Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 7-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Земляковой Валентины Николаевны, Климушиной Нины Владимировны о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2017 г. N 169-т/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2018, 2019 годы для потребителей АО "Ресурсоснабжающая организация" (Гаврилово-Посадский район)" по апелляционной жалобе Департамента энергетики и тарифов Ивановской области на решение Ивановского областного суда от 18 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., объяснения представителя Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Карика О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Земляковой В.Н., Климушиной Н.В. и их представителя Лямзина А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее также - Департамент, тарифный орган) от 4 декабря 2017 г. N 169-т/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2018, 2019 годы для потребителей АО "Ресурсоснабжающая организация" (Гаврилово-Посадский район)" (далее также - Постановление N 169-т/7) установлены тарифы на тепловую энергию на 2018 г., долгосрочные тарифы на тепловую энергию с учетом корректировки необходимой валовой выручки на 2018, 2019 гг. для потребителей акционерного общества "Ресурсоснабжающая организация" (далее - также АО "РСО") согласно приложению 1, в том числе для населения п. Липовая Роща: на первое полугодие 2018 г. - 2414,95 руб./Гкал, на второе полугодие 2018 г. - 2475,65 руб./Гкал; для населения п. Петровский: на первое полугодие 2018 г. - 2387,73 руб./Гкал, на второе полугодие 2018 г. - 2461,32 руб./Гкал.
Землякова В.Н. и Климу шина Н.В. обратились в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением о признании Постановления N 169-т/7 не действующим в части установления тарифов для жителей указанных населенных пунктов, ссылаясь в обоснование на его несоответствие положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", поскольку при установлении тарифов в расчете объема полезного отпуска тепловой энергии необоснованно применен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденный в 2007 г.
Решением Ивановского областного суда от 18 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено: Постановление N 169-т/7 признано не действующим со дня принятия в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию на период 1 и 2 полугодия 2018 г. для населения (с учетом НДС) п. Липовая Роща и п. Петровский.
В апелляционной жалобе Департамент энергетики и тарифов Ивановской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований административных истцов. В обоснование указывает, что во исполнение требований действующего законодательства при отсутствии приборов учета тепловой энергии у потребителей категории "население" тарифный орган обязан рассчитывать плановый объем полезного отпуска на основании фактически поставленных объемов, определенных исходя из утвержденного норматива по отоплению. Такой норматив был утвержден постановлением Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 11 декабря 2007 г. N 485-п "Об утверждении нормативов потребления услуг коммунального хозяйства по Гаврилово-Посадскому муниципальному району" (далее также - Постановление N 485-п) в размере 0,01981 Гкал/кв.м исходя из равномерной оплаты в течение календарного года. Поскольку названное постановление не отменено и не оспорено в судебном порядке, утвержденные им нормативы являются действующими и подлежат применению при расчете тарифов.
Акционерное общество "Ресурсоснабжающая организация" в отзыве на жалобу поддержало изложенные в ней доводы.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и административными истцами представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Законом о теплоснабжении, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены в том числе Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ивановской области в соответствии с Положением о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. N 577-п, является Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Установленные оспариваемым нормативным правовым актом тарифы на тепловую энергию на 2018 г. для потребителей п. Липовая Роща и п. Петровский рассчитаны дифференцировано по системам теплоснабжения. Для потребителей п. Липовая Роща тарифы рассчитаны методом экономически обоснованных расходов (затрат), для потребителей п. Петровский - методом индексации установленных тарифов (третий год первого долгосрочного периода регулирования).
Долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов для АО "Ресурсоснабжающая организация" на 2016-2018 гг., установленные постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 27 ноября 2015 г. N 51-т/З "Об установлении тарифов на тепловую энергию, долгосрочных параметров регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации установленных тарифов, плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения для потребителей АО "Ресурсоснабжающая организация" (Гаврилово-Посадский район)", и размер необходимой валовой выручки, учтенной тарифным органом в тарифах на 2018 г. по котельной в п. Липовая Роща, сторонами и заинтересованным лицом не оспариваются.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности применения Департаментом при определении объема полезного отпуска тепловой энергии норматива потребления тепловой энергии в размере 0,01981 Гкал на 1 кв.м общей площади жилья в месяц, утвержденного Постановлением N 485-п, поскольку установленные указанным постановлением нормативы не соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования определяется в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Пунктом 21 Методических указаний предусмотрено, что объем полезного отпуска тепловой энергии, определяемый в целях установления тарифов для регулируемых организаций в сфере теплоснабжения (за исключением объема тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), ранее не осуществлявших регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, определяется органом регулирования с учетом договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных между регулируемой организацией и потребителями, а также данных о фактическом объеме полезного отпуска за три предыдущих расчетных периода регулирования в системе теплоснабжения, в которой осуществляет свою деятельность регулируемая организация.
Фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг (пункт 22 Методических указаний).
Как следует из материалов дела, схемы теплоснабжения и программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры применительно к п. Липовая Роща и п. Петровский отсутствуют. Расположенные в п. Липовая Роща многоквартирные дома общедомовыми приборами учета не оборудованы. Из 38 многоквартирных домов и 23 индивидуальных жилых домов в п. Петровский общедомовой прибор учета установлен только в одном многоквартирном доме.
Согласованные с Главой Гаврилово-Посадского муниципального района производственные программы по теплоснабжению населения указанных населенных пунктов рассчитаны из нормативов потребления тепловой энергии.
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в первоначальной редакции органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешено до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.
На основании данного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Ивановской области принято постановление от 28 сентября 2012 г. N 366-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Ивановской области", согласно которому на территории Ивановской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" пункт 2.4 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), устанавливающий порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, действовавших по состоянию на 30 июня 2012 г., сохраняется до 1 января 2020 г.
С 14 марта 2017 г. приложение N 2 к Правилам N 354 было изложено в новой редакции. Положения, ранее содержавшиеся в пункте 2.4, содержатся в пункте 2.2 этого приложения.
Как следует из приведенных норм в их взаимной связи, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему законодателем в сфере регулирования отношений по предоставлению коммунальных услуг, допустило использование нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, принятых до 30 июня 2012 г., без приведения их в соответствие с изменениями, внесенными в Правила N 306.
В Гаврилово-Посадском муниципальном районе Ивановской области единые районные нормативы потребления услуг коммунального хозяйства, в том числе норматив тепловой энергии на 1 кв.м общей отапливаемой площади жилья в месяц, были утверждены постановлением Главы администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 11 декабря 2007 г. N 485-п "Об утверждении нормативов потребления услуг коммунального хозяйства по Гаврилово-Посадскому муниципальному району".
До настоящего времени указанный норматив не отменен и в судебном порядке недействующим не признан, заменяющий его норматив органами государственной власти Ивановской области не принят.
В отсутствие в п. Липовая Роща и п. Петровский схем теплоснабжения и программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры тарифный орган иным способом, кроме как путем использования действующих нормативов потребления коммунальной услуги по теплоснабжению, определить расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на расчетный период регулирования не мог.
Тот факт, что указанный норматив не соответствует действующей редакции Правил N 306, на возможность его применения в расчетах оспариваемого тарифа не влияет по основаниям, изложенным выше.
Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия приходит к выводу, что тарифы на тепловую энергию на 2018 г. для потребителей АО "РСО" - населения п. Липовая Роща и п. Петровский утверждены с соблюдением тарифного законодательства, и в оспариваемой части Постановление N 169-т/7 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных административными истцами требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ивановского областного суда от 18 декабря 2018 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Земляковой Валентины Николаевны, Климушиной Нины Владимировны о признании не действующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 4 декабря 2017 г. N 169-т/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год, о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2018, 2019 годы для потребителей АО "Ресурсоснабжающая организация" (Гаврилово-Посадский район)" отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2019 г. N 7-АПА19-3
Текст определения опубликован не был