Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Кальнева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.А. Кальнев оспаривает конституционность положений пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающих, что военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при предоставлении жилого помещения имеет право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 40 и 55, поскольку препятствуют гражданам, уволенным с военной службы в воинском звании "полковник" в связи с истечением срока контракта, реализовать их право на дополнительную общую площадь жилого помещения, которое, как указано в жалобе, было предусмотрено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, поэтому их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий их предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (определения от 4 февраля 2014 года N 234-О, от 5 марта 2014 года N 505-О, от 25 октября 2018 года N 2611-О, от 20 декабря 2018 года N 3236-О и др.).
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель как в первоначальной редакции статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (а именно в ее пункте 8, утратившем силу согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ), так и в пункте 2 статьи 15.1 данного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 405-ФЗ) предусмотрел особую льготу в виде права на дополнительную общую площадь жилого помещения для определенной категории военнослужащих, которые прекратили служебные отношения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Подобные основания для предоставления указанной льготы учитывают особенности военной службы и отвечают конституционному принципу справедливости.
С учетом изложенного оспариваемые законоположения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, который был уволен с военной службы по иному основанию - в связи с истечением срока контракта и, как следует из судебных постановлений, сохраняет право на обеспечение жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации на общих условиях.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, которым предоставляется данная льгота, относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кальнева Вячеслава Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 998-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кальнева Вячеслава Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)