Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 47-АПА19-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бук А.Б. на решение Оренбургского областного суда от 11 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании отдельного положения Закона Оренбургской области от 13 июля 2007 года N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Бук А.Б. - Бук М.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Будлова И.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 июня 2007 года постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области принят и 13 июля 2007 года первым вице-губернатором - первым заместителем председателя правительства Оренбургской области подписан Закон Оренбургской области N 1347/285-IV-ОЗ "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области", согласно абзацу второму части 1 статьи 7 которого граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны до 1 марта 2005 года в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции.
Бук А.Б. обратилась в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании приведенного законоположения недействующим, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие указанного положения, исключающего признание граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания после 1 марта 2005 года и не подлежат ремонту или реконструкции, пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Оренбургского областного суда от 11 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Бук А.Б. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Законодательным Собранием Оренбургской области, представителем губернатора Оренбургской области и правительства Оренбургской области, прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что Закон Оренбургской области "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" принят в пределах полномочий Законодательного Собрания Оренбургской области с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого законоположения нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 и частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, а Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу.
В отличие от Жилищного кодекса РСФСР Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятым на соответствующий учет, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Жилищный кодекс РСФСР подобного основания для внеочередного предоставления жилых помещений не содержал.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта
Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных Жилищным кодексом Российской Федерации случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (части 1 и 2 статьи 52 данного Кодекса).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев. Так, согласно пункту 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Из приведенных норм следует, что субъекты Российской Федерации наделены полномочиями по определению категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом субъекты Российской Федерации наделены также полномочиями устанавливать основания для признания данных категорий граждан, которым по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях и предусматривать порядок предоставления данных жилых помещений.
Таким образом, для предоставления гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма именно вне очереди гражданам необходимо принадлежать одной из категории граждан, которые должны быть определены законами субъектов Российской Федерации, быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным законами субъектов Российской Федерации, и внеочередной порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма указанным гражданам должен быть предусмотрен законами субъектов Российской Федерации.
Категорией граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в силу федерального закона, а именно на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются малоимущие граждане, признанные таковыми органами местного самоуправления, а также признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из которых является проживание граждан в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. При этом малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда, а не жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, которые предоставляются иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях только по установленным законом субъекта Российской Федерации основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
На основании пунктов 4 и 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Закон Оренбургской области "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области и определяет порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области. Жилищным фондом Оренбургской области являются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Оренбургской области.
В статье 3 данного закона Оренбургской области определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, среди которых - граждане, вставшие на учет после 1 января 2005 года и имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания в соответствии с частью 1 статьи 7 этого же закона Оренбургской области. Для последней категории граждан указанным законом Оренбургской области установлены основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, одним из которых является оспариваемое по настоящему административному делу законоположение, согласно которому граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, при этом такое признание должно состояться до 1 марта 2005 года. Предусматривая порядок предоставления жилого помещения жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, законодатель Оренбургской области в названном выше законе (абзац первый части 2 статьи 7) предусмотрел, что очередность предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны до 1 марта 2005 года в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, определяется комиссией, создаваемой при правительстве Оренбургской области.
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что оспариваемое по настоящему административному делу законоположение, исключающее признание граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания после 1 марта 2005 года и не подлежат ремонту или реконструкции, принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, в том числе пункту 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исключая признание граждан нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области, если они проживают в жилых помещениях, которые независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания после 1 марта 2005 года и не подлежат ремонту или реконструкции, только по этому основанию, законодатель Оренбургской области таким образом самостоятельно установил основания признания граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области. При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что само по себе оспариваемое законоположение прав граждан, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания, на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма, не нарушает, поскольку в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 и абзацами третьим, четвертым части 1 статьи 7 оспариваемого закона Оренбургской области нуждающимися в жилых помещениях жилищного фонда Оренбургской области признаются также граждане, если они проживают в жилых домах жилищного фонда Оренбургской области, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, и если они проживают в жилых домах товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, индивидуальных жилых домах, ставших непригодными для проживания в результате природных катаклизмов (оползни, наводнения и т.д.), ошибок при проектировании зданий, техногенных катастроф, в том числе на коммунальных сетях инженерной инфраструктуры. Таким образом, право указанных граждан на получение жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области по договору социального найма не исключается.
Что касается ссылки административного истца на часть 1 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", то доводы административного истца в этой части являются несостоятельными, поскольку оспариваемое законоположение не исключает и права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Оренбургской области.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения Оренбургского областного суда Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает. Доводы апелляционной жалобы не могут служить поводом для отмены состоявшегося решения суда, поскольку данные доводы повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, основанную на неверном истолковании норм жилищного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бук А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2019 г. N 47-АПА19-1
Текст определения опубликован не был