Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2018 года N 545-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год".
Согласно пункту 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба) приказом от 28.12.2018 года N 545-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" утвердила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года ставка (тариф) на содержание электрических сетей на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по уровню напряжения - ВH, установлена на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 16,49%, а одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения - ВН, выше предельных максимальных уровней установленных ФАС России на 13,2%.
Установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии вне рамок предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России является превышением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Установление Службой единых (котловых) тарифов на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии в установленном порядке не было согласовано с ФАС России.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового ДПР устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Службой, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. для ОАО "Иркутская электросетевая компания" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Службой не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые, включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Службой не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Службой, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARlFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Службой без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
По результатам анализа экспертных заключений, представленных Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)) по территориальной сетевой компании (далее - ТСО) ООО "Сибэнергоактив-Иркутск", в части экономической обоснованности по статьям расходов:
- "Аварийный запас" - ТСО заявлены расходы в размере 10 101,9 тыс. руб. Служба считает допустимым учесть указанные расходы в размере 3 715,8 тыс. руб. вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
По результатам анализа экспертных заключений, представленных Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - ЕЕ.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2) по ТСО ООО "Управление Энергоснабжения", в части прочих неподконтрольных расходов по статье:
- "Доставка работников к месту работы" в размере 82,8 тыс. руб. Не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье
По результатам анализа экспертных заключений, представленных Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2) по ТСО ОГУЭП "Облкоммунэнерго", в части прочих неподконтрольных расходов по статье:
- "Техосвидетельствование" учтены Службой в размере 1 905,6 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
- "Оплата проездных билетов" в размере 59,6 тыс. руб. Не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
- "Сертификация электрической энергии" учтены Службой в размере 967 тыс. руб., вместе с тем, не представлен в полном объёме анализ экономической обоснованности расходов по данной статье.
- "Аккредитация (СРО)" в размере 147,8 тыс. руб., по указанной статье Служба неправомерно учла данные расходы, так как деятельность по передаче электрической энергии является регулируемым видом деятельности, соответственно, для её осуществления не нужно быть членом саморегулируемых организаций и оплачивать членские взносы.
- "Амортизация" учтены Службой в размере 650 552 тыс. руб., на основании утвержденной распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр инвестиционной программы ОГУЭП "Облкоммунэнерго". При этом, в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов). При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Основы ценообразования не предусматривают учет плана вводов будущих периодов при учете амортизации в НВВ ТСО. Амортизация, учтенная Службой в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2019 год выросла на 137% по сравнению с 2018 годом, при этом количество условных единиц снизилось. Службе необходимо затраты по статье "Амортизация" ОГУЭП "Облкоммунэнерго" принять в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и исключить экономически необоснованные расходы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 46 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) рассматривает проект инвестиционной программы в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций, за исключением организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных указанным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Службы по участию в процессе утверждения инвестиционных программ территориальных сетевых организаций и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр внесены изменения в распоряжение министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 24.12.2014 N 149-мр "Об утверждении инвестиционной программы ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на 2015-2019 годы".
На основании вышеуказанных распоряжений Службой в НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" учтена прибыль на капитальные вложения в размере 304 946 тыс. руб., что в том числе, привело к росту НВВ ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 121%.
Указанные действия Службы привели к росту ставки (тарифа) на содержание электрических сетей для потребителей Иркутской области на уровне напряжения ВН с 01.07.2019 на 120%, одноставочного тарифа на уровне напряжения ВН на 116,6%, что существенно превышает индексацию тарифов сетевых компаний в размере 103% с 01.07.2019, предусмотренную прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.
Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 25.12.2018 N 436-мр было принято после 1 ноября 2019 года, что является нарушением пункта 64 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Анализ отчета о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии в Иркутской области, представленного Службой посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - PEREDACHA.M2019) показал, что весь объем прибыли на капитальные вложения (инвестиции), учтенный Службой, отнесен на высокий уровень напряжения (ВН), что приводит к дискриминации одной группы потребителей и ставит её в неравные условия с потребителями, приобретающими электрическую энергию на других уровнях напряжения.
Так, Службой нарушены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, закрепленные в Федеральном законе N 35-ФЗ: обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6); обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (статья 20).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2018 года N 545-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год" с 1 июля 2019 года.
2. Службе по тарифам Иркутской области установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, а также населению и приравненным к нему категориям потребителей Иркутской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Службе по тарифам Иркутской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Иркутской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Иркутской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Иркутской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2019 г. N 684/19 "Об отмене приказа Службы по тарифам Иркутской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2019 год"
Текст приказа опубликован не был