Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Главного управления "Региональная энергетическая комиссии" Тверской области (далее - Управление Тверской области) от 29.12.2018 N 548-нп "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тверской области на 2019 год" и приказа от 29.12.2018 N 560-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям 2019 год".
Частью 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26,03,2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Федеральным законом N 35-ФЗ, установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Частью 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом ФСТ России от 07.12.2004 N 236-э утвержден Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - Порядок согласования).
Управление Тверской области не обращалось в ФАС России с соответствующим заявлением о согласовании решения в отношении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2019 год, что предусмотрено Порядком согласования.
Приказом Управления Тверской области от 29.12.2018 N 548-нп "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тверской области на 2019 год", на второе полугодие 2019 года установлен одноставочный тариф на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, без учета применения понижающих коэффициентов, согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в размере 4,27 руб./кВтч, что ниже предельного минимального тарифа утвержденного ФАС России приказом от 12.11.2018 N 1544/18 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2019 год" (Зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный N 52939) в размере 4,34 руб./кВтч с 01.07.2019 по 31.12.2019.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток на 2 полугодие периода регулирования рассчитывается исходя из формул 10.1-10.3 и 12.1-12.3. В нарушение формул 12.1-12.3 Тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в дневной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы рассчитывается с применением коэффициента 1,15, в случае если прирост составляет более чем от полутора до четырех индексов потребительских цен. Управлением Тверской области при утверждении тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в части тарифа дифференцированного по двум зонам суток применены иные показатели.
Согласно пункту 6 статьи 23.1. Федерального закона N 35-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в рамках предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются ФАС России дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФАС России, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Управление Тверской области приказом от 29.12.2018 N 560-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям 2019 год" утвердило единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по регулированию тарифов, устанавливаемых с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э), пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год нового долгосрочного периода регулирования (далее - ДПР) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов и при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий. ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования) установлено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Управлением Тверской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), представлены экспертные заключения не соответствующие пункту 23 Правил государственного регулирования по следующим основаниям:
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "МРСК Центра" - филиала "Тверьэнерго" в нарушение пункта 7 Основ ценообразования Управлением Тверской области не отражены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый ДПР и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2019 год, ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения требований законодательства.
Пунктом 29 Основ ценообразования установлены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые, включаются в тарифы. При утверждении НВВ на очередной период регулирования Управлением Тверской области не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования, не указаны документы, на основании которых, определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации).
При установлении тарифов на 2019 год, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов 2017 года, в представленных Управлением Тверской области, посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), экспертных заключениях не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В экспертных заключениях, представленных посредством системы ФГИС ЕИАС ФАС России (шаблон - EE.LOSS.TARIFF.2019(v1.0.2)), не в полном объеме приведен анализ основных технико-экономических показателей территориальных сетевых организаций за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования. При этом, Управлением Тверской области без обоснований при формировании полезного отпуска электрической энергии (мощности) по уровням напряжения допущены значительные отклонения от фактических показателей 2017 года, представленных в адрес ФАС России. Экспертные заключения не содержат документов, обосновывающих такие отклонения. Данный факт, является нарушением пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 20 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривают проекты инвестиционных программ, утверждаемых Минэнерго России, в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению инвестиционных ресурсов, необходимых для реализации инвестиционной программы, в цены (тарифы), регулируемые органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и оценки соответствия проектов инвестиционных программ сетевых организаций целевым значениям показателей надежности и качества услуг, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для целей формирования инвестиционных программ таких сетевых организаций.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность Управления Тверской области по участию в процессе утверждения инвестиционной программы ПАО "МРСК Центра" - филиала "Тверьэнерго" и недопущению формирования экономически необоснованных источников финансирования инвестиционных программ.
ФАС России проанализирована информация, представленная в шаблоне NET.INV по выполнению мероприятий утвержденных инвестиционных программ за 2016-2020 гг., и осуществление корректировки затрат НВВ за первый ДПР и на 2019 год.
ФАС России выявлено более 15 мероприятий, фактические затраты по которым значительно превышают плановые расходы, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой на 2016-2020 гг. по ПАО "МРСК Центра" - филиала "Тверьэнерго", а также мероприятия, не предусмотренные инвестиционной программой.
Управлением Тверской области области не проведен надлежащий анализ и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования по корректировке НВВ на очередной год ДПР, осуществляемой, в том числе, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертном заключении не отражена информация о проводимом Управлением Тверской области наблюдении и анализе за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Отменить приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2018 N 548-нп "О ценах (тарифах) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тверской области на 2019 год" с 1 июля 2019 года.
2. Отменить приказ Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области от 29.12.2018 N 560-нп "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям 2019 год" с 1 июля 2019 года.
3. Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей Тверской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
4. Главному управлению "Региональной энергетической комиссии" Тверской области установить и ввести в действие не позднее 1 июля 2019 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии поставляемой прочим потребителям, населению и приравненным к нему категориям потребителей, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив вышеуказанные нарушения законодательства.
5. Об исполнении настоящего приказа Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Тверской области, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим приказом;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Тверской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим приказом;
- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тверской области, в том числе экспертных заключений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по всем территориальным сетевым организациям.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 мая 2019 г. N 682/19 "Об отмене приказов Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области"
Текст приказа опубликован не был