Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 673020-7 "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти)",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по культуре рассмотрел проект федерального закона N 673020-7 "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает свое заключение.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона направлен на совершенствование законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества и предусматривает возможность предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти.
На основании статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральное имущество может предоставляться указанным органам власти в безвозмездное пользование на основании договоров безвозмездного пользования.
Вместе с тем, полномочия распорядителя государственным имуществом по обеспечению указанных органов власти необходимыми помещениями, находящимися в объектах культурного наследия, ограничено положениями статьи 52.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об объектах культурного наследия).
Данная статья содержит исчерпывающий перечень организаций и учреждений, которым объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности (далее - объекты культурного наследия), предоставляются в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования:
1) общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
2) детским общественным объединениям;
3) общественным организациям инвалидов;
4) благотворительным организациям;
5) религиозным организациям;
6) общероссийским творческим союзам;
7) государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры;
7.1) государственным или муниципальным образовательным организациям и научным организациям, являющимся учреждениями;
8) центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, созданным в соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 года N 68-ФЗ "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий".
Федеральные органы государственной власти не указаны в данном перечне, что не позволяет предоставлять таким органам власти и их структурным подразделениям объекты культурного наследия по договору безвозмездного пользования.
Однако, возможность размещения федеральных органов власти в объектах культурного наследия на праве безвозмездного пользования в ряде случаев имеет высокую актуальность, учитывая дефицит находящихся в федеральной собственности площадей, необходимых для обеспечения деятельности указанных органов власти.
В сложившейся ситуации необходимые для размещения федеральных органов власти, их структурных подразделений площади могли бы быть предоставлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в случае наличия в собственности субъекта Российской Федерации таких площадей), однако статус объекта культурного наследия в настоящее время исключает возможность такого способа распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации и являющимся памятником истории и культуры.
Поэтому проектом федерального закона предлагается дополнить статью 52.1 Федерального закона об объектах культурного наследия положением о возможности предоставления объекта культурного наследия в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования также федеральным органам государственной власти.
Согласно пояснительной записке, данная законодательная инициатива поддержана рядом глав субъектов Российской Федерации, так как позволит указанным публично-правовым образованиям в условиях отсутствия свободных федеральных площадей предоставлять федеральным органам государственной власти, их структурным подразделениям помещения в памятниках истории и культуры, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, на безвозмездной основе.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом закрепляет административные здания, сооружения и нежилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в том числе, за федеральными государственными учреждениями на праве оперативного управления.
В настоящее время значительное количество объектов культурного наследия закреплены на праве оперативного управления за подведомственным Министерству культуры Российской Федерации специализированным федеральным государственным учреждением культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - АУИПИК), основной целью деятельности которого является передача неиспользуемых объектов культурного наследия в пользование третьим лицам для восстановления таких памятников истории и культуры.
В условиях нехватки федеральных площадей было бы целесообразным в случае необходимости размещения федеральных органов власти, их структурных подразделений какие-либо объекты, закрепленные за АУИПИК, либо помещения в них, предоставлять в безвозмездное пользование указанным органам власти.
Однако, в отношении зданий, находящихся в оперативном управлении государственного учреждения, например, АУИПИК, это потребует проведения трудоемких и длительных процедур по прекращению права оперативного управления данного учреждения на памятник истории и культуры или на находящиеся в нем помещения, разделу здания на вторичные объекты (более мелкие объекты (помещения), постановке каждого из образованных помещений на кадастровый учет.
В этом случае закрепление объекта культурного наследия (или расположенных в нем помещений) за федеральным органом государственной власти на праве оперативного управления будет возможно только после проведения всех указанных мероприятий.
Осуществление данной процедуры представляет особую сложность в случае необходимости размещения в одном здании, являющемся объектом культурного наследия, нескольких федеральных органов власти и (или) их структурных подразделений.
В случае же предлагаемого проектом федерального закона дополнения перечня организаций, имеющих право на безвозмездное пользование объектами культурного наследия, федеральными органами государственной власти, государственное учреждение будет вправе передавать закрепленные за ним на праве оперативного управления помещения в зданиях - памятниках указанным органам власти в безвозмездное пользование по согласованию с собственником государственного имущества (Росимуществом, Министерством обороны Российской Федерации, органами управления государственным имуществом субъектов Российской Федерации) без проведения избыточной процедуры изъятия объектов культурного наследия из оперативного управления такого учреждения.
Поскольку размещение органов власти относится к имущественным обязательствам государства, принятие проекта федерального закона будет способствовать решению проблемы размещения федеральных органов власти, их структурных подразделений, а также позволит увеличить количество памятников, вовлеченных в хозяйственный оборот, и эффективно осуществлять мероприятия по их сохранению силами пользователей - федеральными органами государственной власти, их структурными подразделениями.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 673020-7 "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Ямпольская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.