Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 13 марта 2019 г. N 113
Типовое положение
об учебно-методических объединениях
в системе среднего профессионального образования
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования (далее - Типовое положение) определяет порядок создания и организации деятельности учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования (далее - учебно-методические объединения), управления ими, а также основные направления деятельности учебно-методических объединений.
2. Учебно-методические объединения создаются для участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке и внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее - федеральные государственные образовательные стандарты), примерные образовательные программы среднего профессионального образования (далее - примерные программы), координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в обеспечении качества и развития содержания среднего профессионального образования 1.
3. Учебно-методические объединения могут создаваться по укрупненным группам профессий, специальностей, а также по нескольким укрупненным группам профессий, специальностей (далее - укрупненная группа). Наименование указанной укрупненной группы включается в наименование учебно-методического объединения.
4. Учебно-методические объединения создаются федеральными органами исполнительной власти (далее - федеральные учебно-методические объединения) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (далее соответственно - региональные учебно-методические объединения, орган власти), и осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным органом (ами) власти.2
5. Федеральные учебно-методические объединения создаются: Министерством просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России);
иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленной сферой деятельности указанных федеральных органов (при необходимости).
Федеральные учебно-методические объединения могут быть созданы совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти.
Региональные учебно-методические объединения создаются: органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (при необходимости).
Учебно-методические объединения могут быть образованы на базе образовательной организации по решению органа (ов) власти.
Положение об учебно-методическом объединении разрабатывается в соответствии с Типовым положением и утверждается органом (ми) власти.
6. Механизм взаимодействия федеральных учебно-методических объединений и региональных учебно-методических объединений определяется федеральными учебно-методическими объединениями и региональными учебно-методическими объединениями самостоятельно.
II. Организация деятельности учебно-методических объединений и управление ими
7. Органом (ами) власти определяется председатель учебно-методического объединения. В целях определения председателя учебно-методического объединения органом (ами) власти создается комиссия по отбору претендентов на назначение председателя учебно-методического объединения.
Предложение по кандидатуре председателя учебно-методического объединения вносится в орган(ы) власти комиссией по отбору претендентов на назначение председателя учебно-методического объединения.
8. Состав учебно-методического объединения формирует и утверждает председатель учебно-методического объединения. В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, и иных организаций, действующих в системе среднего профессионального образования (далее - члены учебно-методического объединения), в том числе представители работодателей.3
9. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет председатель учебно-методического объединения. Председатель учебно-методического объединения имеет заместителя (заместителей).
10. Председатель учебно-методического объединения осуществляет общее руководство деятельностью учебно-методического объединения и представляет его по вопросам, относящимся к сфере деятельности учебно-методического объединения, в органах государственной власти Российской Федерации, организациях.
11. Срок полномочий председателя и членов учебно-методического объединения составляет 5 лет. По истечении срока полномочий председателя и членов учебно-методического объединения определение кандидатуры председателя и формирование состава членов учебно-методического объединения осуществляется в соответствии с пунктом 7 Типового положения.
12. Досрочное сложение полномочий председателя учебно-методического объединения возможно в случаях:
невозможности осуществлять полномочия председателя учебно-методического объединения в связи с временной нетрудоспособностью по заявлению в орган (ы) власти;
по собственной инициативе по заявлению в орган (ы) власти;
систематического непосещения председателем учебно-методического объединения заседаний (более 3-х раз подряд, не связанных с временной нетрудоспособностью, служебными командировками, профессиональным обучением или получением дополнительного профессионального образования);
нереализации направлений деятельности учебно-методического объединения.
13. В случаях досрочного сложения полномочий председателя учебно-методического объединения определяется новый председатель учебно-методического объединения в соответствии с пунктом 7 Типового положения.
14. Учебно-методическое объединение принимает решения на своих заседаниях, которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев. Заседание учебно-методического объединения правомочно, если в его работе участвуют более двух третей его членов. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов учебно-методического объединения, участвующих в его заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя учебно-методического объединения. В отсутствие председателя учебно-методического объединения по поручению председателя учебно-методического объединения его функции исполняет один из его заместителей. Допускается дистанционное участие членов учебно-методического объединения в заседании с использованием систем видео-конференц-связи, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
15. В работе учебно-методического объединения могут принимать участие приглашенные представители органов государственной власти, юридические и физические лица, представители федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования.
16. Учебно-методическим объединением при необходимости создаются советы, секции, рабочие группы, учебно-методические центры, отделения:
по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе реализуемым федеральными государственными образовательными организациями, находящимися в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";4
по обеспечению деятельности учебно-методического объединения в отдельных субъектах Российской Федерации;
между учебно-методическими объединениями.
Учебно-методическим объединением создается специализированный совет по образовательным программам среднего профессионального образования, содержащим сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения (при необходимости).
Учебно-методические объединения могут создавать официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
III. Основные направления деятельности и права учебно-методических объединений
17. Учебно-методические объединения:
распространяют информацию о своей деятельности (за исключением сведений, составляющих государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения);
вносят в органы государственной власти предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере среднего профессионального образования, содержания среднего профессионального образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
проводят конференции, семинары, совещания и иные мероприятия, осуществляют научно-исследовательскую деятельность, оказывают информационные, консультационные и экспертные услуги, а также создают и распространяют информационные ресурсы, учебно-методические материалы, печатные издания в сфере своей деятельности;
представляют членов учебно-методического объединения для награждения органом (ами) власти.
18. Основными направлениями деятельности учебно-методических объединений являются:
а) в части федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования:
подготовка предложений в Минпросвещения России по проектам федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
осуществление методического сопровождения реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
б) в части примерных программ:
организация разработки и проведения экспертизы проектов примерных программ;
взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, религиозными организациями или централизованными религиозными организациями, объединениями работодателей либо работодателями при организации разработки и проведения экспертизы примерных программ;
направление примерной программы по результатам экспертизы в организацию, которой предоставлено право ведения реестра примерных основных образовательных программ;5
в) в части обеспечения качества и развития содержания среднего профессионального образования:
проведение мониторинга реализации федеральных государственных образовательных стандартов по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
обеспечение научно-методического и учебно-методического сопровождения разработки и реализации образовательных программ среднего профессионального образования;
участие в независимой оценке качества образования, общественной и профессионально-общественной аккредитации;
подготовка предложений по оптимизации перечня профессий, специальностей среднего профессионального образования;
участие в разработке совместно с объединениями работодателей либо работодателями фондов оценочных средств для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся;
г) в части профессионального совершенствования деятельности научно-педагогических работников:
участие в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
д) в части профессиональных стандартов: участие в разработке профессиональных стандартов.
19. Учебно-методическое объединение направляет ежегодно, не позднее 1 февраля, отчет о своей деятельности за предшествующий календарный год в создавший (ие) его орган (ы) власти, а также направляет иную информацию о своей деятельности по запросу указанного (ых) органа (ов) власти.
------------------------------
1Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
2Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3Часть 4 статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2014, N 30, ст. 4263; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238).
5Пункт 27 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594 (Российская газета от 19 августа 2014 г. N 186; от 5 ноября 2014 г. N 251; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 мая 2015 г.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства просвещения РФ от 13 марта 2019 г. N 113 "Об утверждении Типового положения об учебно-методических... |