Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(утв. решением Комитета от 14 мая 2019 г. N 137/7)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках своей компетенции проект федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.П. Николаевым, С.А. Вострецовым, А.Г. Аксаковым и другими (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на установление единообразного регулирования в части защиты прав граждан - участников долевого строительства, средства которых привлекались на основании договоров участия в долевом строительстве для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков, и строительство которых в настоящее время не завершено.
Законопроектом предлагается установить, что действующие договоры страхования гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по уже заключенным договорам участия в долевом строительстве либо действующие договоры поручительства за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по заключенным договорам участия в долевом строительстве подлежат досрочному прекращению (часть 2 статьи 4 законопроекта), если по таким договорам не наступил страховой случай или не возникла ответственность поручителя.
В силу части 3 статьи 4 законопроекта страховщик или банк имеет право на часть полученной страховой премии или платы по договору поручительства пропорционально времени, в течение которого действовало страхование или поручительство. Оставшуюся часть полученной страховой премии или часть полученной платы по договору поручительства за вычетом произведенных расходов на ведение дела страховщик или банк должен передать публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд). При этом в самом законопроекте не установлен размер расходов на ведение дела, который вправе удержать страховщик или банк, либо порядок определения такого размера. Вместе с тем в пояснительной записке размер таких расходов определен как не более 1 процента от полученной страховой премии или платы по договору поручительства.
Комитет считает, что такой существенный и содержательный вопрос, как допустимый к удержанию размер расходов на ведение дела, должен быть однозначно решен в самом законопроекте во избежание многочисленных споров и применения Банком России к страховщикам и банкам надзорных мер.
В силу частей 4 и 9 статьи 4 законопроекта страховщик или банк перечисляет часть полученной страховой премии или часть полученной платы по договору поручительства на номинальный счет Фонда, который, в свою очередь, перечисляет денежные средства с номинального счета на счет компенсационного фонда. В этой связи следует иметь в виду, что порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Фонда определены Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом статья 3 названого Федерального закона предусматривает формирование компенсационного фонда исключительно за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства. В Федеральном законе отсутствуют такие источники пополнения компенсационного фонда, как часть страховой премии или часть платы по договору поручительства, в связи с чем в этой части законопроект нуждается в уточнении.
Статьей 2 законопроекта предлагается дополнить статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положением, позволяющим кредитным организациям передавать Фонду документы и сведения, которые содержат банковскую тайну юридических лиц, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены федеральным законом. Вместе с тем, каким законом такие случаи, порядок и объем должны быть предусмотрены, из законопроекта уяснить нельзя, тем более что им не предусматривается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Представляется, что содержащаяся в статье 2 проекта отсылка должна быть уточнена.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 681488-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении с условием его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.