Федеральная антимонопольная служба провела анализ постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент Владимирской области) от 28.12.2018 N 56/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области".
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Департамент Владимирской области постановлением от 28.12.2018 N 56/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области" утвердил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
При этом во 2 полугодии 2019 года одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей по всем уровням напряжения установлен на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФАС России от 19.12.2018 N 1819/18, на 1,07%.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования) установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Департаментом Владимирской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиала "Владимирэнерго" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Департаментом Владимирской области не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый ДПР и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые, включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Департаментом Владимирской области не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Департаментом Владимирской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих отклонения от фактических показателей 2017 года. Данный факт является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования.
В экспертных заключениях территориальных сетевых компаний, в том числе ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиала "Владимирэнерго" и АО "Владимирская областная электросетевая компания", выявлены следующие статьи расходов, которые по мнению ФАС России являются экономически необоснованными:
- плата за аренду имущества находящегося в муниципальной собственности, договоры аренды муниципального имущества, арендные платежи за муниципальное имущество, концессионные платежи по концессионному соглашению муниципального имущества;
- расходы по судебным решениям;
- расчет НВВ на содержание электрических сетей;
- отчисление части прибыли собственнику имущества;
- проведение технологического и ценового аудита инвестиционной программы, программы в сфере электроснабжения и т.д.;
- услуга по корректировке инвестиционных программ;
- услуги по корректировке программ энергосбережения;
- услуги по проектированию технологического присоединения;
- услуги по обоснованию объема услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по восстановлению технических условий.
Расходы на аренду движимого имущества должны учитываться органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, в соответствии с которым, расходы на аренду движимого имущества определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и пунктом 27 Основ ценообразования.
Решением Департамента Владимирской области при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Владимирской области учтено "сглаживание" в размере 142 974,50 тыс. руб., в том числе, по уровням напряжения: ВН 3 893 901,95 тыс. руб., СН-1 - 403 997,20 тыс. руб. (минус), СН-2 - 2437 062,42 тыс. руб. (минус), НН - 909 867,82 тыс. руб. (минус).
Указанные действия Департамента Владимирской области приводят к искусственному перераспределению затрат между уровнями напряжения, что приводит к дискриминации одной группы потребителей и ставит её в неравные условия с потребителями, приобретающими электрическую энергию на других уровнях напряжения.
Департаментом Владимирской области нарушены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, закрепленные в Федеральном законе N 35-ФЗ: обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (статья 6); обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (статья 20).
В соответствии с частью 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ, решение о превышении предельных уровней цен (тарифов), если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов самостоятельно и не требует согласования с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Вместе с тем, с учетом положений части 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ в обосновывающих материалах Департамента Владимирской области и экспертном заключении отсутствует указание на наличие утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы и обоснование превышения цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки приложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Департамента Владимирской области по участию в процессе утверждения инвестиционной программы ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиала "Владимирэнерго" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
ФАС России проанализирована информация, представленная в шаблоне NET.INV по выполнению мероприятий утвержденных инвестиционных программ за 2016-2020 гг., и осуществление корректировки затрат НВВ за первый ДПР и на 2019 год.
ФАС России выявлены мероприятия, фактические затраты по которым значительно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой на 2016-2020 гг. по ПАО "МРСК Центра и Приволжья" - филиала "Владимирэнерго", а также мероприятия, не предусмотренные инвестиционной программой:
"Модернизация и расширение системы телемеханики на ПС 110 кВ Уршель" - планируемые затраты - 2 882,80 тыс. руб., фактические затраты - 3 364,50 тыс. руб.
"Система учета электроэнергии РРЭ (0,4, 0,2 кВ) - включение приборов учета в систему сбора и передачи данных. (Кольчугинские, Ю-Польские, Петушинские, Гусевские, Муромские, Вязниковские, Ковровские, Меленковские, Гороховецкие районные электрические сети) (5827 шт.)" - планируемые затраты - 705,16 тыс. руб., фактические затраты - 10 663,53 тыс. руб.
"Система учета электроэнергии РРЭ (0,4, 0,2 кВ) - установка приборов учета (Кольчугинские, Ю. Польские, Петушинские, Гусевские, Муромские, Вязниковские, Ковровские, Меленковские, Гороховецкие районные электрические сети) (986 шт.)" - планируемые затраты - 2 659,01 тыс. руб., фактические затраты - 14 040,09 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ КТП 219 ф. 119 ПС 110/35/10 кВ Ундол в д. Федоровка с заменой опор (20 шт.) и провода по техсостоянию Собинский район (1 км)" - планируемые затраты - 397,28 тыс. руб., фактические затраты - 1 332,31 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ д. Никифорово Киржачский район (1,654 км)" - планируемые затраты - 0,00 тыс. руб., фактические затраты - 196,50 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ д. Красный Угол Киржачский район (2,744 км)" - планируемые затраты - 185,78 тыс. руб., фактические затраты - 357,32 тыс. руб.
"Выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ВЛ 0,4 кВ д. Фёдоровское Киржачский район (2,328 км)" - планируемые затраты - 154,66 тыс. руб., фактические затраты - 383,04 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ с заменой опор, провода с. Федоровское Ю-Польский район (2,86 км)" - планируемые затраты - 1 371,08 тыс. руб., фактические затраты - 4 092,88 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ п/с Струнино Александровский район (1,09 км)" - планируемые затраты - 84,96 тыс. руб., фактические затраты - 2 311,61 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ с заменой опор, провода от КТП-223 в д. Лунево Суздальского района (2,4 км)" - планируемые затраты - 0,00 тыс. руб., фактические затраты - 146,16 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 10 кВ N 104 ПС 110/35/10 Красный Октябрь с заменой опор (18 шт.) и провода Ковровский р-н (1,3 км)" - планируемые затраты - 907,67 тыс. руб., фактические затраты - 1 551,21 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ-0,4 кВ с. Черкасово Юрьев-Польский р-н (1,58 км)" - планируемые затраты - 0,00 тыс. руб., фактические затраты - 294,11 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ ТП-34 ф. 1004 ПС 35/10 кВ Бакшеево с заменой провода и опор (63 шт.) по техсостоянию д. Исаевка Александровского района (протяженность 1 км)" - планируемые затраты - 1 824,62 тыс. руб., фактические затраты - 3 342,95 тыс. руб.
"Реконструкция ВЛ 0,4 кВ от КТП 207 ф. 1004 ПС 35 кВ Н. Быковка в д. Филяндино с заменой опор и провода по техсостоянию (протяженность 0,378 км)" - планируемые затраты - 0,00 тыс. руб., фактические затраты - 491,05 тыс. руб.
"Техническое перевооружение ВЛ-1008 ПС Болдино с установкой реклоузера Петушинский р-н (1 шт.)" - планируемые затраты - 152,51 тыс. руб., фактические затраты - 1 694,47 тыс. руб.
Департаментом Владимирской области не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемой, в том числе, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Департаментом Владимирской области наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики
В соответствии с письмом Минэнерго России от 25.04.2019 N МЮ-4596/09 Департаментом Владимирской области в нарушение пункта 81 (6) Основ ценообразования, в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "ОРЭС-Владимирская область" на 2019 год Департаментом Владимирской области были включены расходы АО "ОРЭС-Владимирская область" на содержание имущества, приобретенного АО "ОРЕС-Владимирская область" у ПАО "Т плюс" по договору купли-продажи движимого имущества от 07.12.2018, и в соответствии с письмом АО "СО ЕЭС" от 02.04.2019 N Г42-1-5-19-3603. имеющее общие с генерирующим оборудованием Владимирской ТЭЦ-2:
системы релейной защиты и автоматики в части регистрации аварийных событий;
систему сбора и передачи телеметрической информации;
каналы телефонной связи, используемые для осуществления оперативных переговоров.
При установлении цен (тарифов) Департамент Владимирской области для проверки информации, представленной АО "OPEC-Владимирская область", не обращался с соответствующим запросом ни в АО "СО ЕЭС", ни в Ассоциацию "НП Совет рынка" (согласно письму Департамента цен и тарифов Администрации Владимирской области от 07.03.2019 ДЦТ-828-02-07 с таким запросом Департамент обратился в региональное диспетчерское управление Владимирской области после установления соответствующих тарифов и получения обращения Ассоциации "НП Совет рынка" от 06.02.2019 N СР-02/19-442).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить постановление Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.12.2018 N 56/1 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области" с 1 июля 2019 года.
2. Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
3. Об исполнении настоящего приказа Департаменту цен и тарифов администрации Владимирской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Владимирской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Владимирской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Владимирской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2019 г. N 683/19 "Об отмене постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области"
Текст приказа опубликован не был