Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2019 г. N 03-05-06-02/11312
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам применения ставки земельного налога в зависимости от категории и целевого использования земельных участков сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что налогоплательщиками земельного налога (далее - налог) признаются организации и физические лица.
При этом Кодекс в целях обложения земельным налогом не предъявляет требований и не устанавливает особенностей налогообложения в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица статуса индивидуального предпринимателя.
Предельные размеры налоговых ставок по налогу определены в статье 394 Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 56 Кодекса установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Следовательно, установление пониженной ставки по налогу является налоговой льготой.
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, включая индивидуальное жилищное строительство, устанавливается "льготная" налоговая ставка 0,3 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).
Применение индивидуальным предпринимателем, целью экономической деятельности которого является извлечение прибыли, пониженной ставки земельного налога недопустимо (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2018 N 305-КГ17-20424).
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в Определениях Верховного Суда РФ от 21.12.2018 N 307-КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КГ18-16987 по делу N А41-80451/2017.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи, осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил порядок применения ставки земельного налога в зависимости от категории и целевого использования земельных участков.
Для применения пониженной ставки 0,3% в отношении участков для ИЖС, помимо категории и вида разрешенного использования участка, следует также учитывать целевой характер его использования. По мнению Минфина, пониженная ставка не может применяться в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности и предназначенных для дальнейшей перепродажи.
На недопустимость применения пониженной ставки предпринимателем, целью деятельности которого является извлечение прибыли, указывает и ВС РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2019 г. N 03-05-06-02/11312
Текст письма опубликован не был