Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 683904-7 "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 683904-7 "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам", внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 8 апреля 2019 года.
Оказание правовой помощи по уголовным делам является важной формой международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью. Российская Федерация с 9 марта 2000 года участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года (далее - Конвенция) и Дополнительном протоколе к ней 1978 года (ратифицированы Федеральным законом от 25 октября 1999 года N 193-ФЗ).
В целях расширения круга обстоятельств, дающих основания для направления запроса о взаимной правовой помощи, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам 8 ноября 2001 года был принят Второй дополнительный протокол к Конвенции (далее - Протокол), который вступил в силу 1 февраля 2004 года (в настоящее время участниками Протокола являются 39 государств, включая 37 государств-членов Совета Европы, а также Израиль и Чили).
В соответствии со статьями 1 - 6 Протокола ряд статей Конвенции дополняется новыми положениями или излагается в новой редакции. Так, в соответствии со статьей 1 Протокола ("Сфера применения") статья 1 Конвенции дополняется двумя новыми пунктами (в частности, согласно новому п. 4 государства-участники договариваются о том, что "во взаимной помощи не должно быть отказано исключительно на том основании, что она относится к деяниям, за которое юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в запрашивающей Стороне". Протоколом также корректируются: статья 4 Конвенции в части, касающейся участия должностных лиц компетентных органов запрашивающей Стороны в совершении процессуальных действий на территории запрашиваемой Стороны; статья 15 ("каналы связи"); статья 20 ("расходы") и 24 ("судебные органы"). Кроме того, Протоколом регулируются вопросы, касающиеся, в частности отсрочки исполнения жалоб; временной передачи содержащихся под стажей лиц запрашиваемой Стороне; языка составления процессуальных документов и судебных решений, подлежащих вручению; защите свидетелей и персональных данных.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Протокола государство, выражая свое согласие на обязательность для него Протокола, может сделать оговорку о том, что оставляет за собой право не принимать полностью или частично одну или несколько из его статей, а именно статей 16, 17, 18, 19 и 20. Причем, что специально оговаривается Протоколом, никакие другие оговорки к нему не допускаются.
Руководствуясь указанными положениями Протокола, а также положениями раздела 2 "Оговорки" Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (Россия как государство - продолжатель СССР участвует в этом международном договоре с 1986 года), Российская Федерация ратифицирует Протокол с двумя оговорками.
Во-первых, Российская Федерация оставляет за собой право не принимать положения статей 16, 17 и 19 Протокола, поскольку российское законодательство не предусматривает возможности направления по почте процессуальных документов и судебных решений лицам, находящимся на территории другой Стороны (статья 16 "Вручение документов по почте"), а также возможности осуществления на территории Российской Федерации должностными лицами иностранного государства оперативно-розыскной деятельности и наблюдения за лицом, которое предположительно участвовало в совершении преступления (статья 17 "Трансграничное наблюдение" и статья 19 "Негласные расследования").
Во-вторых, Российская Федерация оставляет за собой право применять положения статьи 18 ("Контролируемая поставка"), касающиеся контролируемой передачи обвиняемого на территорию другой Стороны, и статьи 20 ("Совместные следственные группы") при условии достижения в соответствии со статьей 21 Протокола ("Уголовная ответственность должностных лиц") договоренности о том, что юрисдикция Стороны проведения операции не будет распространяться на действия должностных лиц другой Стороны, совершенные ими при исполнении своих официальных обязанностей.
Ряд статей Протокола (в частности, статьи 4, 6, 9, 11, 13, 26, 27) содержат прямое указание на возможность государства при выражении согласия на обязательность Протокола, посредством соответствующего заявления, направляемого Генеральному секретарю Совета Европы, выразить свою позицию относительно понимания толкования указанных статей Протокола.
Ратифицируя Протокол, Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Протокола делает 11 заявлений, в которых указываются центральные органы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи по уголовным делам и информации, передаваемой без запроса, уточняется перечень судебных и административных органов. Кроме того, определены условия, в соответствии с которыми Российская Федерация готова принимать и исполнять запросы, полученные по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи; условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей, запрашивающей Стороне; конкретизируется порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с нормами права международных договоров под оговоркой понимается "одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству" (п. 1 "d" статьи 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года). Заявления, сделанные государством при выражении своего согласия на обязательность международного договора, не имеют юридических последствий оговорок, являются толкованием, пояснением позиции государства относительно конкретных статей международного договора.
Реализация Протокола будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам с соответствующими оговорками и заявлениями.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.