Приказ Министерства культуры Новосибирской области от 24 июля 2012 г. N 486
"О концепции долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р "Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года", приказываю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года.
2. Рекомендовать главам Карасукского, Куйбышевского, Татарского районов, г. Бердск, г. Искитим, г. Новосибирск:
разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела в муниципальных образованиях;
учитывать положения Концепции долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года при разработке и утверждении муниципальных целевых программ развития культуры.
Министр культуры |
Н.В. Ярославцева |
Концепция
долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года
(Одобрена приказом министерства культуры Новосибирской области от 24 июля 2012 г. N 486)
Общие положения
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана во исполнение пункта 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 06.12.2011 N ВП-П44-8657 и с учетом задач, стоящих перед Новосибирской областью в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1019-р, Планом социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 21.12.2011 N 570-п, Ведомственной целевой программой "Новосибирск - культурная столица" на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом министерства культуры Новосибирской области от 10.10.2011 N 585, Долгосрочной целевой программой "Культура Новосибирской области на 2012 - 2016 годы", утвержденной постановление Правительства Новосибирской области от 25.08.2011 N 373-п, а также с соответствующими программными документами муниципальных образований.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Новосибирской области, сформулированы цели и задачи Концепции, определены основные направления развития театрального дела в регионе, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции используются следующие понятия:
"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;
"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
"труппа" - творческий коллектив артистов театра;
"спектакль" - акт показа сценического произведения; название сценического произведения в репертуаре театра;
"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"постановка" - создание спектакля;
"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
"репетиция" - форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера и хормейстера) при подготовке новой постановки или корректировке поставленного ранее спектакля;
"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра - в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства.
Цель и задачи Концепции, принципы ее реализации
Обеспечение максимальной доступности для населения Новосибирской области культурных благ - один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды.
Театр - одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители наряду с актерами, режиссерами, художниками и музыкантами - участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. Важно и то, что театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России.
Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное, образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. В связи с этим требуется государственная поддержка театральной деятельности.
Целью настоящей Концепции является: создание условий для устойчивого развития театральной культуры Новосибирской области и повышение роли (значимости) театрального искусства в социокультурном развитии Новосибирской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
создать условия для повышения качества и разнообразия театрального предложения;
создать условия для роста театрального потребления и занятий самодеятельным театральным творчеством.
Анализ современного состояния театрального искусства в Новосибирской области и основные проблемы сферы
Новосибирск - один из крупнейших центров театрального искусства в Сибирском федеральном округе. В Новосибирской области действуют 18 театров:
1 государственный федеральный;
6 государственных областных;
3 муниципальных;
5 некоммерческих негосударственных;
3 частных.
Когда-то жизнь города начиналась со строительства железнодорожного моста через Обь. И тогда же появился первый народный театр. Он был любительским. В 30-х годах 20 века в Новосибирске стали создаваться театры профессиональные: "Красный факел", "ТЮЗ", колхозно-совхозный театр (ныне - театр "Старый дом"), обслуживающий население районов области. Именно театру - самому демократичному и доступному широкому населению виду искусства - принадлежала в эти годы роль создания культурных традиций города и области.
А затем война, которая дала Новосибирску мощный культурный заряд на все последующие десятилетия. Здесь, в глубоком тылу, в насквозь военизированном городе, нашли себе приют 10 стационарных театров, в том числе: Ленинградский академический театр драмы им. А.С.Пушкина, Ленинградский новый театр юного зрителя, Государственный центральный детский театр кукол С.Образцова, Московский театр оперетты, Минский еврейский театр.
12 мая 1945 года открылся крупнейший в регионе Сибири и Дальнего Востока Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Здание театра уникально по архитектуре, инженерным конструкциям, размерам. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в Париже. Театр называют Сибирским Колизеем, подчеркивая наличие в интерьере Большого зала подобия античного амфитеатра
Сегодня этот театр является одним из лучших оперных театров России, имеет широкую международную известность. Он назван лучшим музыкальным театром Российской провинции; неоднократно удостоен Национальной театральной Премии "Золотая Маска", постоянно представляет свои спектакли в Москве и Санкт-Петербурге, много гастролирует за рубежом. В 2005 году завершилась реконструкция, реставрация и техническое перевооружение большого зала и большой сцены театра.
Новосибирский государственный академический драматический театр "Красный факел" образован в 1920 г. в Одессе. Одиннадцать лет он существовал как передвижной, пока в 1932 году не остановился в Новосибирске. С театром неразрывно связано имя его художественного руководителя Веры Павловны Редлих, создавшей театр высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса. Спектакли периода Веры Редлих вошли в золотой фонд театрального искусства России и дали основание называть театр "Сибирским МХАТом".
Сегодня в репертуаре "Красного факела" - лучшие образцы классической и остро экспериментальной мировой драматургии. Почти ежегодно театр представляет новые проекты или всероссийские премьеры пьес. Сегодня "Красный факел" - один из ведущих драматических театров России.
Новосибирский областной театр кукол был организован при Новосибирском театре юного зрителя в 1933 году. За годы существования театр стал неотъемлемой частью культурной жизни города Новосибирска, области и всего Сибирского региона. Коллектив театра неоднократно выезжал в Японию, США и Таиланд, где принимал участие в симпозиумах, семинарах, фестивалях кукольных коллективов мира, представляя спектакли на английском и японском языках.
Спектакли театра - это истинные праздники со световыми и музыкальными эффектами, видеопроекцией и использованием уникальной механики сцены театра, что позволяет осуществлять различные волшебные превращения и сказочные чудеса.
Новосибирский областной театр кукол входит в состав международной организации кукольников УНИМА.
Новосибирский академический молодежный театр "Глобус". Новосибирский театр юного зрителя открыл свой первый сезон в 1930 году, а в 1993 получил имя "Глобус", отражающий его авторскую модель.
Название передает суть программы театра, который открыт мировому художественному опыту всех стран и эпох. Театр "Глобус" - подлинный эстетический центр для молодых зрителей, детей и подростков, постоянно проводящий большую работу по организации фестивалей, специальных благотворительных программ для детей-сирот и детей-инвалидов, обучающий одаренных детей пластике и вокалу.
Театр представляет органичное сочетание классических традиций с ярким смелым экспериментом, приглашение художников различных направлений и школ, многоликость жанров театрального искусства. Театр знают не только в России, но и с США, Швеции, Франции, Болгарии, Германии, Израиле, Польше, Японии, Австрии.
Новосибирский театр музыкальной комедии открылся 2 февраля 1959 года.
Сегодня это один из самых именитых в своем жанре репертуарных театров России. Театр является обладателем восьми Премий "Золотая Маска" и многочисленных Дипломов фестиваля. Коллектив театра составляют известные мастера музыкального театра, многие из них удостоены государственных наград.
Благодаря деятельности театра зрители увидели шедевры классической оперетты, музыкальной комедии, мюзикла. Ежегодно театр выпускает 4-5 премьер, которые обязательно становятся заметным театральным событием в жизни города и страны. Труппу театра отличает высокий профессионализм и творческая самоотдача.
История Новосибирского драматического театра "Старый дом" началась в 30-е годы 20 века. В свои первые годы театр существовал как филиал драматического театра "Красный факел", и работал в основном в Новосибирской области.
За годы своего существования театр "исходил" и "изъездил" миллионы километров по Новосибирской области, с ним хорошо знакомы зрители не только в российских, но и в зарубежных городах. "Старый дом" - участник различных всероссийских и международных фестивалей. Со своими спектаклями он гастролировал во многих городах России, а так же за рубежом. В 2008 г. театр внесен в Книгу рекордов Новосибирской области как "Самый гастролирующий коллектив Новосибирска". В 2010 году театр занесен в "Золотую книгу культуры Новосибирской области". Особый акцент в художественной стратегии также сделан на серии международных проектов. Сейчас "Старый дом" готовится к важному этапу своей биографии. В планах - большая реконструкция, которая не только изменит внешний вид здания, но и откроет перед театром новые перспективы. У "Старого дома" появятся большая и малая сцены, а также современные театральные технологии, что, несомненно, повлияет на качество и формат постановок.
Новосибирский театр-студия "Первый театр". Театр образовался в 2008 году из выпускников Новосибирского театрального института. Репертуар и своеобразие художественной позиции "Первого театра" ориентированы, в первую очередь, на молодежную аудиторию, в том числе, на подростковую. Именно эти социальные группы сегодня испытывают тотальный дефицит нравственных и эстетических ценностей и не обладают высокими критериями выбора творческого продукта.
В октябре 2011 по инициативе "Первого театра" стартовал проект "Кухня" - лаборатория современной драматургии под руководством петербургского режиссера Дмитрия Егорова.
В настоящее время театр не имеет собственного помещения, и спектакли театра идут на следующих основных сценах: ДК "Строитель", Дом Актера, зал учебного театра НГТИ и городской драматический театр п/р С. Афанасьева.
Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева являет собой уникальный пример авторского театра, созданного в 1988 году, основателем и художественным руководителем которого на всем протяжении его существования является Сергей Афанасьев. На протяжении всего своего существования театр кочевал с одной сцены на другую, неизменно оставаясь одним их самых интересных явлений в культурной жизни Новосибирска. За это время труппа театра стала высокопрофессиональным коллективом, широко известным в России и ряде зарубежных государств. Спектакли театра являются лауреатами многих региональных, российских и международных фестивалей.
Новосибирский городской драматический театр "На левом берегу" - единственный в левобережье г. Новосибирска профессиональный театр, созданный 1997 году, за время своего существования приобрел популярность у зрителей города и области. В репертуаре театра представлена русская и зарубежная классика, современная драматургия, детские спектакли.
Драматический театр "На левом берегу" принимает активное участие в международном Рождественском фестивале искусств, фестивале русской культуры "Покровская осень" и других. Театр много гастролирует по области и сибирскому региону.
Городской драматический театр "На окраине" г. Карасука работает в Карасукском районе Новосибирской области с 2005 года. В репертуаре театра - произведения русской классики, зарубежной и современной отечественной драматургии, спектакли для детей.
Творческий коллектив принимает активное участие в областных театральных фестивалях, общественно значимых мероприятиях.
Социальные нормативы в части услуг профессиональных театров, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2007 г. N 923-р, в Новосибирской области соблюдаются. Недостаточность количества мест в детских театрах (800 мест на 250 тысяч человек) компенсируется наличием в репертуаре всех новосибирских театров спектаклей для детей и молодежи.
Новосибирское отделение Общероссийской общественной организации Союз театральных деятелей Российской Федерации объединяет в своих рядах более 300 театральных работников и ветеранов сцены области и является центром, через который осуществляются связи со всей театральной Россией, формируется единое театральное сообщество. При отделении СТД созданы: театральный музей, секция театральных критиков, библиотека, творческое объединение "Дом актера". Творческий союз активно участвует в развитии театрального искусства в регионе, изучении и формировании общественного мнения по вопросам театральной жизни; оказывает своим членам профессиональную, правовую и социально-бытовую помощь; ежегодно организует и проводит мероприятия, среди которых фестиваль - премия Новосибирского отделения СТД РФ "Парадиз" за достижения в области театрального искусства, конкурс "Поют артисты драматических театров", фестиваль актерских капустников, творческие встречи и вечера, выставки.
Основной антрепризной площадкой в Новосибирской области является Дом актера Новосибирского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации. На этой сцене активно реализуются независимые антрепризные театральные проекты, число которых не отражается государственной статистикой.
В число некоммерческих негосударственных театров входят: автономная некоммерческая организация "Новосибирский городской театр "Куклы на сцене", автономная некоммерческая организация "Новосибирский городской театр кукол", некоммерческое партнерство театр-студия "Струна", автономная некоммерческая организация "Новый классический театр".
Частные театры представлены следующими театрами: ООО "Заводной апельсин", ООО "Потешки", ООО "Лукоморье".
В Новосибирской области развита сеть любительских театральных коллективов. В клубных учреждениях работают 916 любительских театральных коллектива, в том числе 209 "народных" театров.
Показатели обеспеченности населения услугами профессиональных театров в Новосибирской области:
N |
Вид организаций отрасли |
Название |
Ведомственная принадлежность |
1. |
Театр оперы и балета |
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета |
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры |
2 |
Музыкально-драматический театр |
Новосибирский театр музыкальной комедии |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
3. |
Театр драмы |
Новосибирский государственный академический драматический театр "Красный факел" |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
4. |
Театр юного зрителя |
Новосибирский академический молодёжный театр "Глобус" |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
5. |
Театр драмы |
Новосибирский драматический театр "Старый дом" |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
6. |
Театр драмы |
Новосибирский театр-студия "Первый театр" |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
7. |
Театр кукол |
Новосибирский областной театр кукол |
Государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области |
8. |
Театр драмы |
Новосибирский городской драматический театр под руководством С.Афанасьева |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Новосибирска |
9. |
Театр драмы |
Городской драматический театр "На левом берегу" |
Муниципальное бюджетное учреждение культуры г. Новосибирска |
10. |
Театр драмы |
Городской драматический театр "На окраине" |
Муниципальное учреждение культуры г. Карасука Новосибирской области |
Ежегодно государственные и муниципальные театры Новосибирской области показывают для жителей области около 3 тысяч спектаклей, обслуживают немногим менее 900 тысяч зрителей.
Среди творческих работников театральных учреждений две народных артистки СССР, 11 народных артистов Российской Федерации, 65 заслуженных артистов Российской Федерации, 6 заслуженных деятелей искусств Российской Федерации.
Бюджетное финансирование областных государственных и муниципальных театров увеличилось в 2008 - 2011 годах на 28,46% (с 620786,3 тыс. рублей до 797482,5 тыс. рублей), в том числе на новые постановки - на 162% (с 14686,1 тыс. рублей до 38481,7 тыс. рублей). Доходы театров от основных видов деятельности увеличились в 2008 - 2011 годах на 79% (с 116700,5 тыс. рублей до 208983,2 тыс. рублей).
В репертуаре областных государственных и муниципальных театров - 227 спектакля (по состоянию на 01.01.2012). Ежегодно областные государственные и муниципальные театры осуществляют более 40 новых постановок (2009 год - 41, 2010 год - 47, 2011 год - 48). Структура репертуара областных государственных и муниципальных театров достаточно сбалансирована и отражает необходимость как сохранения и популяризации театрального наследия, так и поддержки и продвижения современной драматургии и музыкального искусства.
Государственными и муниципальными театрами в Новосибирской области в 2011 году было показано 2870 спектаклей (из них 41% для детей), что на 15,6% больше, чем в 2008 году.
Число спектаклей, показанных театрами на собственных площадках, выросло с 2135 в 2008 году до 2361 в 2011 году.
Показатель посещаемости театров области за период 2008 по 2011 годы увеличился на 62,4 тыс. зрителей и составил 885,2 тыс. человек.
Все новосибирские театры имеют в своем репертуаре спектакли для детей. В 2011 году государственными и муниципальными театрами в Новосибирской области показано 1178 спектаклей для детей, что на 13,7% больше, чем в 2008 году. Число зрителей на детских спектаклях составило 298,6 тыс. человек (на 4,7% больше, чем в 2008 году). Для детей и подростков организуются не только спектакли, но и различные акции, конкурсы, экскурсии, театральные уроки, выставки, реализуются культурно-образовательные проекты, способствующие их знакомству с театральным искусством.
Ориентация на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров. Цена билетов на спектакли репертуарных театров области находится в диапазоне от 100 до 1000 рублей.
В театрах, поддерживающих высокий уровень цен, повышение доступности для малообеспеченных групп населения реализуется через глубоко дифференцированную расценку мест зрительного зала, обеспечивающую наличие определенного количества недорогих билетов, а также проведением целевых спектаклей для пенсионеров, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п.
Большое внимание в области уделяется организации гастрольной деятельности театров. Ограниченная транспортная доступность многих населенных пунктов препятствуют получению гражданами области свободного доступа к произведениям театрального искусства. Решение этой проблемы достигается, в том числе, и за счет организации региональных гастролей. Благодаря этому жители области могут посещать выездные спектакли областных государственных и муниципальных театров. Государственная поддержка гастролей стимулировала рост их числа за последние годы. Количество выездных спектаклей увеличилось на 41,7% (с 359 в 2008 году до 509 в 2011 году).
В целях обеспечения доступности лучших образцов российского и зарубежного театрального искусства для жителей Новосибирской области проводятся:
ежегодные обменные гастроли профессиональных российских театров;
один раз в два года - Международный Рождественский фестиваль искусств с участием звезд мирового театрального и музыкального искусства, с обязательным показом лучших спектаклей новосибирских театров на сценических площадках районов области;
каждый четный год - межрегиональный фестиваль-конкурс "Ново-Сибирский транзит". Это фестиваль лучших драматических спектаклей Сибири, Урала и Дальнего Востока, отобранных ведущими российскими экспертами по итогам двух предшествующих сезонов.
Областные государственные и муниципальные театры ежегодно успешно участвуют на престижных региональных, российских и международных театральных фестивалях.
Все областные государственные театры и муниципальные театры города Новосибирска имеют свои Интернет-сайты, позволяющие оперативно в режиме удаленного доступа информировать население о репертуаре, текущей афише и главных новостях театральной жизни.
К 2012 году все областные государственные театры были преобразованы из государственных бюджетных учреждений культуры в государственные автономные учреждения культуры Новосибирской области.
Министерство культуры Новосибирской области работает с профессиональными театрами областного ведения посредством государственных заданий, в которых предусмотрено обязательное проведение театрами определенного количества гастролей в районах области. Количество спектаклей в районах области для каждого театра индивидуально и фиксируется в государственном задании, которое утверждается ежегодно.
Специальные высшие и средние учебные заведения - Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, Новосибирский государственный театральный институт, Новосибирский государственный хореографический колледж, Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова, специальная музыкальная школа (колледж) - готовят артистов театра оперы и балета, театра драмы, театра музыкальной комедии и театра кукол. В обеспечении кадрами артистического персонала театры проблем не испытывают.
За последние 20 лет в Новосибирской области активно развивается деятельность театральных антреприз, которые успешно сосуществуют с государственными и муниципальными театрами.
На протяжении долгих лет театральные учреждения региона выполняют свою просветительскую и воспитательную миссию, сохраняют и развивают лучшие традиции русской театральной школы.
К проблемам развития театрального искусства в Новосибирской области следует отнести:
несовершенство федеральной нормативной правовой базы в сфере театрального искусства;
проблема обеспечения равного доступа к театральному искусству населения области;
несовершенная материально-техническая база театров;
дефицит кадров, в первую очередь художественных и административных руководителей театров, режиссеров и других творческих специалистов, театроведов и театральных критиков;
отсутствие фонда служебного жилья;
отсутствие целенаправленной адресной, персональной поддержки творческой молодежи в театральной сфере;
слабость механизмов финансовой поддержки негосударственного театра.
Основные направления, сроки и механизмы реализации Концепции
Концепция предусматривает дальнейшее планомерное и эффективное развитие театрального дела, создание оптимальных условий для развития профессионального искусства, укрепления материально-технической базы театров, повышение эффективности их деятельности, что окажет позитивное воздействие на духовное, культурное состояние общества и решение важнейших задач социального развития региона.
Пути и средства решения задач:
1. Разработка различных финансовых механизмов государственного участия в развитии театральной сферы (субсидии, государственные заказы, гранты, конкурсы, т.п.).
2. Разработка разнообразных форм государственно-частного партнерства в театральной сфере.
3. Разработка форм поддержки творческих лидеров и талантливых организаторов театральной культуры (режиссеров, актеров, сценаристов, менеджеров, продюсеров, т.п.).
4. Формирование следующих разделов ведомственной целевой программы "Развитие театрального дела в Новосибирской области на 2013 - 2015 годы":
- "Развития материальной базы новосибирских театров";
- "Улучшение жилищных условий работников областных театров и Новосибирского государственного театрального института";
- "Развитие любительских театров в Новосибирской области";
- "Театральные фестивали и гастроли".
- "Образовательные программы в сфере театрального искусства для различных групп населения";
- "Развитие театроведения и театральной критики. Формирование театрального сообщества Новосибирской области";
Механизмы реализации концепции:
Механизм реализации Концепции предусматривает комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающих скоординированные действия участников реализации Концепции.
Основные механизмы реализации Концепции:
1) разработка (совершенствование) ведомственных целевых программ, направленных на развитие театрального дела в Новосибирской области;
2) содействие разработке и реализации театрами программ развития их деятельности;
3) создание системы мониторинга и контроля за реализацией Концепции;
4) ежегодное подведение итогов реализации основных направлений развития театрального дела и внесение соответствующих корректив;
5) информирование населения о ходе и результатах реализации Концепции.
Концепция будет реализована в три этапа:
2012 год - разработка ведомственной целевой программы "Развитие театрального дела в Новосибирской области в 2013 - 2015 годах" и программ развития государственных театров на среднесрочную перспективу;
2013 - 2017 годы: укрепление и модернизация материально-технической базы действующей сети театральных учреждений, решение базовых проблем театральной сферы, создание условий для перехода к новому качеству предоставляемых услуг, увеличение роста посещаемости театров региона, получение качественной отдачи от реализации новых проектов;
2018 - 2020 годы: развитие инновационных форм работы, значительное улучшение финансовой ситуации в театральной сфере, переход на новое качество доступности и оказания услуг, активная работа инфраструктуры театральной сферы, достижение результатов Концепции.
V. Ожидаемые результаты
Результатами реализации Концепции должны стать:
совершенствование и развитие театрального искусства Новосибирской области;
сохранение лучших традиций и внедрение апробированных новаций в театральную жизнь общества;
повышение доступности театрального искусства для жителей региона;
строительства (приобретения) не менее чем для 50 процентов государственных и муниципальных театров служебной жилой площади (общежитий-гостиниц) для временного проживания приглашаемых на работу артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов.
решение кадровой проблемы театров;
формирование негосударственного сектора в театральной сфере, выявление и поддержка новых театральных коллективов;
создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов;
поддержка творческих проектов деятелей театрального искусства и ветеранов сцены;
улучшение материально-технической базы театральных учреждений;
эффективность использования финансовых средств и государственного имущества.
План мероприятий
по реализации концепции долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года
N |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Разработка ведомственных целевых программ по развитию театрального дела в Новосибирской области |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
2. |
Совершенствование региональной нормативно-правовой базы в сфере культуры и искусства с целью социальной поддержки театральных деятелей |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
3. |
Создание единой базы данных театров всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также нетеатральных сценических площадок, используемых (в т.ч. негосударственными) театрами |
2012-2013 |
Министерство культуры Новосибирской области
Органы местного самоуправления
Театральные учреждения |
4. |
Разработка и реализация проекта "Открытая сцена Сибири" |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
5. |
Разработка и утверждение схемы мониторинга театральной жизни, его индикаторов и показателей, мониторинг гастрольной деятельности |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
6. |
Приобретение жилищного фонда для сотрудников областных театров и Новосибирского государственного театрального института |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
7. |
Разработка и совершенствование программ развития государственных и муниципальных театров на среднесрочную перспективу |
2012-2020 |
Театральные учреждения |
8. |
Приведение зданий и помещений государственных и муниципальных театров, в соответствие с современными требованиями к техническому оснащению и качеству предоставляемых услуг (проведение ремонтных работ и оснащение современным высокотехнологичным оборудованием, в том числе сценическим (мобильным для организации гастрольной деятельности), музыкальными инструментами и т. д. |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Органы местного самоуправления |
9. |
Приобретение автотранспорта для государственных и муниципальных театров |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Органы местного самоуправления |
10. |
Строительство новых зданий для театров: - Новосибирский драматический театр "Старый дом"; - Новосибирский театр музыкальной комедии; - производственно-административный корпус Новосибирского государственного академического драматического театра "Красный факел"; - Новосибирский государственный театральный институт |
2013-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
11. |
Реконструкция Дома культуры им. Клары Цеткин для размещения в нем городского драматического театра "На левом берегу" |
2012-2014 |
Мэрия города Новосибирска |
12. |
Размещение городского театра кукол в переоборудованном зале в помещении культурно-досугового центра им. К.С.Станиславского |
2013 |
Мэрия города Новосибирска |
13. |
Размещение Новосибирского городского драматического театра под руководством С.Афанасьева в здании по адресу: г. Новосибирск, ул. Серебренниковская, 37-а. |
2015 |
Мэрия города Новосибирска |
14. |
Создание в районах и городах области профессиональных театров (реорганизация действующих народных театральных коллективов в профессиональные), в т.ч. в форме государственно-частного партнерства |
2012-2020 |
Органы местного самоуправления |
15. |
Подготовка на базе Новосибирского государственного театрального института специалистов для создаваемых профессиональных театров в Новосибирской области |
2012 -2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Новосибирский государственный театральный институт |
16. |
Привлечение студентов Новосибирского государственного театрального института, обучающихся по специальности "режиссура театра" для постановки дипломных спектаклей в государственных, муниципальных и негосударственных театрах области |
2012 - 2020 |
Новосибирский государственный театральный институт
Театральные учреждения |
17. |
Разработка комплекса мер по развитию системы повышения квалификации руководителей и специалистов театров |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Новосибирское отделение Союза театральных деятелей РФ (по согласованию) |
18. |
Разработка и внедрение контрактной системы для артистического персонала в театральных учреждениях Новосибирской области |
2012-2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
19. |
Поддержка гастрольной деятельности театров, включая обменные гастроли и приглашение сторонних театральных коллективов |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
20. |
Организация и проведение конкурсов и фестивалей, в том числе: - Международный Рождественский фестиваль искусств; - международный фестиваль театров кукол; - межрегиональный фестиваль-конкурс "Ново-Сибирский транзит"; - фестиваль дипломных спектаклей театральных школ России; - ежегодный областной конкурс с присуждением премий профессиональным театрам; - ежегодный конкурс социально значимых и творческих проектов на соискание грантов в области театрального искусства; - областной конкурс молодых драматургов. |
2013 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения
Новосибирское отделение Союза театральных деятелей РФ (по согласованию) |
21. |
Разработка системы мероприятий, направленных на популяризацию театра среди детей и молодежи |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
22. |
Разработка системы мероприятий по государственной поддержке Новосибирского отделения СТД |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
23. |
Расширение объема предоставления населению государственной услуги "Показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ" путем предоставления на конкурсной основе субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на оказание указанными организациями государственных услуг, а также путем закупки услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим лицам |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области |
24. |
Разработка комплекса мер по развитию института театральной критики в Новосибирской области |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Новосибирское отделение Союза театральных деятелей РФ (по согласованию) |
25. |
Создание экспертного Совета по творческой и экономической деятельности театров Новосибирской области |
2013 |
Министерство культуры Новосибирской области |
26. |
Реализация на территории Новосибирской области международных, межрегиональных и областных театральных проектов |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
27. |
Организация и проведение конференций, форумов, семинаров по проблемам театрального искусства |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области
Театральные учреждения |
28. |
Ежегодный мониторинг хода реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года |
2012 - 2020 |
Министерство культуры Новосибирской области Театральные учреждения Новосибирское отделение Союза театральных деятелей РФ (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства культуры Новосибирской области от 24 июля 2012 г. N 486 "О концепции долгосрочного развития театрального дела в Новосибирской области на период до 2020 года"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства культуры Новосибирской области от 27 марта 2024 г. N 156 настоящий документ признан утратившим силу с 27 марта 2024 г.