Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Основные принципы этики
Общие положения
2.1. П1. Основные принципы этики следующие:
а) честность;
б) объективность;
в) профессиональная компетентность и должная тщательность;
г) конфиденциальность;
д) профессиональное поведение.
2.2. Т. Аудитор должен соблюдать каждый из основных принципов этики.
2.2. П1. Основные принципы этики устанавливают стандарт поведения, который ожидается от аудитора. Концептуальный подход устанавливает подход, которому аудитор должен следовать при соблюдении данных основных принципов этики. Далее в настоящем разделе включены требования и поясняющие положения в отношении каждого из основных принципов этики.
2.2. П2. Аудитор может оказаться в ситуации, когда соблюдение какого-либо из основных принципов этики может войти в противоречие c соблюдением одного или нескольких других основных принципов этики. В данной ситуации аудитор может рассмотреть необходимость консультации, при необходимости на анонимной основе, с:
а) другими лицами в аудиторской организации, в которой работает аудитор, или в иной организации-работодателе;
б) лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента;
в) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор;
г) юристами.
Однако, такая консультация не снимает с аудитора обязанность применить профессиональное суждение для разрешения данного конфликта или, если необходимо и не запрещено нормативными актами, устранить свою связь с вопросом, создающим данный конфликт.
2.2. П3. Аудитору рекомендуется задокументировать суть соответствующего вопроса, детали обсуждений по данному вопросу, принятые по нему решения вместе с обоснованием указанных решений.
Честность
2.3. Т. Аудитор должен соблюдать принцип честности, который требует, чтобы аудитор действовал открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях.
2.3. П1. Принцип честности также предполагает справедливое ведение дел и правдивость.
2.4. Т. Аудитор не должен намеренно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:
а) указанная информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;
б) указанная информация содержит утверждения или данные, предоставленные с небрежностью;
в) в указанной информации пропущены или искажены необходимые данные там, где эти пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.
2.4. П1. Аудитор не считается нарушившим пункт 2.4.Т. настоящего Кодекса, если он предоставляет модифицированное заключение (отчет) в отношении отчетности, документов, сообщений или иной информации, указанных в пункте 2.4.Т. настоящего Кодекса.
2.5. Т. В случаях, когда аудитору становится известно, что существует ассоциированность с информацией, указанной в пункте 2.4.Т. настоящего Кодекса, он должен принять меры для устранения этой связи.
Объективность
2.6. Т. Аудитор должен соблюдать принцип объективности, который требует, чтобы аудитор не допускал влияния предвзятости, конфликта интересов или других лиц на его профессиональные или деловые суждения.
2.7. Т. Аудитор не должен осуществлять (участвовать в осуществлении) профессиональную деятельность*(1), если существуют обстоятельства или отношения, которые оказывают ненадлежащее влияние на профессиональные суждения аудитора при осуществлении им (участии в осуществлении) указанной деятельности.
Профессиональная компетентность и должная тщательность
2.8. Т. Аудитор должен соблюдать принцип профессиональной компетентности и должной тщательности, который требует, чтобы аудитор:
а) приобретал и поддерживал профессиональные знания и навыки на уровне, обеспечивающем оказание (участие в оказании) компетентных аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (далее совместно - "профессиональные услуги" или "услуги") на основе действующих требований стандартов аудиторской деятельности, иных применимых стандартов (далее совместно - "профессиональные стандарты") и законодательства;
б) действовал добросовестно и в соответствии с применимыми профессиональными стандартами.
2.8. П1. Оказание (участие в оказании) аудитором компетентных профессиональных услуг требует использования им обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе осуществления (участия в осуществлении) профессиональной деятельности.
2.8. П2. Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и отраслевых достижений. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие аудитору компетентно работать в профессиональной среде.
2.8. П3. Под добросовестностью понимается обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.
2.9. Т. Аудитор должен предпринимать разумные меры для того, чтобы лица, работающие под его руководством и участвующие в оказании профессиональных услуг, имели надлежащую подготовку и должное руководство.
2.10. Т. В случаях, когда это уместно, аудитор должен ставить в известность клиентов, аудиторскую организацию, в которой он работает, или иных пользователей профессиональных услуг об ограничениях, присущих этим услугам.
Конфиденциальность
2.11. Т. Аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности, который требует, чтобы аудитор обеспечивал конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Аудитор должен:
а) помнить об опасности непреднамеренного раскрытия информации, в том числе вне профессиональной среды и лицам, с которыми он находится в тесных деловых отношениях, членам семьи, родственникам;
б) обеспечивать конфиденциальность информации внутри аудиторской организации;
в) обеспечивать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или аудиторской организацией;
г) не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений вне аудиторской организации без надлежащих и конкретных полномочий на раскрытие за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть указанную информацию;
д) не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ;
е) предпринимать разумные меры, чтобы лица, работающие под его руководством в профессиональном качестве, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.
2.11. П1. В качестве основного принципа конфиденциальность служит общественным интересам, поскольку она способствует свободной передаче информации аудитору от клиента или аудиторской организации на основании понимания, что конфиденциальная информация не будет раскрыта третьей стороне. Вместе с тем, в следующих обстоятельствах от аудитора требуется или может потребоваться раскрытие конфиденциальной информации, либо такое раскрытие может быть уместным:
а) раскрытие требуется законодательством, например:
- при представлении документов или ином представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;
- при сообщении уполномоченным государственным органам о ставших известными аудитору фактах нарушения законодательства;
б) раскрытие разрешено законодательством и (или) санкционировано клиентом или аудиторской организацией;
в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законодательством):
- при внешнем контроле качества работы, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору;
- при ответе на запрос (или в ходе расследования) саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченного государственного органа;
- при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства;
- при соблюдении профессиональных стандартов, включая этические требования.
2.11. П2. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор учитывает, в зависимости от обстоятельств:
а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или аудиторской организации на раскрытие информации;
б) является ли соответствующая информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор учитывает неподтвержденные факты, неполную информацию либо необоснованные выводы;
в) характер предполагаемого сообщения и стороны, которым планируется передача информации;
г) являются ли стороны, которым планируется передача информации, надлежащими получателями информации.
2.12. Т. Необходимость соблюдать конфиденциальность сохраняется и после окончания отношений между аудитором и клиентом или аудиторской организацией. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную ранее в результате профессиональных или деловых отношений.
Профессиональное поведение
2.13. Т. Аудитор должен соблюдать принцип профессионального поведения, который требует, чтобы аудитор исполнял применимые нормативные правовые акты и избегал поведения, о котором аудитор знает или должен знать, что оно может дискредитировать аудиторскую профессию. Аудитор не должен намеренно участвовать в какой-либо деловой или профессиональной деятельности либо занятии, которые негативно влияют или могут негативно повлиять на честность, объективность или репутацию профессии, и, соответственно, будут не совместимы с основными принципами этики.
2.13. П1. Поведение, которое может дискредитировать профессию, включает поведение, которое разумное и информированное третье лицо вероятнее всего сочло бы негативно влияющим на репутацию профессии.
2.14. Т. При предложении или продвижении своей кандидатуры или услуг аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень предлагаемых услуг либо свою квалификацию или опыт;
б) давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
2.14. П1. Если аудитор сомневается в надлежащей форме предложения
или продвижения своей кандидатуры или услуг, аудитору целесообразно проконсультироваться с саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.