Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 632642-7 "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Рудченко, О.А. Бондарь, С.Г. Каргиновым, А.В. Корниенко, С.Н. Коткиным, В.М. Новиковым, В.Н. Пивненко, В.А. Пушкаревым, А.Ф. Тихомировым, И.И. Фирюлиным, Н.М. Харитоновым, Н.В. Говориным, а также членом Совета Федерации А.Д. Даллакяном
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 632642-7 "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Рудченко, О.А. Бондарь, С.Г. Каргиновым, А.В. Корниенко, С.Н. Коткиным, В.М. Новиковым, В.Н. Пивненко, В.А. Пушкаревым, А.Ф. Тихомировым, И.И. Фирюлиным, Н.М. Харитоновым, Н.В. Говориным, а также членом Совета Федерации А.Д. Даллакяном, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законопроектом предлагается уточнить условия возникновения у граждан права на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, предоставляемых им с учетом требований Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Наряду с этим законопроектом уточняются основания возникновения прав граждан на получение жилищной субсидии. При этом предусматривается исчерпывающий перечень обязательных условий, при соблюдении которых проектируемые в статье 1 законопроекта положения могут быть реализованы. Так, при определении права граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение жилищной субсидии предлагается учитывать все жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При определении права граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, на получение жилищной субсидии предлагается учитывать принадлежащие на праве собственности и (или) предоставленные по договору социального найма, договору найма жилых помещений фонда социального использования не только гражданину, но и (или) членам его семьи, а также получение гражданином и (или) членами его семьи в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки по обеспечению жильем за пределами указанных районов и местностей.
Для указанных случаев в статье 4 Федерального закона N 125-ФЗ также предлагается предусмотреть основания для снятия гражданина с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии в соответствии с законодательством о субсидиях в случае его письменного отказа от государственного жилищного сертификата.
Согласно Пояснительной записке, основным аргументом позиции авторов является то, что часть граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, систематически, ссылаясь на формальные причины, отказываются от получения государственного жилищного сертификата. При этом в рамках характеристики проблемы указывается, что по состоянию на 1 января 2018 года на учете состоит 194 750 семей граждан, из которых только 49 405 семей граждан подтвердили желание получить государственный жилищный сертификат в 2019 году.
По мнению Комитета, законопроект может быть поддержан с учетом следующего.
Проект указанного федерального закона определяет основные критерии отнесения граждан к числу не обеспеченных жилыми помещениями на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Комитет отмечает, что применение предлагаемого законопроектом порядка отнесения граждан к числу не обеспеченных с точки зрения правовых последствий создаёт правовую неопределенность в части определения устанавливаемых проектируемой нормой требований к гражданам (получателям жилищной субсидии), в целях применения указанных условий.
В этой связи предлагаемая формулировка части 3 статьи 1 Федерального закона о субсидиях в редакции законопроекта требует уточнения. При этом представляется целесообразным установить критерии отнесения отдельно для категорий граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.
В том числе, предусматриваемые законопроектом основания для отказа гражданина от государственного жилищного сертификата и снятия его с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, также представляются недостаточными и вызывают возражения.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище отнесено к группе важнейших социально-экономических прав.
Таким образом, для целей части 2 статьи 4 Федерального закона о субсидиях, в редакции законопроекта необходимо предусмотреть норму, устанавливающую исчерпывающий перечень оснований для отказа от государственного жилищного сертификата, которые могут повлечь утрату гражданами права на получение жилищной субсидии, исходя из нуждаемости граждан в получении жилищной субсидии. В том числе в проектируемой норме необходимо определить исключения, касающиеся отдельных случаев, при которых эти критерии применяться не будут.
Помимо этого следует отметить, что согласно статье 6 Федерального закона от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ" следует читать "от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ"
В тоже время в статье 2 законопроекта определены срок его вступления в силу -1 марта 2019 года, а также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае передачи им государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. При этом законопроектом оговаривается, что нормативные правовые акты подлежат применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Совокупность указанных условий дают основания полагать, что после вступления в силу законопроекта при отсутствии подготовленной нормативной правовой базы органам государственной власти различных уровней не позволит в полной мере реализовать имеющиеся полномочия.
Комитет считает, что установленный законопроектом порядок вступления в силу требует корректировки в части установлении сроков вступления законопроекта в силу, а также сроков вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов.
Кроме того в Пояснительной записке отмечается, что целью законопроекта является повышение эффективности использования средств федерального бюджета, предусматриваемых на предоставление жилищных субсидий указанной категории граждан.
В этой связи Комитет отмечает, что в настоящее время требования к распределению средств федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 433 "Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на основании статьи 8 Федерального закона.
Данная норма не позволяет при необходимости оперативно перераспределить средства федерального бюджета на жилищные субсидии между субъектами Российской Федерации, в том числе оставшиеся у субъекта Российской Федерации средства, не достаточные для предоставления жилищной субсидии гражданину, состоящему первым на учете.
Также отмечаем, что выплаты отдельным категориям граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, являются финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилых помещений с привлечением средств федерального бюджета, условия предоставления которой, а также порядок определения её размера, устанавливаются Федеральным законом N 125-ФЗ. Государство таким образом нормативно гарантирует финансовую поддержку гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и предоставляет преференции посредством предоставления жилищной субсидии в целях обеспечения прав граждан при приобретении жилья.
Таким образом, проектируемые нормы в их взаимосвязи с положениями Федерального закона N 125-ФЗ направлены на сохранение разумной стабильности правового регулирования и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты указанной категории граждан.
По мнению Комитета, предложенные автором механизмы совершенствования подходов к предоставлению меры государственной поддержки позволят создать дополнительные условия для реализации гарантий финансовой помощи лицам, наиболее остро нуждающихся в переезде в более благоприятные климатические зоны, обеспечит справедливый баланс интересов между соответствующими категориями граждан, а также сократит сроки ожидания получения жилищного сертификата.
Правительство Российской Федерации в целом поддерживает принятие законопроекта при условии устранения замечаний, отмеченных в заключении к законопроекту.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству концепцию законопроекта также поддерживают с учетом устранения указанных в их заключениях замечаний.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает возможным поддержать законопроект, при условии устранения ко второму чтению замечаний, указанных в заключении Правительства Российской Федерации.
На законопроект поступило 4 положительных отзыва субъектов Российской Федерации. Остальные субъекты Российской Федерации свое отношение к законопроекту, в соответствии со статьей 26.4 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не выразили.
Вместе с тем все вышеуказанные замечания имеют устранимый характер и не могут служить препятствием для принятия данного законопроекта в первом чтении.
Принимая во внимание вышеизложенное Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 632642-7 "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.