Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
города Бердска
от 7 августа 2012 г. N 3876
Городская целевая программа
"Модернизация и территориальная оптимизация сети объектов социальной инфраструктуры в городе Бердске на 2013 - 2015 годы"
I. Паспорт
Наименование программы |
Городская целевая программа "Модернизация и территориальная оптимизация сети объектов социальной инфраструктуры в городе Бердске на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы |
Постановление Правительства Новосибирской области от 25.10.2010 N 186-п "Об утверждении Порядка организации работы по модернизации и пространственной оптимизации сети объектов социальной инфраструктуры на территории Новосибирской области" |
Заказчик |
Администрация города Бердска |
Основные разработчики Программы |
Управление образования администрации города Бердска |
Руководитель Программы |
И.о. заместителя главы администрации Гриднев С.В. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
Управление образования администрации города Бердска, МКУ "Управление образования и молодежной политики", МБУ "Городской центр культуры и досуга", МКУ "Отдел физкультуры и спорта" администрации города Бердска |
Цель и задачи Программы |
Цели Программы: оптимизация сети объектов социальной инфраструктуры, повышение уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, соответствующими современным требованиям. Задачи Программы: - приведение объектов социальной инфраструктуры в соответствие с нормативами градостроительного проектирования, социальными нормативами, нормативными требованиями по степени износа, уровню благоустройства, требованиями пожарной безопасности, экономичности, долговечности; - территориальная оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в соответствии с фактической и перспективной системой расселения и учетом прогнозируемой транспортной мобильности населения; - снижение уровня неэффективных затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры |
Сроки (этапы) реализации Программы |
2013 год - 1 этап 2014 год - 2 этап 2015 год - 3 этап |
Объемы финансирования |
Общий объем финансирования Программы составит: всего - 187601,0 тыс. рублей, в том числе: местный бюджет - 52601,0 тыс. руб. областной бюджет - 135000,0 тыс. руб. в том числе по годам: 2013 год: всего - 61652,0 тыс. руб., в том числе: местный бюджет - 16652,0 тыс. руб. областной бюджет - 45000,0 тыс. руб. 2014 год: всего - 61664,0 тыс. руб., в том числе: местный бюджет - 16664,0 тыс. руб. областной бюджет - 45000,0 тыс. руб. 2015 год: всего - 64285,0 тыс. руб., в том числе: местный бюджет - 19285,0 тыс. руб. областной бюджет - 45000,0 тыс. руб. Объем финансирования в разрезе исполнителей утверждается при формировании бюджета города Бердска на очередной финансовый год. |
Важнейшие целевые индикаторы |
Важнейшие целевые индикаторы: 1. Увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, оказывающих комплексы муниципальных услуг (работ) в рамках межведомственного взаимодействия, оптимизация объемов муниципальных услуг и работ, выполняемых на отдельных объектах социальной инфраструктуры; 2. Рост числа получателей муниципальных услуг на базе полностью оборудованных и благоустроенных объектов при их соответствии стандартам безопасности; 3. Уровень доступности объектов социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами; 4. Сокращение доли объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ветхом и аварийном состоянии; 5. Снижение неэффективных расходов на содержание объектов социальной инфраструктуры и затрат за счет проведения энергосберегающих мероприятий |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в соответствующих показателях, поддающихся количественной оценке |
1. Рост числа получателей услуг социальной сферы на базе полностью благоустроенных объектов на 3145 человек; 2. Увеличение размера площадей для межотраслевого использования на 4200 кв. м; 3. Снижение к 2015 г. затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры на 6905 тыс. рублей, включая мероприятия по энергосбережению |
Настоящая Программа разработана на основании Постановления Правительства Новосибирской области от 25.10.2010 N 186-п "Об утверждении Порядка организации работы по модернизации и пространственной оптимизации сети объектов социальной инфраструктуры на территории Новосибирской области", в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке муниципальных программ по модернизации и пространственной оптимизации сети муниципальных объектов социальной инфраструктуры на территории Новосибирской области на 2013 - 2015 годы, утвержденными приказом министра экономического развития Новосибирской области от 17.04.2012 N 33.
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы (на основе статистических данных и (или) экспертных оценок).
В городе Бердске сеть объектов социальной инфраструктуры представлена 94 объектами, в которых расположены учреждения культуры и искусства, образования, здравоохранения, спорта и социальной защиты. В муниципальной собственности города находятся 67 объектов (в том числе занимаемых учреждениями культуры и искусства - 10 зданий общей площадью 8732,5 кв. м; учреждениями спорта - 8 объектов общей площадью 16537,9 кв. м; социальной защиты - 3 здания площадью 1955,1 кв. м; образовательными учреждениями - 46 объектов общей площадью 141407,2 кв. м). В федеральной собственности находится спортивный объект - Физкультурно-оздоровительный комплекс "Восток". В городе функционируют 2 частных детских сада на общее количество мест - 115, объект культуры - дворец культуры "Родина", который также находится в частном владении, также есть частные спортивные объекты - бассейны, крытый каток и спортивные залы, что необходимо учитывать при анализе сети социальной инфраструктуры города и при формировании стратегии модернизации и оптимизации социальных объектов.
Общая площадь объектов социальной инфраструктуры (без учета частных объектов) составляет 174324,1 кв. м, в том числе:
- эксплуатируемая площадь объектов - 168632,7 кв. м;
- пустующая - 5691,4 кв. м, что связано с необходимостью реконструкции помещений, однако на это не хватает средств местного бюджета.
Ветхое и аварийное состояние имеют 18 объектов площадью 32 093 кв. м, из них с износом более 70% - 1 объект. Из объектов в аварийном и ветхом состоянии пять зданий на данный момент не используются из-за невозможности нахождения в них, но на их содержание из местного бюджета ежегодно расходуется более 3 млн. рублей.
В ветхих и аварийных объектах расположены:
- одно спортивное учреждение (стадион "Авангард"),
- пять детских садов, которые посещают 1079 детей,
- одна школа (586 учеников),
- шесть учреждений дополнительного образования детей, в которых занимается более 4000 детей,
- одно учреждение социальной защиты - МБУ "Комплексный центр обслуживания населения",
- два здания культуры - городской Дом культуры, Досуговый центр "Октябрь", где в 40 самодеятельных и любительских коллективах занимается около 700 горожан от 1,5 до 90 лет. Городской дом культуры с 2007 года находится на капитальном ремонте. Несмотря на культурную и историческую ценность, внешний вид здания, его фасад является одним из самых неприглядных на центральной улице города. Необходимость завершения ремонта Дома культуры продиктована острой потребностью в культурно-досуговом учреждении в центральной части города. Затянувшийся ремонт осложняет организацию занятий и репетиций, что приводит к потере стабильности уровня коллективов, негативно сказывается на уровне проведения мероприятий и их качестве. Не имея своего концертного зала, МБУ "Городской центр культуры и досуга" при проведении городских мероприятий вынужден платить аренду за использование сценической площадки областному учреждению ДК "Родина". Реконструкция и модернизация городского Дома культуры отвечает потребности в сохранении и развитии культурного потенциала города.
В общей сложности 27 объектов социальной инфраструктуры города нуждаются в улучшении технического состояния. Кроме того, здания четырех детских садов требуют капитального ремонта и частично не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Таким образом, фактическое состояние большинства объектов социальной инфраструктуры, уровень их благоустроенности и безопасности не соответствует современным требованиям.
Основная часть объектов была построена во второй половине прошлого века. Нормативные требования к проектированию и строительству таких зданий и сооружений существенно отличаются от современных подходов к уровню благоустроенности, функциональности, безопасности, энергоэффективности и долговечности:
- сохраняется высокий уровень износа объектов социальной инфраструктуры и низкий уровень их благоустроенности;
- требуется приведение значительного количества объектов социальной инфраструктуры в соответствие с современными стандартами обеспечения безопасности;
- изношенность и устаревание (отсталость) инженерных решений приводят к избыточным затратам на содержание объектов социальной инфраструктуры, повышенному потреблению тепловой энергии и воды.
Кроме того, имеющееся количество объектов социальной инфраструктуры не обеспечивает потребность населения города в различных видах социальных услуг.
Наиболее остро в городе стоит проблема нехватки мест в детских садах, на 01 декабря 2011 года 3911 детей дошкольного возраста учтены в очереди на получение места в детском саду. Анализ возрастной структуры очереди показывает ее неоднородность. В очереди 33% - это дети от рождения до 1,5 лет. Еще 45% - дети от 1,5 до 3 лет. Фактически неполное удовлетворение потребности населения в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования рождает ажиотажный спрос на места в детских садах и более половины состава очереди - это отсроченный спрос - места, которые потребуются через один-два года. Также есть проблемы с неравномерной загрузкой средних образовательных школ. Это связано с появлением новых быстро растущих жилых массивов на окраинах города, таких как микрорайон Северный, микрорайон Молодежный, район Бердского Дома отдыха, микрорайон Южный и т.д., где ежегодно строится в среднем 85-90 кв. м жилья. Однако объекты социальной инфраструктуры строятся гораздо более медленными темпами. В частности, за последние 10 лет был построен единственный объект социальной инфраструктуры - частный детский сад на 100 мест в микрорайоне "Молодежный". Соответственно, дети из выше перечисленных отдаленных районов города вынуждены ездить в школы, так как в зоне пешеходной доступности нет детских садов и школ, что создает перегрузку образовательных учреждений центральной части города.
Нужно также отметить слабую материально-техническую базу муниципальных спортивных объектов. Многие спортивные объекты устарели и недостаточно оснащены спортивным оборудованием и инвентарем, что не позволяет обеспечить высокое качество предоставляемых услуг. Спортивные залы в общеобразовательных учреждениях загружены, ввод третьего обязательного часа физкультуры увеличил нагрузку на спортивные залы во всех школах, часть уроков в начальной школе приходится проводить в приспособленных классах.
Анализ текущего состояния сети объектов социальной инфраструктуры показал необходимость модернизации и пространственной оптимизации этих объектов для создания более комфортных условий проживания населения в городе, приближения к стандартам и нормативам и повышения уровня качества предоставляемых социальных услуг.
Необходимо создать условия, стимулирующие привлечение частных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры и организацию государственно-частных партнерств, как новой формы взаимодействия местной городской администрации и бизнеса. На данный момент российские предприниматели не заинтересованы вкладывать деньги в совместные с государством проекты, хотя сейчас, в условиях растущих дефицитов региональных и местных бюджетов, именно государственно-частные партнерства могут стать эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации социальной инфраструктуры.
2. Обоснование необходимости решения существующей (ожидаемой) проблемы или изменения текущего состояния сферы действия муниципальной программы программно-целевым методом.
Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всестороннее развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей. Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Таким образом, уровень развития социальной инфраструктуры должен отвечать тенденциям прироста населения города. Учитывая сегодняшнее состояние сети объектов социальной инфраструктуры города, степень охвата населения услугами в области культуры, образования, спорта и социальной защиты, а также уровень качества предоставляемых услуг, модернизация существующей сети просто необходима городу.
Если не уделить должное внимание развитию социальной инфраструктуры на данном этапе развития города, то через пять лет ситуация станет критичной. Население города постоянно увеличивается. За последние пять лет население росло в среднем на 1100 человек в год, в основном за счет миграции, естественный рост населения города стал положительным только в 2009 году. Тем не менее, за последние пять лет в среднем ежегодно рождалось около 1150 детей, и наблюдается тенденция роста численности новорожденных. При сохранении темпа прироста уровень рождаемости к 2015 году составит около 1600 человек в год, а количество детей в возрасте от 2 до 6 лет, которые должны быть обеспечены местами в детских садах, достигнет 7000 человек (без учета миграции). В настоящее время количество детей, размещенных в садах, насчитывает 4028 ребенка, что составляет 67% от общей численности детей этого возраста. При этом многие детские сады перезаполнены более, чем на 110% проектной мощности, и, тем не менее, очередь в детские сады составляет 3911 детей. Если тенденция роста рождаемости сохранится, то через пять лет еще более обострится вопрос нехватки мест в детских садах, который уже на сегодняшний день вызывает недовольство населения уровнем развития социальной инфраструктуры, что может послужить увеличению эмиграции из города.
Аналогично будет развиваться ситуация со школами искусств, которые на данный момент из-за весьма стесненных условий уже не имеют возможности принять на обучение всех детей, желающих получить художественно-эстетическое образование, то есть образовательные учреждения сферы культуры и искусства также не удовлетворяют тенденциям роста населения.
Кроме того, в двух зданиях учреждения дополнительного образования детей Городской центр детского творчества, в котором занимается более 3-х тысяч детей от 3-х до 18 лет, уровень износа электрической проводки и коммуникаций - более 90%, а одно здание - в аварийном состоянии. Через пять лет ситуация осложнится настолько, что в этих зданиях дети не смогут заниматься.
Что касается спортивных объектов, то их пропускная способность не соответствует нормативной уже сейчас, ситуация через пять лет ухудшится из-за положительного темпа прироста населения.
В последнее время средства на поддержание, модернизацию и реконструкцию объектов сети социальной инфраструктуры городу практически не выделяются из-за дотационности городского бюджета, поэтому данная программа является необходимой для дальнейшего успешного развития города не только в социальной сфере, но и экономической, так как высокий уровень социального обслуживания населения позволит привлечь городу новые трудовые ресурсы и инвестиции.
3) Характеристика состояния каждого Объекта, включенного в Программу, приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Целью настоящей Программы является оптимизация сети объектов социальной инфраструктуры, повышение уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, соответствующими современным требованиям.
Поставленная цель достигается реализацией комплекса мероприятий, направленных на решение следующих задач:
1. Приведение объектов социальной инфраструктуры в соответствие с нормативами градостроительного проектирования, социальными нормативами, нормативными требованиями по степени износа, уровню благоустройства, требованиями пожарной безопасности, экономичности, долговечности.
2. Территориальная оптимизация размещения объектов социальной инфраструктуры в соответствии с фактической и перспективной системой расселения и учетом прогнозируемой транспортной мобильности населения.
3. Снижение уровня неэффективных затрат на содержание объектов социальной инфраструктуры.
Целевые показатели, характеризующие достижение цели и задач Программы приведены в приложении N 2.
IV. Система мероприятий Программы
Задача 1: "Приведение объектов социальной инфраструктуры в соответствие с нормативами градостроительного проектирования, социальными нормативами, нормативными требованиями по степени износа, уровню благоустройства, требованиями пожарной безопасности, экономичности, долговечности".
Решается через комплекс мероприятий, направленных на концентрацию ресурсов на развитие объектов социальной инфраструктуры на основе применения программно-целевого метода, обеспечивающего достижение цели.
Для оптимизации использования объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности в соответствии с градостроительными нормативами необходимо обеспечить приоритет и концентрацию ресурсов на развитие объектов социальной сферы, а именно:
- объединение отделений Городского центра детского творчества с МБУ "Городской центр культуры и досуга" и размещение творческих объединений во вновь построенном здании городского Дома культуры (в настоящее время Городской центр детского творчества занимает часть здания детского сада на ул. К. Маркса, 29, площадью 1013 кв. м и здание детского сада по ул. К. Маркса, д. 71/1, площадью 725.5 кв. м), а также предоставление помещений в общеобразовательных учреждениях в соответствии с новыми государственными стандартами;
- размещение Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения "ДАРС" в пустующем административном здании общей площадью 816 кв. м по адресу: ул. К. Маркса, 6, после капитального ремонта. В настоящее время учреждение размещено в помещении цокольного этажа под спортивным залом общей площадью 265,2 кв. м в школе N 10, что не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и не позволяет в полном объеме осуществлять образовательную деятельность.
В арсенале у психологов - сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия, психодрама, психогимнастика, различные виды тренингов. В практической деятельности реализуются модели работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми потребностями, детей с проявлениями социальной дезадаптации, неорганизованных детей, а также по сопровождению инновационной деятельности образовательных учреждений. При наличии соответствующего помещения, отвечающего всем санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Центр "ДАРС" готов предоставить дополнительный спектр услуг для населения г. Бердска: открытие Лекотеки (индивидуальные и групповые игровые сеансы для детей, тренинги детско-родительского взаимодействия; диагностические сеансы для детей; обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми; проведение психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической работы с членами семьи ребенка с нарушением развития); открытие кабинета раннего развития (консультации, тренинги для беременных женщин; проведение занятий в Школе молодой матери; проведение занятий с детьми от 0 до 2 лет); открытие кабинета арттерапии; открытие комнаты сенсорного и психомоторного развития (групповые занятия по психомоторике, психогимнастике и развитию сенсорного восприятия для детей; релаксационные занятия для детей и взрослых); организация работы педагогической медико-психологической комиссии на постоянно действующей основе (проведение заседаний комиссии; консультирование для специалистов образовательных учреждений по подготовке документации и результатов обследования детей; консультирование родителей по выполнению выданных рекомендаций); открытие медицинского кабинета;
- строительство спортивного сооружения в 2 этажа площадью 600 кв. м с административными помещениями на территории экономического лицея и использование его для проведения занятий по физической культуре как экономического лицея, так и школы N 2, а также для размещения административных кабинетов экономического лицея и МБУ "Центр развития образования", расположенного в кабинетах школы. По проекту, в соответствии с санитарными нормами, в здании экономического лицея может заниматься 650 учеников в одну смену, 26 классов-комплектов. В настоящий момент в лицее занимается 315 учащихся, 15 классов комплектов и увеличение количества учащихся возможно на 45 человек, т.е. до 360 учащихся за счет увеличения количества учеников в классе (3 человека в каждом классе). Увеличение классов комплектов невозможно из-за отсутствия учебных кабинетов. Спортивный зал, имеющийся в лицее, площадью 164 кв. м (т.е. меньше стандартного) вмещает 36 часов физкультуры в неделю. Третий обязательный час физкультуры увеличил нагрузку на спортивный зал до 45 часов в неделю. Поэтому часть уроков в начальной школе проводится в приспособленном классе. Вновь построенный спортивный зал во второй половине дня и 1 день - в первой смене будет задействован для проведения уроков физкультуры МБОУ СОШ N 2, расположенной рядом с лицеем. Это позволит в школе также разгрузить переполненный спортивный зал. Таким образом, зал будет использоваться двумя учреждениями в две смены в течение недели. На втором этаже здания будут располагаться административные помещения МБУ "Центр развития образования", поэтому в лицее дополнительно увеличится количество учебных кабинетов на 8 классов (603 кв. м общей площади), что позволит дополнительно обучать еще 200 учеников;
- строительство нового зрительного зала с административными помещениями на территории городского Дома культуры площадью 600 кв. м. Это позволит увеличить количество получателей социальных услуг и сократит расходы на аренду зала в ДК "Родина", находящегося в частной собственности, для организации городских мероприятий;
- строительство на территории школы N 3 здания Центра детского досуга площадью 200 кв. м: к существующим уже теплицам и мастерской (станция юного натуралиста и станция юного техника) добавятся помещения центра спортивно-технического творчества молодежи;
- для развития материально-технической базы детского учреждения ДОЦ "Юность" в свете повышающихся требований к социально-бытовым условиям отдыха и оздоровления детей и молодежи планируется строительство жилого модульного благоустроенного 2-х-этажного корпуса круглогодичного действия на 24 места, в летний период на 48 мест. В корпусе будет предусмотрено: зал для занятий и игр, многофункциональный зал для занятий, спортивный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.