Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-07-13/1/36673
Вопрос: АО просит дать письменные разъяснения по вопросу определения ставки НДС при оказании услуг по международному транзиту иностранных товаров через территорию РФ:
Основным видом деятельности Российской организации являются международные автоперевозки грузов.
Российская организация - исполнитель оказывает белорусской организации - заказчику услуги по перевозке иностранных товаров, помещенных в РФ под таможенную процедуру таможенного транзита, с территории Германии на территорию Узбекистана через территорию РФ.
В соответствии с п. 28 Протокола Договора о Евразийском экономическом союзе взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Правила определения места реализации работ изложены в п. 29 Протокола Договора о Евразийском экономическом союзе, согласно которому оно зависит от вида выполненных работ, оказанных услуг. В соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола если услуги не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола, то место реализации таких услуг нужно определять в соответствии с тем, налогоплательщиком какого государства-члена такие услуги оказываются. Так как транспортные услуги не поименованы в пп. 1-4 п. 29 Протокола, место реализации транспортных услуг для целей исчисления НДС определяется по территории государства - исполнителя услуг (пп. 5 п. 29 Протокола).
Таким образом, операции по реализации услуг по перевозке с применением таможенной процедуры таможенного транзита подлежат налогообложению НДС в РФ по ставкам налога, установленным ст. 164 НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации, налогообложение НДС производится по ставке в размере 0%.
Нормами законодательства РФ о налогах и сборах критерии отнесения услуг к услугам, непосредственно связанным с перевозкой и (или) транспортировкой, не конкретизированы. На это указано в письме Минфина РФ от 17.04.2017 N 03-07-08/22750.
Статьей 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Состав услуг, непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, устанавливается законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом.
Таким образом, с одной стороны, любые определенные договором услуги, "связанные с перевозкой груза", экспедитор может или организовать, или выполнить сам, а, с другой - в числе организуемых услуг называются услуги по организации перевозки груза. Тем самым услуги по перевозке, во-первых, отнесены к "связанным с перевозкой грузов", и, во-вторых, могут выполняться экспедитором самостоятельно. Следовательно, услуги по перевозке (транспортировке) груза, выполняемые организацией-перевозчиком, относятся к услугам, связанным с перевозкой груза, и это толкование может применяться и для целей подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Подкрепляется данный вывод и анализом терминологии "ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, далее - Стандарт).
Так, согласно п. 3.1 Стандарта в состав транспортно-экспедиционных услуг входят организация и выполнение перевозки грузов, причем в примечании к п. 3.1.12, в котором раскрывается состав указанной группы услуг, сказано, что в тех случаях, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора выполняет перевозчик, услуги, указанные в данном пункте, исполняет перевозчик.
В п. 1 ст. 801 ГК РФ все транспортно-экспедиционные услуги именуются связанными с перевозкой груза.
Согласно Стандарту услуги по перевозке (транспортировке), оказываемые непосредственно организацией-перевозчиком, считаются связанными с перевозкой или транспортировкой товаров.
Таким образом, по мнению АО, указанные в Стандарте определения попадают под формулировку подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ. В письмах Минфин РФ от 03.05.2012 N 03-07-08/127, от 25.09.2012 N 03-07-15/125, от 15.11.2010 N 03-07-08/311 указано на возможность применения ставки 0% в отношении услуг по перевозке в рамках международного транзита иностранных товаров через территорию РФ
Может ли Российская организация-исполнитель применить ставку НДС 0% (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ) в отношении услуги по международному транзиту иностранных товаров через территорию РФ, оказанную заказчику-резиденту Республики Беларусь по договору перевозки товаров?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке грузов с территории Германии на территорию Республики Узбекистан, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) определяется в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно данному разделу Протокола место реализации услуг по перевозке определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола.
В связи с этим в целях применения налога на добавленную стоимость местом реализации услуг по перевозке грузов с территории Германии на территорию Республики Узбекистан, оказываемых российской организацией по договору с хозяйствующим субъектом Республики Беларусь, признается территория Российской Федерации и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по ставке 20 процентов в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация по договору с хозяйствующим субъектом Беларуси оказывает услуги по перевозке грузов из Германии в Узбекистан.
Как пояснил Минфин, местом реализации услуг признается территория России. Они облагаются НДС по ставке 20%.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2019 г. N 03-07-13/1/36673
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 7 июня 2019 г. N 22