Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3.1. Анализ состояния сферы действия программы, тенденции развития ситуации и вероятные последствия
Устойчивое развитие общества, как процесс, направленный на повышение качества жизни и здоровья населения, обеспечение безопасности жизнедеятельности, в том числе и экологической безопасности, возможно только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды.
Особенности экологической обстановки в Новосибирской области и возникающие экологические проблемы в основном обусловлены негативными последствиями хозяйственной деятельности предшествующих лет, местными природными условиями и характером воздействия на них промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства, который зависит от специфики размещения предприятий, их мощностей, применяемой технологии, уровня экологической культуры населения и других факторов.
В последние годы реализация основных природоохранных мероприятий на территории Новосибирской области осуществлялась в рамках областной целевой программой "Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005 - 2008 годы", плана мероприятий по улучшению состояния окружающей среды и обеспечению экологической безопасности населения Новосибирской области в 2009 году, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 27.04.2009 N 174, плана природоохранных мероприятий Новосибирской области на 2010 год, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 28.12.2009 N 504-па (в ред. постановления администрации Новосибирской области от 26.03.2010 N 103-па).
Реализация природоохранных мероприятий в предшествующие годы позволила стабилизировать экологическую ситуацию в Новосибирской области, несмотря на устойчивый рост экономической активности, увеличение техногенной нагрузки на окружающую среду. Однако недостаточные объем инвестиций на реализацию природоохранных мероприятий и темпы их реализации не позволили в полной мере решить экологические проблемы.
В настоящее время состояние окружающей среды характеризуется следующими проблемными ситуациями, требующими государственного регулирования.
1. Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. Особенно сказывается загрязнение атмосферы на детской заболеваемости. Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В настоящее время в четырех городах области, в которых проживает около 60% населения, уровень загрязнения воздуха оценивается как высокий (г. Новосибирск, г. Искитим) и повышенный (г. Бердск, г. Куйбышев). Основными вкладчиками в загрязнение атмосферного воздуха в Новосибирской области являются: автомобильный транспорт (61% валового выброса по области), предприятия теплоэнергетики и отопительные котельные ЖКХ (22%) и промышленные предприятия (17%). Наибольшую долю в структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферу занимают загрязняющие вещества от процессов сжигания различных видов топлива: пыль неорганическая, азота оксиды, углерода оксид, серы диоксид.
Загрязнение атмосферного воздуха в черте населенных пунктов формируется выбросами вредных веществ из многих источников и распределяется неравномерно по площади территории населенных пунктов.
Системное и планомерное решение проблемы не может быть определено без оценки исходной ситуации в виде карт фонового загрязнения атмосферного воздуха в муниципальных образованиях области (далее - Карта), необходимого документа для стратегического планирования обеспечения благоприятной среды обитания поселений.
В Новосибирской области в 2007 г. завершена разработка и находит успешное применение Карта города Искитима, в 2010 году начата разработка Карты г. Бердска, нуждаются в доработке и корректировке Карты городов Куйбышева, Татарска, Оби, необходимо разработать Карты по городам Черепаново, Карасуку, рабочему поселку Линево.
На территории области, вне черты города Новосибирска, эксплуатируется около 1100 котельных, работающих на твердом топливе (уголь). Большая часть этих котельных не оснащена пылегазоочистным оборудованием (далее - ПГО), либо оборудование изношено и нуждается в замене. В результате значительное количество населения области подвергается негативному воздействию вредных веществ, в том числе канцерогенной природы.
За 2005 - 2009 г.г. в населенных пунктах 20 муниципальных районов и 5 городах Новосибирской области за счет субсидий муниципальным образованиям Новосибирской области из областного бюджета Новосибирской области (при софинансировании за счет средств местных бюджетов) на реализацию природоохранных мероприятий, направленных на охрану атмосферного воздуха от загрязнения, установлено или реконструировано 127 единиц ПГО, что позволило сократить выбросы в атмосферу золы угольной на 8 тыс. тонн в год. В локальных зонах влияния выбросов (детские и медицинские учреждения, школы, жилой сектор) значительно улучшилось состояние атмосферного воздуха и качество жизни населения.
В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха до нормативных показателей целесообразно оказание содействия органам местного самоуправления в установке и модернизации 94 единиц ПГО в 32 населенных пунктах 17 муниципальных районах и городских поселениях.
В 2009 г. был выполнен проект, а в 2010 г. начато строительство экспериментальной котельной, работающей на биотопливе (дрова и древесные отходы) в Венгеровском районе Новосибирской области. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию в 2010 - 2011 годах котельной обеспечит вовлечение в процесс получения тепловой энергии более дешевых местных видов биотоплива, утилизацию отходов лесозаготовок и лесопиления в полном объеме ежегодно 5,5 тыс. плотных м3;
При получении экономического эффекта от ввода в эксплуатацию котельной все технические решения будут в дальнейшем применены на аналогичных объектах в других районах области.
2. На 90% территории области рыхлые осадочные отложения не обеспечивают защиту подземных водоносных горизонтов от проникновения поверхностных загрязнений. Подземные воды являются основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения для около 1 млн. жителей Новосибирской области.
В результате геологического мониторинга ежегодно выявляются все новые очаги загрязнения подземных вод вблизи животноводческих комплексов, нефтебаз, машино-тракторных парков, предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, причиной поступления загрязняющих веществ в подземные воды является не соблюдение санитарных норм при эксплуатации скважин.
Ситуация осложняется наличием 900 бесхозяйных заброшенных скважин, учтенных по состоянию на 01.01.2010 (9% от общего числа водозаборных скважин), являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод.
В целях сокращения нарастающего поступления загрязняющих веществ в подземные водоносные горизонты питьевого назначения представляется необходимым выполнить комплекс мероприятий по ликвидации (консервации) бесхозных скважин в полном объеме.
3. Растительный и животный мир испытывает значительное техногенное воздействие, что вызывает серьезные, порой необратимые изменения его состояния. На территории области создана сеть особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ): 24 государственных природных заказника и 53 памятника природы регионального значения, площадь которых составляет 1472,6 тыс. га или 7,8% от общей площади территории области (средний показатель по России - 13%).
Для снижения негативного воздействия внешних факторов, приводящих к сокращению биоразнообразия и трансформации природной среды и природных ландшафтов, а также для сохранения рекреационных ресурсов, осуществления научной и эколого-воспитательной деятельности необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети ООПТ, в соответствии со "Схемой развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий на период до 2020 года" утвержденной решением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.11.1996 г., провести их инвентаризацию, обеспечить охрану и нормальное функционирование. Приоритетными объектами охраны являются редкие виды растений и животных, которые занесены в Красную книгу Новосибирской области (180 видов растений и 157 видов животных).
4. Недостаточный уровень развития государственного мониторинга окружающей среды не позволяет обеспечить необходимую степень полноты и точности данных наблюдений, достоверности оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов на все компоненты окружающей среды, эффективности принятия управленческих решений, эффективности проводимых природоохранных мероприятий.
Необходимо, как и в предыдущие годы обеспечить выполнение оперативных химико-аналитических исследований состояния компонентов окружающей среды на территории Новосибирской области, в том числе для определения уровня негативного воздействия при экологических правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, а также регулярные наблюдения и оценку состояния и использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
На основе данных экологического мониторинга предполагается разработать комплекс мер по снижению негативного воздействия вод р. Власиха на прилегающие территории г. Обь Новосибирского района и Толмачевскую согру.
Требуется качественно повысить учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду регионального значения путем создания и развития программно-информационных комплексов в сфере природопользования.
5. Низкая экологическая культура жителей области является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Экологические проблемы, возникновение которых обусловлено, прежде всего, социально-экономическими факторами, могут быть решены только образованным населением с высоким уровнем экологической культуры и сознания. Поэтому вопросы информирования населения, пропаганды необходимости всеобщей охраны окружающей среды, формирования экологической культуры имеют очень важное значение.
Необходимо продолжить работу по поддержке и развитию созданной в Новосибирской области в последние годы системы традиционных экологических акций и мероприятий, позволяющих обеспечить широкое участие населения, координировать природоохранную деятельность организаций, общественных и творческих объединений, использовать накопленный положительный опыт в сфере экологического образования, просвещения и воспитания различных групп населения.
Повышение уровня обеспечения населения и организаций Новосибирской области достоверной экологической информацией позволит предупредить и эффективнее решать многие экологические проблемы.
6.* На территории Новосибирской области, особенно в муниципальных районах, прилегающих к г. Новосибирску, в т.ч. в местах массового размещения садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - объединений) сложилась сложная ситуация с вывозом и захоронением отходов.
По состоянию на 01.08.2010 на территории области зарегистрировано 350 несанкционированных свалок.
Основными причинами сложившейся ситуации являются высокая затратность мероприятий по сбору и вывозу отходов, недостаточность средств муниципальных образований на организацию работ, недостаточность специализированного транспорта для вывоза отходов, слабая работа садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан по организации вывоза отходов.
В 2010 г. за счет средств, выделенных из резервного фонда администрации Новосибирской области в размере 7 млн. руб., ликвидировано 7 наиболее крупных несанкционированных свалок с общим объемом отходов 18 839 м3 в местах массового размещения садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан на территории Новосибирского района. Отходы вывезены на санкционированные полигоны, на всех объектах проведена рекультивация земельных участков. Необходимо продолжить работу в этом направлении в целях ликвидации в ближайшие годы несанкционированных свалок на территории Новосибирской области в полном объеме.
Остро стоит проблема организации системы сбора и утилизации отходов эксплуатации автотранспортных средств, ртутьсодержащих отходов у населения.
В настоящее время система сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения, отсутствует, отходы 1 класса опасности попадают в окружающую среду. По экспертным оценкам у населения Новосибирской области образуется ежегодно около 200 тыс. шт. ртутьсодержащих ламп. В то же время в связи с государственной политикой по переходу на энергосберегающие технологии и использование компактных люминесцентных ламп количество ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения, будет значительно увеличиваться.
Необходимо продолжить на территории Новосибирской области работу по развитию системы сбора, утилизации отработанных автошин, вовлечению их во вторичное использование, как сырья для изготовления резиновых покрытий. Планируется оказание государственной поддержки организациям и предпринимателям, ведущим деятельность в этой сфере.
По состоянию на 01.01.2011 г. общий объем вывезенных за пределы Новосибирской области на обезвреживание (захоронение) особо опасных отходов средств защиты растений составил 535,658 тонны, затраты из областного бюджета составили 41,4 млн. руб., затраты органов местного самоуправления составили около 3 млн. руб.
Ликвидировано 68 мест бесхозяйного хранения отходов, в т.ч. централизованные районные склады в г. Тогучине, г. Болотное, г. Черепаново, р.п. Мошково, централизованный охраняемый склад областного значения в р.п. Ордынское.
В 2011 году предполагается завершить работы по обезвреживанию остаточного количества 22,817 тонн отходов средств защиты растений, что позволит полностью решить на территории Новосибирской области многолетнюю проблему угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в результате бесхозного хранения большого количества запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов.
7. Наличие на реках неинженерных сооружений, захламленность русел рек приводит к их заилению и зарастанию, деформации русла и берегов, снижению пропускной способности. С целью восстановления гидрологического и морфологического режима, оптимизации пропускной способности планируется проведение работ по расчистке русел рек на отдельных наиболее проблемных участках.
Развитие и совершенствование системы управления природоохранной деятельностью в Новосибирской области и обеспечение экологического правопорядка, как одного из основных факторов экологической безопасности, требует совершенствования существующей нормативной правовой базы управления качеством окружающей среды, в целях создания условий для повышения эффективности использования природных ресурсов, стимулирования природопользователей к осуществлению природоохранных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.