Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 апреля 2019 г. N 03-15-05/26648
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу правомерности действий территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации при контроле за правильностью исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем за расчетные периоды до 1 января 2017 года и сообщает следующее.
До 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионной фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), осуществляли органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, установленных главой 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют налоговые органы.
При этом Федеральный закон N 212-ФЗ с 1 января 2017 года утратил свою силу (часть 5 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование") (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ).
Переходными положениями, которые определены в Федеральном законе от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральном законе N 250-ФЗ, между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов разграничены полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, установленных Федеральным законом N 212-ФЗ, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В частности, в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 250-ФЗ.
Учитывая изложенное, по вопросам правомерности действий территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Врио директора |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 2017 г. администрированием страховых взносов занимаются налоговые органы.
Начисление и уплату взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., контролируют органы ПФР и ФСС в ранее действовавшем порядке.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 апреля 2019 г. N 03-15-05/26648
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 17 мая 2019 г. N 19