Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 14-АПА19-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14 ноября 2017 г. N 259 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области" по апелляционной жалобе департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 20 декабря 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения директора общества с ограниченной ответственностью "Энерговид" Бобыкина Л.Д., представителя общества Милютина Е.А., представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области Минаковой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Энерговид" (далее - ООО "Энерговид") обратилось в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 14 ноября 2017 г. N 259 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области".
Решением Воронежского областного суда от 20 декабря 2018 г. заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представители прокуратуры Воронежской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, действующего в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 3.1.1 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 26 ноября 2014 г. N 1056, 14 ноября 2017 г. принят приказ N 259, которым утверждены нормативы расхода тепловой энергии, используемой для подогрева холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области.
В соответствии с пунктами 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к этим правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306). Измерения проводятся при сформированном объеме представительной выборки по каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов (пункты 33 и 36 Правил N 306). Объем выборки рассчитывается по формулам, приведенным в пунктах 1 и 2 приложения N 1 к названным правилам (пункт 34 Правил N 306), представительность выборки определяется количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, расположенных в аналогичных климатических условиях (пункт 33 Правил N 306).
Порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки регулируется пунктами 31-32.2 Правил N 306.
Так, в частности, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей. При этом информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Согласно пункту 9.1 Правил N 306 ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставить по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренных пунктом 38 настоящих Правил, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37 данных Правил, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности.
Пунктом 38 Правил N 306 предусмотрено предоставление информации о показаниях приборов учета по каждому виду коммунального ресурса, учитываемого в составе коммунальной услуги.
Согласно пункту 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных ломах или жилых домах, отвечающих условиям предварительной выборки для проведения необходимых измерений.
При рассмотрении дела судом установлено, что департаментом жилищнокоммунального хозяйства и энергетики Воронежской области не приняты все необходимые меры для формирования необходимого объема выборки многоквартирных домов или жилых домов по указанным выше городским округам, по снятию показании приборов учета и по истребованию необходимых сведений от органов местного самоуправления, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей, иных ресурсосберегающих организаций. Названные нарушения привели к неверному определению административным ответчиком выборки и необоснованному отказу от применения метода аналогов.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Воронежского областного суда от 20 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2019 г. N 14-АПА19-3
Текст определения опубликован не был