Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2019 г. N 46-АПА19-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Нефедова О.Н., Борисовой Л.В.
при секретаре Гроховской В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оськина А.И. к Думе городского округа Самара, департаменту градостроительства городского округа Самара и администрации городского округа Самара о признании недействующим в части Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара и администрации городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 27 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Оськин А.И. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, в части отнесения земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, к двум территориальным зонам - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне природных ландшафтов (Р-3), с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что нахождение названного земельного участка одновременно в нескольких территориальных зонах противоречит статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) и ограничивает его право пользоваться и распоряжаться данным объектом недвижимости.
Решением Самарского областного суда от 27 декабря 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах Дума городского округа Самара, администрация городского округа Самара и департамент градостроительства городского округа Самара просят решение суда первой инстанции отменить и в удовлетворении заявленного требования отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом до даты постановки земельного участка на кадастровый учет, следовательно, при установлении территориальных зон не могли быть учтены границы земельного участка.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов, прокуратурой Самарской области и административным истцом представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которые включают карту правового (градостроительного) зонирования, устанавливающую границы территориальных зон в городском округе Самара.
Как установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила застройки и землепользования в городе Самара приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, а также официального опубликования.
Из материалов дела следует, что Оськин А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 503 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для садоводства, расположенный по адресу: ...
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29 апреля 2004 г., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19 августа 2008 г. ..., а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 ноября 2018 г. ...
По сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, земельный участок расположен в двух территориальных зонах: часть земельного участка расположена в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), часть в зоне природных ландшафтов (Р-3).
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (часть 2 статьи 36 ГрК РФ).
Правилами застройки и землепользования в городе Самара определены основные виды деятельности и использования земельных участков в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1): отдельно-стоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью 1-3 этажа, блокированные жилые дома на одну семью 1-3 этажа, выращивание сельскохозяйственных культур - цветов, овощей, фруктов, строения для содержания мелких животных, сады, огороды.
В соответствии с вышеуказанными Правилами зона природных ландшафтов (Р-3) имеет основные разрешенные виды использования земельных участков: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
Рассматривая заявленные требования и признавая их подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции установил, что территориальное зонирование указанного земельного участка, принадлежащего административному истцу, требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, и пришел к обоснованному выводу, что Правила землепользования и застройки города Самара в этой части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.
Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах создает неопределенность его правового режима, в связи с чем нарушены права и законные интересы административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования.
Руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 27 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, администрации городского округа Самара и департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Нефедов О.Н. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 мая 2019 г. N 46-АПА19-5
Текст определения опубликован не был