия |
Группы по работе со знаниями клиентов |
Группы по работе со знаниями клиентов объединяют клиентов предприятия, чтобы наблюдать за рыночными разработками и распознавать тенденции, а также выявлять и решать возникающие проблемы |
Конкурентоспособность, тесная взаимосвязь с клиентами, возможность быстрого реагирования на происходящие изменения |
Дебрифинг |
Составление и предоставление необходимых формализованных структур/шаблонов для извлечения опыта из проекта в целом или отдельных фаз проекта, мониторинг процессов подразделений, кодификация полученных знаний в средствах массовой информации проекта |
Последующая обработка и подготовка знаний |
Накопленный опыт |
Благодаря методу "накопленный опыт" систематически собирают опыт по окончании проектов, и таким образом он становится доступным для всех сотрудников предприятия |
Основания для самооценки, знание передается всем заинтересованным сторонам |
Обратная связь |
Под обратной связью понимается в самом широком смысле предоставление информации о результатах выполненного действия/процесса/операции. Обратная связь может осуществляться как спонтанная обратная связь касательно конкретных рабочих процессов или содержать систематическую оценку работы персонала. Обратная связь может передаваться устно или в любом виде в письменной форме |
Документация тенденций развития и целеполагания |
Желтые страницы |
Желтые страницы являются указателями на носителей знаний. Они содержат следующую информацию о сотрудниках: имя, область/подразделение/группа, номер телефона, адрес электронной почты, домашняя страница в Интранете, квалификация, профессиональный опыт, проектный опыт, специальность, повышение квалификации/дополнительное образование, специальные знания и навыки, хобби, фактическая сфера деятельности |
Легкий доступ к информации о носителях знаний на предприятии |
Групповая работа |
Групповая работа является методом разработки решений на основе организованного и целенаправленного сотрудничества между несколькими людьми. В случае работы с партнером группа состоит из двух человек (партнеров) |
Способствует генерации знаний и их сохранению |
Ротация работ/должностей |
Ротация работ/должностей означает смену рабочего места сотрудником. В новых условиях труда сотрудник решает новые задачи, повышает профессиональные качества, обязанности и сферу ответственности. Ротация происходит во временных циклах. По истечении определенного срока работник может либо снова вернуться к предыдущей работе, либо перейти к следующему этапу цикла |
Расширение знаний сотрудников |
Инвентаризация профессиональных качеств сотрудников (компетенций) |
Помимо традиционных производственных факторов решающее значение для успеха предприятия имеет компетенция сотрудников. Существующие компетенции систематически фиксируют и оценивают. Это создает основу для расширенного видения процессов создания ценности. Инвентаризация профессиональных качеств показывает, какую ценность сотрудники представляют для предприятия и какие потенциальные выгоды на основе этого возникают |
Определение ключевых компетенций, ключевых навыков и рисков утраты компетенций, задействование сотрудников в соответствии с их потенциалом |
Микростатьи |
Микростатьи представляют собой метод сохранения знаний и опыта выполненных проектов. Они включают в себя максимум одну текстовую страницу и содержат краткое описание проблемы в форме рассказа. Повествовательная форма обеспечивает приближение читателя к контексту решаемой задачи. Таким образом, опыт выполнения проекта переносится на другие ситуации и контекст. Структура статьи включает в себя тему, краткое описание содержания, а также выводы или элементы проверки, на основе которых оценивают полученный опыт |
Эффективная передача информации, знание, доступное каждому |
Сценарии по извлечению пользы/выгоды |
Сценарии по извлечению пользы в краткой форме описывают, как менеджмент знаний в конкретном контексте предприятия должен приносить дополнительные преимущества. Обозначают конкретные потенциалы полезности и определяют соответствующие цели |
Как количественные, так и качественные преимущества инициативы по менеджменту знаний могут быть оценены таким образом заранее |
Подведение итогов проекта |
Обзор проекта представляет собой проверку отдельных этапов работы или результатов отдельных фаз проекта. Назначается совещание, в котором участвуют коллеги из других предметных областей, проектная команда и руководитель проекта. Представленные результаты работы критически обсуждают и рассматривают в отношении достижения поставленных целей |
Раннее обнаружение проблем, улучшение дисциплины команды, проверка стратегии, предотвращение образования слабых мест, обмен опытом между участниками. |
Брокеры знаний |
Брокер знаний обладает информацией о способностях отдельных сотрудников внутри предприятия, а также за его пределами и, следовательно, может предоставить недостающие ресурсы знаний |
Быстрые результаты поиска |
Сторителлинг |
В процессе общения между двумя и более лицами представляется предыдущий опыт, который далее совместно анализируется, чтобы разработать новые варианты решения проблемы |
Обмен опытом, выявление латентных знаний |
Аудит знаний |
Аудит знаний является формой контроля (или оценки) знаний, соответствующей целям знаний предприятия и служащей для проверки успешности инвестиций в менеджмент знаний |
Проверка успешности инвестиций, особых ресурсов не требуется |
Баланс знаний |
Для оценки имеющихся знаний в составе интеллектуального капитала предприятия проводят сравнение и оценку необходимой потребности в знаниях с имеющимся запасом знаний. С помощью определенных показателей оценивают достижение поставленных целей знаний |
Обобщение и использование потенциала знаний, выявление пробелов в знаниях, создание основы для дальнейшей подготовки кадров, особых ресурсов не требуется |
Карты потоков знаний |
Карты потоков знаний представляют собой обзор потоков знаний между сотрудниками предприятия и внешней средой |
Наглядное представление связей знаний, особых ресурсов не требуется |
Карты знаний |
Карты знаний представляют собой графические каталоги, содержащие носителей знаний, состав знаний, источники знаний, структуры знаний, контекст применения знаний и т.д. Помимо повышения прозрачности они позволяют обнаруживать носителей знаний и содействовать распределению новых знаний. Они содержат только метаинформацию, т.е. указывают лишь путь к знанию, но не передают содержание самих знаний |
Легкий, целенаправленный доступ к носителям знаний на предприятиях, визуализация знаний поощряет креативность/повышенное внимание, особых ресурсов не требуется |
Совещание на предмет знаний |
На совещании по знаниям генерируются новые знания или осуществляется обмен имеющимися знаниями. Результаты фиксируют в письменной форме. Совещание на предмет знаний имеет четкие цели и в обязательном порядке модерируется |
Сформировать максимально широкий спектр идей в кратчайшие сроки, особых ресурсов не требуется |
Портал знаний |
Портал знаний поддерживает бизнес-процессы путем предоставления, использования и интеграции знаний в оперативные задачи клиентов и сотрудников. На портале знаний пользователь выполняет транзакции и функции офиса, использует средства совместной работы и функции связи, а также доступ к внутренним и внешним источникам знаний |
Регулярное взаимодействие с клиентами и поставщиками |
Репортер/секретарь знаний |
Репортер/секретарь знаний специализируется на распознавании и документировании знаний на заседаниях. Он дифференцирует информацию и знания и имеет определенные навыки формулирования и документирования выявленных знаний. В его функции также входит составление протоколов заседаний или отчета о знаниях |
Сохранение знаний и выделение важных знаний, особых ресурсов не требуется |
Эстафета знаний |
Эстафета знаний служит для передачи знаний уходящих сотрудников новому персоналу, созданию и интеграции персональных сетей, включая интеграцию выпускников университетов, систематическое сопровождение и передачу знаний, модерирование обмена знаниями |
Знания сохраняются, целенаправленное обучение новых сотрудников, особых ресурсов не требуется |
<< Назад |
Приложение >> Б (справочное). Практические примеры |
|
Содержание Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58192-2018 "Менеджмент знаний. Практика применения менеджмента знаний на малых и средних... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.