Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Информация
о реализации Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2018 год
В соответствии с Планом многоуровневых межмидовских консультаций в рамках Содружества Независимых Государств на 2018 год, утвержденным Решением Совета министров иностранных дел СНГ от 6 апреля 2018 года, состоялись 13 консультаций, в т. ч. одно заседание Консультативного совета руководителей консульских служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ и два заседания Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ.
План выполнен в полном объеме. Проведены следующие мероприятия.
1. О взаимодействии в рамках СНГ в 2018 году (7-8 февраля, г. Минск).
В консультациях приняли участие полномочные представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова (в качестве наблюдателя), Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, а также Исполнительного комитета СНГ.
В ходе консультаций участники обсудили актуальные вопросы взаимодействия государств - участников СНГ в контексте дальнейшего развития сотрудничества в рамках Содружества. Состоялся обмен мнениями по отдельным вопросам адаптации Содружества к современным реалиям, в частности разгрузки повесток дня высших органов СНГ, инвентаризации договорно-правовой базы, сопряжения деятельности СНГ и ЕАЭС, повышения роли Совета постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества при подготовке документов и формировании повесток дня высших органов СНГ, поэтапного внедрения в практику работы органов СНГ формата видеоконференцсвязи.
Участники обратили внимание на важность актуализации Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития СНГ, а также необходимость скорейшего завершения работы над проектом Соглашения о свободной торговле услугами.
Партнерами была отмечена целесообразность дальнейшего совершенствования деятельности органов отраслевого сотрудничества СНГ в части, касающейся оптимизации их количества, повышения эффективности работы. Поддержаны предложения Республики Казахстан и Кыргызской Республики по совершенствованию порядка внесения проектов документов на рассмотрение высших органов СНГ.
Также участники отметили необходимость рассмотрения вопроса о совершенствовании механизма распределения квотных должностей в Исполнительном комитете СНГ с учетом выполнения государствами финансовых обязательств.
Были обсуждены поступившие замечания и предложения к проекту Плана многоуровневых межмидовских консультаций в рамках СНГ на 2018 год и в целом согласован проект указанного Плана, а также проект соответствующего Решения Совета министров иностранных дел СНГ.
2. Об углублении и расширении перспектив интеграционных процессов в сфере взаимовыгодного экономического сотрудничества (18-19 апреля, г. Москва).
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций отметили выполнение в целом Концепции дальнейшего развития СНГ от 5 октября 2007 года и Плана основных мероприятий по ее реализации и с учетом Протокольного решения СМИД СНГ от 6 апреля 2018 года обсудили предложения Исполнительного комитета СНГ об обновлении Концепции. Согласились с тем, что одной из основных задач на современном этапе является определение странами СНГ перспектив дальнейшего экономического сотрудничества с учетом действующих на пространстве Содружества различных интеграционных объединений.
Стороны согласились с необходимостью анализа действующей нормативно-правовой базы с учетом происходящих в экономической области процессов на предмет ее актуализации, в том числе принимая во внимание тенденции цифровизации экономик стран Содружества.
Участники консультаций подтвердили, что важной задачей остается концентрация совместных усилий по дальнейшему устранению еще остающихся торговых барьеров, обеспечению эффективного функционирования зоны свободной торговли Содружества Независимых Государств, базирующейся на Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Отмечена необходимость завершения переговорного процесса по подготовке в рамках СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами и внесения его в установленном порядке на рассмотрение высших органов Содружества.
Стороны констатировали, что в условиях развития цифровизации мировых экономик особое значение приобретает электронная торговля товарами, способствующая повышению объемов взаимного товарооборота. Приоритетными направлениями взаимодействия государств - участников СНГ в сфере электронной торговли могут стать сокращение трансграничных барьеров (административных, таможенных, налоговых, правовых, логистических) и иных сдерживающих факторов ее развития; содействие развитию соответствующей инфраструктуры; взаимодействие в сфере информационно-коммуникационных технологий и обеспечение технологической совместимости; создание правовых основ для координации сотрудничества государств - участников СНГ в данной области.
Участники консультаций отметили важность не допустить "разрыва" экономического пространства Содружества ввиду введения в действие в государствах СНГ новых технологических решений и платформ.
Участники согласились с необходимостью активизировать работу по сопряжению деятельности СНГ и Евразийского экономического союза в контексте экономического сотрудничества, в частности, по взаимодействию между Исполнительным комитетом СНГ и Евразийской экономической комиссией, анализу проектов международных договоров на предмет их соотношения с практиками в рамках СНГ и ЕАЭС еще на этапе разработки, в том числе в отраслевых органах. Отмечено, что экспертам Исполкома СНГ и ЕЭК следует активным образом контактировать в различных сферах сотрудничества государств евразийского пространства. Достигнуто понимание необходимости дальнейшего усиления координации действий СНГ и ЕАЭС, в том числе в таких сферах, как техническое регулирование, ветеринарно-санитарный и фитосанитарный контроль, защита прав потребителей и маркировка продукции.
3. Заседание Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (19-20 апреля, г. Душанбе).
В 24-м заседании Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ приняли участие члены Комитета от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также представители Посольства Кыргызской Республики в Республике Таджикистан и Исполнительного комитета СНГ.
Комитет рассмотрел и согласовал проект Методических рекомендаций по инвентаризации международных договоров в рамках СНГ с учетом поступивших предложений. По итогам рассмотрения Комитет одобрил проект Решения СМИД СНГ о Методических рекомендациях по инвентаризации международных договоров в рамках СНГ и просил Исполнительный комитет СНГ внести проект на рассмотрение Совета министров иностранных дел СНГ в установленном порядке.
Рассмотрены предложения участников заседания по проекту Методических рекомендаций по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках СНГ. С учетом объема предлагаемых изменений члены Комитета высказались за целесообразность принятия новой редакции Методических рекомендаций по разработке проектов международных договоров.
Участники заседания заслушали информацию представителя Исполнительного комитета СНГ о решении Совета постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при уставных и других органах Содружества по вопросу о разработке рекомендаций, обосновывающих внесение проектов документов на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ. Члены Комитета согласились дополнительно проработать данный вопрос в своих государствах и обсудить его на очередном заседании, а также просили Исполнительный комитет СНГ представить его позицию по указанному вопросу.
Участники заседания обменялись мнениями относительно применения Римского статута Международного уголовного суда и деятельности Рабочей группы по усилению правовой основы ОБСЕ.
4. Заседание Консультативного совета руководителей консульских служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (21-22 июня, г. Москва).
В XXV заседании Консультативного совета руководителей консульских служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ приняли участие делегации Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан. В качестве наблюдателей участвовали делегация Республики Узбекистан и представитель Посольства Азербайджанской Республики. В заседании приняли участие также представители министерств юстиции Российской Федерации и Республики Казахстан, генеральных прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан, Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.
По итогам обсуждения участники заседания подчеркнули необходимость продолжения работы с органами власти государств - участников СНГ по безусловному выполнению положений двусторонних консульских конвенций и договорились довести до сведения компетентных органов сторон необходимость строгого соблюдения и исполнения положений указанных конвенций в части своевременного направления уведомлений о задержании, аресте и ином лишении свободы и смерти, а также предоставления консульского доступа к содержащимся под стражей.
Отметили важность продолжения мониторинга исполнения положений конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года, передаче осужденных к лишению свободы лиц для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года и выразили намерение направить депозитарию предложения по совершенствованию данных правовых инструментов.
Договорились работать над механизмом регулярного обмена статистическими данными (расторжение и заключение брака, гражданство, осужденные) в отношении граждан государств - участников СНГ, находящихся на своей территории.
Обсудили различные практические аспекты защиты прав и интересов своих граждан в "горячих точках". Обменялись опытом установления гражданской принадлежности лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование за участие в деятельности различных террористических организаций, включая ИГИЛ.
Участники обменялись опытом консульской помощи гражданам своих государств в связи с содержанием их под стражей и представительством их интересов в правоохранительных и судебных органах.
Обсудили национальный опыт упрощения режима въезда иностранных граждан и практику оформления электронных разрешений на въезд.
5. О контроле над обычными вооружениями и мерах по укреплению доверия и безопасности (25 июня, г. Вена).
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Туркменистана (в качестве наблюдателя).
Участники консультаций обсудили следующие вопросы повестки дня:
1. Меры укрепления доверия и безопасности и положение дел с обсуждением их модернизации.
2. Положение дел с ДОВСЕ.
3. Ситуация вокруг ДОН.
4. "Структурированный диалог".
5. Разное:
5.1. Информация об учебных курсах для представителей контактных пунктов ОБСЕ по выполнению Резолюции СБ ООН 1540 (4-7 сентября 2018 г., г. Ростов-на-Дону);
5.2. Информация о предложениях ряда стран на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ):
5.2.1. О предотвращении незаконных поставок ЛСО и боеприпасов морским транспортом и по внутренним водным путям;
5.2.2. О добровольном информировании о частных военных и охранных компаниях и гендерной проблематике в рамках ответов на Вопросник по Кодексу поведения, касающемуся военно-политических аспектов безопасности.
Делегации признали обмен мнениями по вопросам повестки дня полезным и выразили готовность к его продолжению по мере необходимости.
6. О координации позиций государств - участников СНГ по вопросам повестки дня 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также другим проблемам, затрагивающим интересы государств - участников СНГ (5 сентября, г. Москва).
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также Исполнительного комитета СНГ. Азербайджанская Республика и Кыргызская Республика приняли участие в качестве наблюдателей.
Участники консультаций отметили важность тесного взаимодействия государств Содружества в ООН и уделили внимание обсуждению ключевых вопросов сотрудничества на предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Обсуждены вопросы совместной работы делегаций государств - участников СНГ в ООН, их приоритеты на 73-й сессии Генассамблеи ООН, реализация Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и выборы в органы ООН.
Была подчеркнута значимость укрепления центральной роли и потенциала ООН в целях поддержания международного мира и безопасности, обеспечения устойчивого развития, противодействия новым вызовам и угрозам, упрочения режимов нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ), в том числе предотвращения попадания ОМУ в руки террористов.
Обмен мнениями по вопросам повестки дня консультаций выявил в целом совпадающие подходы участников встречи.
Стороны подчеркнули значимость практической реализации положений резолюции 71-й сессии Генассамблеи ООН "О сотрудничестве между ООН и СНГ", а также рассмотрели подготовленный Таджикской стороной обновленный проект резолюции и договорились продолжить работу над его согласованием.
Обстоятельно обсуждены ключевые вопросы повестки дня Первого комитета 73-й сессии Генассамблеи ООН. Подтвержден настрой на плотную координацию подходов к проблематике контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения ОМУ в ходе работы форума.
Отмечена важность тесной координации в продвижении приоритетных для государств - участников СНГ вопросов.
Участники консультаций обратили внимание на тенденцию продвижения политизированных страновых резолюций о ситуации с правами человека и попытки неоправданной приоритизации темы прав человека в ущерб другим направлениям деятельности ООН, тенденции размывания межгосударственного характера ООН, создание особого режима защиты для отдельных граждан.
Была выражена заинтересованность в продолжении и наращивании конструктивного взаимодействия государств в рамках Политического форума высокого уровня по устойчивому развитию под эгидой ЭКОСОС и Генассамблеи ООН в интересах эффективной реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Подчеркнута важность взаимной поддержки кандидатур, выдвигаемых государствами - участниками СНГ при выборах в органы ООН.
Участники отметили полезность состоявшегося обмена мнениями и обозначили возможность направления в установленном порядке дополнительных материалов с изложением национальных подходов и приоритетов по повестке дня консультаций.
7. О сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам. Возможности координации подходов в рамках ООН и других международных организаций (18 сентября, г. Москва).
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также Антитеррористического центра государств - участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками, Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ и Исполнительного комитета СНГ. Азербайджанская Республика и Республика Узбекистан были представлены на консультациях в качестве наблюдателей.
Участниками констатирован твердый настрой на поступательное развитие взаимодействия в вопросах противодействия современным вызовам и угрозам, прежде всего, на международных площадках - ООН, ОБСЕ, Совета Европы, ШОС и ОДКБ. Подчеркнута центральная координирующая роль ООН в противодействии указанным вызовам и угрозам и необходимость неукоснительного выполнения профильных резолюций Совета Безопасности ООН и Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Акцентировано, что многостороннее антитеррористическое сотрудничество должно осуществляться без политизации и "двойных стандартов" в целях эффективной борьбы с терроризмом.
Особое внимание было уделено мерам по противодействию ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры" в Сирии, Ираке и Афганистане, которые по-прежнему являются глобальной угрозой международной безопасности. В этом контексте отмечена важность укрепления взаимодействия в рамках Содружества как на политико-дипломатическом уровне, так и по линии специальных служб и правоохранительных органов.
Зафиксировано, что риски распространения терроризма на пространстве СНГ остаются на высоком уровне. Выражена общая обеспокоенность в связи с продолжающейся эскалацией терактов в Афганистане, укрепляющейся связкой наркобизнеса и терроризма. Высказано общее мнение о необходимости выработки совместных подходов к решению проблемы иностранных террористов-боевиков и пресечению распространения радикальной идеологии.
Дана высокая оценка сотрудничеству государств - участников СНГ в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Достигнута договоренность о продолжении коллективной работы по выявлению рисков национальным системам ПОД/ФТ и подготовке к следующим раундам оценок соответствующих международных специализированных структур в сфере ПОД/ФТ. Участники условились о поступательном наращивании взаимодействия государств - участников СНГ по линии финансовых разведок и других заинтересованных компетентных ведомств по вопросам ПОД/ФТ.
Участники встречи высказались в пользу активизации коллективных мер противодействия распространению террористической и экстремистской идеологии на пространстве СНГ. Выразили обеспокоенность в отношении попыток навязывания западных стандартов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, в частности государствам Центральной Азии, под предлогом продвижения концепции "противодействия насильственному экстремизму", допускающей вмешательство во внутренние дела государств и оправдание террористической и экстремистской деятельности "репрессиями авторитарных режимов", а также выхолащивание задач обеспечения уголовно-правовой ответственности для террористов и экстремистов. Указали на недопустимость внешних попыток дестабилизации законных властей, поощрения и провоцирования экстремистских настроений и радикальных движений в обществе.
Рассмотрена проблематика иностранных террористов-боевиков (ИТБ). Участники пришли к выводу, что часть из них становятся автономными боевыми и идеологическими ячейками международных террористических организаций, адаптируются к новым условиям обстановки и продолжают представлять существенную угрозу безопасности.
Признано, что для скоординированного отпора феномену ИТБ необходимо объединение усилий всего международного сообщества, прежде всего, в рамках Глобальной контртеррористической стратегии ООН на основе эффективной имплементации профильных антитеррористических резолюций Совета Безопасности (1373, 1624, 2178, 2199, 2253, 2354, 2396).
Особое внимание было уделено проблеме производства и распространения наркотиков, угроза которых по-прежнему исходит с территории Афганистана. Подчеркнута важность консолидации позиций партнеров по СНГ в преддверии 2019 года, когда в Вене на 62-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам будет определяться дальнейшая судьба ныне действующего межгосударственного режима по пресечению незаконного оборота наркотиков. В этом контексте участники высказались за более тесное сотрудничество на антинаркотическом направлении в форматах ООН, СНГ, ШОС, ОДКБ, ЦАРИКЦ и в рамках Парижского пакта. В этом же ключе были обсуждены аспекты пограничного сотрудничества.
Участники подтвердили общность взглядов на подходы к обеспечению международной информационной безопасности. Подчеркнуто намерение полноценно задействовать платформу СНГ для противодействия современным угрозам в данной области, включая предотвращение использования информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, подрыв государственного суверенитета и вмешательство во внутренние дела государств.
Была отмечена востребованность и своевременность проведения МИД России Международной конференции "Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом", состоявшейся в Москве 3-4 сентября 2018 года с участием представителей 25 государств, включая страны СНГ, и 10 международных организаций.
8. О взаимодействии государств - участников СНГ с Европейским союзом и другими многосторонними европейскими организациями; о взаимодействии государств - участников СНГ с НАТО и по вопросам евразийской безопасности (8 ноября, г. Минск).
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций обменялись мнениями относительно подходов Европейского союза по реализации программы "Восточное партнерство" с учетом участия в ней ряда государств - участников СНГ, о нынешнем состоянии двусторонних отношений государств Центральной Азии с Европейским союзом, в том числе в контексте реализации Стратегии ЕС по Центральной Азии.
Российский представитель проинформировал о текущем состоянии отношений России с Европейским союзом и их перспективах. Была акцентирована готовность России к выстраиванию конструктивной повестки дня в отношениях Россия - ЕС на основе равноправия и взаимной выгоды.
Участники консультаций обменялись мнениями относительно сотрудничества России с Европейским союзом в контексте учета общих интересов государств - участников СНГ и информацией о взаимодействии государств - участников СНГ с НАТО. Отметили полезность регулярного обмена мнениями по данному вопросу.
9. О сотрудничестве государств - участников СНГ в ОБСЕ (8 ноября, г. Минск).
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
В ходе дискуссии участники согласились, что стратегической целью ОБСЕ должно оставаться выполнение поручения саммита Организации в Астане 2010 года о формировании "сообщества всеобъемлющей, основанной на сотрудничестве и неделимой безопасности, свободного от разделительных линий", а текущей задачей - восстановление доверия между государствами-участниками.
В числе общих приоритетов государств - участников СНГ в ОБСЕ были названы задачи борьбы с транснациональными угрозами, включая терроризм, незаконный оборот наркотиков, торговлю людьми, обеспечения взаимосвязанности и сопряжения интеграционных процессов, защиты традиционных ценностей, противодействия неонацизму и фальсификации истории, защиты социально-экономических, культурных, языковых, образовательных и религиозных прав и свобод, борьбы против преступлений на почве этнической и религиозной ненависти, с нетерпимостью и дискриминацией в отношении христиан, мусульман и представителей других религий.
Была подтверждена важность продолжения участия в "структурированном диалоге" о текущих и будущих вызовах и рисках безопасности на пространстве ОБСЕ, который должен служить целям деэскалации военно-политической ситуации в Евразийско-Атлантическом регионе.
Также отмечена важность выполнения действующих обязательств по Венскому документу 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности в военной сфере.
Отмечена необходимость совместных усилий по продвижению реформы ОБСЕ, которые должны быть направлены на решение проблемы правосубъектности через разработку Устава Организации, на укрепление правила консенсуса и межгосударственной основы ОБСЕ, исправление дисбалансов в работе ее исполнительных структур, наведение порядка в сфере наблюдения за выборами, оптимизацию мероприятий человеческого измерения.
Участники обменялись мнениями по проектам документов, предлагаемых для принятия на заседании Совета министров ОБСЕ в Милане, и условились координировать действия в ходе редакционной работы над их текстами по линии экспертов внешнеполитических ведомств и постоянных представительств государств - участников СНГ при ОБСЕ в Вене.
Представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана представили выдвинутый их государствами проект министерского решения "О повышении роли ОБСЕ в решении мировой проблемы наркотиков" и просили другие государства - участники СНГ его поддержать.
Представитель России представил проекты решений "О наращивании усилий ОБСЕ по предупреждению терроризма и противодействию ему", "О наращивании усилий по защите языковых и образовательных прав национальных меньшинств", "О свободном доступе СМИ к информации" и просил оказать поддержку при их обсуждении.
Представители Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана проинформировали о деятельности полевых присутствий ОБСЕ в их государствах. Положительную оценку получил опыт переформатирования миссий ОБСЕ в Кыргызстане и Таджикистане в 2017 году, который привел к большему учету интересов принимающих государств. Представители Армении, Беларуси и России сообщили о ходе реализации программ и проектов, которые осуществляются в их государствах без полевых миссий в прямом взаимодействии с Секретариатом и институтами ОБСЕ.
Участники встречи подтвердили важность обеспечения того, чтобы полевые присутствия ОБСЕ работали в рамках своих мандатов, в интересах и по запросам принимающих государств, передавали им свои функции и по мере этого свертывали свою деятельность.
В ходе консультаций была дана положительная оценка мероприятий под эгидой ОБСЕ, прошедших в государствах - участниках СНГ в 2018 году, включая Международную конференцию по противодействию терроризму и экстремизму 3-4 мая в Душанбе, семинар по противодействию использованию Интернета в террористических целях 28-29 июня в Алматы, семинар по обмену данными на авиапассажиров 13-15 июня в Ташкенте, семинар по вопросам полицейской деятельности 14 сентября в Ереване, осеннюю сессию ПА ОБСЕ 3-6 октября в Бишкеке и Международную конференцию по борьбе с терроризмом в цифровую эпоху 9-10 октября в Минске.
Участники также обсудили идею Генерального секретаря ОБСЕ об открытии "офисов связи" ОБСЕ при Исполнительном комитете СНГ в Минске и его Отделении в Москве и договорились рассмотреть данный вопрос после поступления конкретных предложений Секретариата ОБСЕ по развитию сотрудничества и с учетом объема практического проектного взаимодействия между двумя организациями.
10. О взаимодействии государств - участников СНГ в информационной сфере (15-16 ноября, г. Бишкек).
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
По итогам обсуждения вопросов повестки дня консультаций принято решение:
1. Расширять обмен опытом информационного сопровождения внешней политики и взаимодействия со СМИ в многостороннем и двустороннем форматах, включая работу с общественным мнением и средствами массовой информации, поддержание контактов с национальными и зарубежными медиа, научными и политологическими центрами, организацию пресс-мероприятий по линии внешнеполитических ведомств, координацию разъяснительной деятельности национальных дипломатических и консульских учреждений.
2. Наращивать сотрудничество по информационному обеспечению значимых политических событий на пространстве СНГ, прежде всего, саммитов, встреч в рамках Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и других уставных органов Содружества.
Взаимодействовать в освещении мероприятий по тематике 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Совершенствовать сотрудничество в социальных сетях, в том числе с Исполнительным комитетом СНГ.
3. Содействовать развитию контактов между национальными СМИ стран Содружества по различным направлениям деятельности: обмены по линии редакций центральных и региональных медиа, организация пресс-туров, подготовка журналистских кадров, в том числе за счет расширения целевых квот на обучение в вузах соответствующих государств, а также стажировок в крупных национальных СМИ.
4. Обмениваться информацией о подходах стран в профильных международных структурах (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и др.) и на площадках медиафорумов.
11. Заседание Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ (22- 23 ноября, г. Душанбе).
В 25-м заседании Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел государств - участников СНГ приняли участие члены Комитета от Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, а также представитель Исполнительного комитета СНГ.
Комитет заслушал информацию представителя Российской стороны о дискуссии в рамках Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН по темам, находящимся на рассмотрении Комиссии международного права ООН: "Иммунитет должностных лиц государства от иностранной уголовной юрисдикции", "Императивные нормы общего международного права (juscogens)", "Правопреемство государств в отношении ответственности государств", а также о ходе рассмотрения в рамках Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН пунктов повестки дня: "Вопросы охвата и применения принципа универсальной юрисдикции", "Рассмотрение эффективных мер по усилению защиты, безопасности и охраны дипломатических и консульских представительств и представителей" и "Доклад Комитета по сношениям со страной пребывания".
Представитель Российской стороны призвал к совместной работе государств - участников СНГ, представленных в Комитете, над упомянутыми темами и пунктами повестки дня в рамках Генеральной Ассамблеи ООН.
Члены Комитета обменялись мнениями и сочли целесообразным продолжить на регулярной основе консультации по общим вопросам правового сотрудничества, в том числе по вопросам повестки дня Шестого комитета Генеральной Ассамблеи ООН.
Рассмотрен проект Решения СМИД СНГ о Методических рекомендациях по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках Содружества Независимых Государств, доработанный Белорусской стороной совместно с Исполнительным комитетом СНГ, а также предложения Российской стороны в части положений, предусматривающих порядок временного применения международного договора при наличии ограничений во внутреннем законодательстве государства - участника СНГ.
Члены Комитета договорились представить позиции и предложения по обозначенным вопросам в Исполнительный комитет СНГ по возможности до конца февраля 2019 года для подготовки сводного текста и его обсуждения на следующем заседании.
Учитывая принятые в рамках СНГ документы о разграничении полномочий высших органов Содружества, наличие соответствующих положений в рассматриваемом Комитетом проекте Методических рекомендаций по разработке проектов международных договоров, заключаемых в рамках СНГ, Комитет признал нецелесообразным разработку дополнительных рекомендаций, обосновывающих внесение проектов документов на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ.
Комитет принял к сведению информацию, предоставленную Республикой Таджикистан, по вопросу гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере пограничного сотрудничества с использованием потенциала Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
Члены Комитета заслушали и обсудили предложение Белорусской стороны о рассмотрении на заседаниях Комитета международно-правовых аспектов функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Комитет посчитал нецелесообразным рассмотрение указанных вопросов на своих заседаниях, исходя из регламента Комитета и разного состава участников международных организаций.
По предложению представителя Казахстанской стороны члены Комитета согласились проработать к следующему заседанию вопрос о целесообразности дальнейшего ведения Реестра (Перечня) подписанных международных документов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве государств - участников СНГ.
По предложению представителя Российской стороны члены Комитета согласились рассмотреть к следующему заседанию Комитета целесообразность возобновления работы над проектом Конвенции о правовом статусе делегаций, направляемых в государства - участники СНГ.
Члены Комитета приветствовали вхождение Республики Узбекистан в состав Комитета.
12. О взаимодействии государств - участников СНГ в области экспортного контроля и нераспространения (12 декабря, г. Москва).
В консультациях приняли участие представители Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
Участники консультаций проинформировали о принятых в 2018 году и планируемых изменениях в национальных системах экспортного контроля, включая соответствующее законодательство. Делегации выразили благодарность Российской стороне за организацию семинаров по экспортному контролю для стран СНГ. Делегации обозначили заинтересованность в подготовке специалистов по экспортному контролю на базе российских учебных центров.
Принята к сведению информация делегаций Российской Федерации и Республики Казахстан о положении дел в многосторонних режимах экспортного контроля.
Состоялся обмен оценками и опытом выполнения резолюции 1540 (2004) СБ ООН, достигнуто понимание целесообразности изучения возможности задействовать потенциал государств - участников Содружества для повышения эффективности реализации данной резолюции на пространстве СНГ. В этой связи отмечены семинар, организованный в Ростове-на-Дону, а также партнерский обзор выполнения резолюции 1540, проведенный на Иссык-Куле.
При обсуждении проблематики ГКП отмечена актуальность совместной работы всех заинтересованных государств в целях повышения его эффективности и содействия универсализации за счет присоединения, в первую очередь, ракетно-значимых стран. Приняты к сведению соображения делегации Казахстана по укреплению внутренней дисциплины среди подписантов Кодекса.
Российская делегация проинформировала о прошедших в 2018 году мероприятиях Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР). Была отмечена необходимость продолжения отработки международно-правовых аспектов перехвата, выражена озабоченность в связи с тенденцией к расширению сферы охвата ИБОР, а также отходом от принципа консенсуса.
Российская делегация изложила свои оценки ситуации в Организации по запрещению химического оружия в связи с решением о наделении Организации атрибутивными функциями и призвала к совместной работе по недопущению дальнейшей политизации ее деятельности. Такой подход был поддержан всеми участниками консультаций.
Участники акцентировали важность сохранения Совместного всеобъемлющего плана действий как ключевого механизма урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы.
Делегации отметили полезность обмена мнениями по вопросам повестки дня и высказались за продолжение существующей практики консультаций.
13. О внешнеполитическом планировании министерств иностранных дел государств - участников СНГ (14 декабря, г. Минск).
В консультациях приняли участие представители Азербайджанской Республики (в качестве наблюдателя), Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ.
В ходе обмена мнениями участники консультаций дали оценку международной ситуации и ее влияния на процессы на пространстве СНГ. Отметили необходимость дальнейшего проведения межмидовских консультаций в данном формате.
Были рассмотрены замечания и предложения государств - участников СНГ по проекту Программы действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств - участников Содружества Независимых Государств. По итогам обсуждения и доработки документа участники предложили Исполнительному комитету СНГ направить проект Программы во внешнеполитические ведомства государств Содружества для рассмотрения с целью последующего его согласования на межмидовских консультациях профильных департаментов в феврале 2019 года.
Исполнительный комитет СНГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.