Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего востока
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы 17 апреля 2019 года (протокол N 189, пункт 37) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - автор), и отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года N 632 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849" (далее - Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года N 632).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года N 632 Республика Бурятия и Забайкальский край, которые ранее входили в состав Сибирского федерального округа, включены в состав Дальневосточного федерального округа, в связи с чем законопроектом вносятся соответствующие корректировки в Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ).
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федеральный закон от 01 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), необходимые для обеспечения внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении или изменении границ Байкальской природной территории, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ установлены особенности пользования природными ресурсами, а также запрет или ограничение отдельных видов деятельности.
Законопроект направлен на решение вопросов привлечения граждан на постоянное место жительства на территории Республики Бурятия и Забайкальского края, снижение оттока местного населения, вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, а также ускорение социально-экономического развития указанных субъектов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что рассматриваемый законопроект имеет важное значение для обеспечения устойчивого и поступательного социально-экономического развития Республики Бурятия и Забайкальского края в составе Дальневосточного федерального округа и в целом поддерживается Комитетом.
В настоящее время в субъектах Российской Федерации Дальневосточного федерального округа в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию регионов Дальнего Востока Российской Федерации реализуются госпрограмма Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", в которую внесены соответствующие изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 361 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (старое наименование - "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона").
Реализация мер, направленных на ускоренное развитие дальневосточных регионов России создает потребность в привлечении трудоспособных квалифицированных кадров.
Для достижения поставленной цели в рамках госпрограммы предусмотрено повышение уровня социально-экономического развития, обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения, а также повышение качества жизни граждан в Дальневосточном федеральном округе Российской Федерации. В том числе создание необходимых условий для предоставления земельных участков площадью один гектар (далее - "дальневосточный гектар") гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование обозначено в качестве приоритетного направления при решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока.
После включения Республики Бурятия и Забайкальского края в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 ноября 2018 года N 632 в состав Дальневосточного федерального округа, условия о предоставлении гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование земельных участков "дальневосточного гектара" на территории указанных субъектов не применяются.
Таким образом, в представленной редакции законопроект позволит в равной мере обеспечить потребности граждан по осуществлению использования земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственной, или любой не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, включая территории новых субъектов - Республики Бурятия и Забайкальского края.
В том числе, представляется оправданным предусмотренный законопроектом упрощенный поэтапный порядок предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование, с учетом приоритетности интересов местного населения.
Также Комитетом неоднократно обращалось внимание на то, что специфика субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в том числе обусловлена необходимостью обеспечения приоритетного участия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы Севера) в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
Федеральный закон N 119-ФЗ устанавливает запрет на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование в случае, если этот земельный участок расположен в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера (по решению уполномоченного органа) и при этом не предусматривает особенностей получения коренными малочисленными народами Севера и этническими общностями "дальневосточного гектара".
По мнению Комитета, изменение правового регулирования предоставления земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности на территориях новых субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, не может решаться без учета особенностей правового регулирования в отношении предоставления земельных участков, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
Правовая позиция Комитета отражена в заключении на проект федерального закона N 286401-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того Комитет отмечает, что некоторые иные положения законопроекта требуют существенной доработки.
Законопроектом вносятся изменения в пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ. При этом предусматривается, что полномочия по принятию решения об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния), а также границ зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал, возлагаются только на Правительство Российской Федерации.
Между тем оптимизация правового регулирования в связи с предлагаемыми изменениями затрагивает вопросы разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Согласно действующему законодательству, границы Байкальской природной территории и экологических зон (центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния) утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия Российской Федерации по предметам ее ведения, а также полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов могут передаваться на основании соглашения, а также федеральных законов в рамках соответствующего предмета ведения.
В таком случае возникает вопрос о соотнесении данного положения законопроекта с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Также в пояснительной записке отсутствуют обоснования необходимости внесения указанных изменений в правовое регулирование отношений в данной сфере, что представляется явно недостаточным.
По мнению Комитета, исключение из полномочий государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации функции, предусмотренной пунктом 1 статьи 3 Закона об охране озера Байкал, существенно снижает уровень эффективности системы государственного управления, осуществляемого государственными органами Российской Федерации.
В этой связи полагаем необходимым отметить, что изменения в Федеральный закон N 94-ФЗ должны рассматриваться в качестве самостоятельной законодательной инициативы.
В связи с вышеизложенным Комитет считает возможным поддержать проект федерального закона N 689129-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с включением Республики Бурятия и Забайкальского края в состав Дальневосточного федерального округа" и рекомендует принять его в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.