Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 мая 2019 г. N 03-07-13/1/35971
Вопрос: 1. Российская организация (далее - Комитент) планирует заключить договор комиссии с белорусской и казахстанской организациями (далее - Комиссионеры) для реализации через них своих товаров в розницу физическим лицам на территории Республики Казахстан и Беларусь.
Вправе ли российская организация - Комитент в соответствии с п. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) применять ставку НДС в размере 0% в данном случае?
2. Российская организация (далее - Комиссионер) планирует ввозить товар с территории Республики Казахстан по договору комиссии с целью последующей его реализации физическим лицам через свою розничную сеть на территории РФ.
В соответствии с разделом III Порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров из стран - членов ЕАЭС при ввозе товаров НДС уплачивается собственником товара. Налоговым законодательством РФ уплата НДС комиссионером при ввозе товаров не предусмотрена.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС в РФ установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория РФ, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
На основании вышеизложенного, а также ранее опубликованных разъяснений Минфина по данному вопросу (Письмо Минфина РФ от 24.11.2015 г. N 03-07-13/1/68174, Письмо Минфина РФ от 21.03.2016 г. N 03-07-13/1/15682), просим разъяснить порядок налогообложения и уплаты НДС у Комиссионера и Комитента:
1) При ввозе комиссионного товара на территорию РФ.
2) При реализации комиссионного товара в розницу физическим лицам на территории РФ.
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации товаров физическим лицам на основании посреднических договоров в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что порядок взимания налога на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) установлен положениями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору (далее - Протокол).
Согласно положениям Протокола при экспорте товаров применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов (их копий), предусмотренных пунктом 4 Протокола, в том числе договора (контракта), заключенного с налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, и заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 72 Договора налог на добавленную стоимость не взимается при импорте на территорию государства - члена ЕАЭС товаров, которые ввозятся на территорию этого государства - члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности.
Таким образом, на основании положений Договора и Протокола при реализации физическим лицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, в том числе на основании посреднического договора, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется.
В связи с изложенным операции по реализации налогоплательщиками одного государства - члена ЕАЭС физическим лицам, являющимся гражданами другого государства - члена ЕАЭС, товаров для личного, семейного и домашнего использования подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в порядке и с применением ставок налога, предусмотренным налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При реализации физлицам товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с бизнесом, в том числе на основании посреднического договора, нулевая ставка НДС не применяется.
Реализация налогоплательщиками одного государства ЕАЭС гражданам другого государства ЕАЭС товаров для личного, семейного и домашнего использования облагается НДС в порядке, предусмотренном налоговым законодательством государства ЕАЭС, с территории которого экспортируются товары.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 мая 2019 г. N 03-07-13/1/35971
Текст письма опубликован не был