Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. N ВКАПИ19-5
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г.
при секретаре Фомине С.А.
с участием представителей административных ответчиков Министерства обороны Российской Федерации - Носенко В.О. и Министерства юстиции Российской Федерации - Каспаровой Н.В., военного прокурора отдела 4 Управления Главной военной прокуратуры Дворцова С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Верещагина Дмитрия Александровича о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г. под регистрационным номером 18841 и опубликован для всеобщего сведения 29 октября 2010 г. в "Российской газете", N 246, действует в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 739.
В пункте 4 Инструкции определено, что в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Верещагин Д.А. через своего представителя Щербакову О.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 Инструкции.
В подтверждение того, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, Верещагин Д.А. указал, что, будучи военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, с 18 апреля 2014 г. он и члены его семьи (супруга и две малолетние дочери) были признаны нуждающимися в служебном жилом помещении по месту службы в г. Северодвинске Архангельской области.
В 2017 году ему было предоставлено жилое помещение в общежитии, от которого он отказался и обратился в суд с требованием о признании незаконными действий начальника отделения федерального государственного казённого учреждения "Северрегионжильё" Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению ему указанного жилого помещения.
Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 11 октября 2017 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северного флотского военного суда от 8 декабря 2017 г., ему было отказано в удовлетворении данных требований.
Как утверждает административный истец, после его отказа от предоставленного жилого помещения в общежитии ему прекращена выплата компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, а по приказу командующего Северным флотом от 28 декабря 2018 г. N 261, в котором содержится ссылка на отказ Верещагина Д.А. от служебного жилого помещения по месту службы, он досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья без обеспечения жильём, с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении, на что он согласия не давал.
Верещагин Д.А. полагает, что решения судов и действия командования основаны на пункте 4 Инструкции, противоречащем абзацу первому пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в котором не предусмотрена возможность предоставления с согласия военнослужащих служебных жилых помещений меньшей площади, чем установлено в статье 15.1 названного закона, жилых помещений маневренного фонда или общежитий.
При отсутствии решения о непригодности для использования по назначению предоставленного Верещагину Д.А. жилого помещения в общежитии его несогласие на получение этого жилья позволяет командованию и жилищным органам, исходя из оспариваемой нормы Инструкции, расценивать позицию административного истца как необоснованный отказ от предоставленного жилого помещения, что влечёт нарушение его прав на получение компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и на сохранение статуса военнослужащего до обеспечения жильём для постоянного проживания.
Административный истец Верещагин Д.А. и его представитель Щербакова О.В., извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных статьёй 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Каспарова Н.В. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что частично оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав возражения представителя Министерства обороны Российской Федерации Носенко В.О., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Каспаровой Н.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
К такому выводу суд приходит, руководствуясь следующими нормами права.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 43, 68 пункта 7, подпунктами 7, 30 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.
Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, предоставления им социальных гарантий и компенсаций, издает приказы.
Во исполнение указанных выше нормативных положений Министерством обороны Российской Федерации была разработана и утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.
Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена полномочным должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликована для всеобщего сведения.
Несоответствия оспариваемого нормативного положения Инструкции правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по делу не установлено.
Правоотношения по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируются соответствующими нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Как установлено в пункте 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ, специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV данного Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В части 1 статьи 92 ЖК РФ определено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям) относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда.
Согласно статьям 93 и 99 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из части 1 статьи 94 ЖК РФ следует, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Согласно статье 95 ЖК РФ, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в случаях прямо указанных в этой статье, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В статьях 104, 105 и 106 ЖК РФ указано, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, а в общежитиях и жилых помещениях маневренного фонда - из расчёта не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 3 Инструкции, изданной в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путём предоставления им служебных жилых помещений, установлено, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.
В пункте 1 статьи 15.1 названного закона указано, что норма предоставления площади жилого помещения в соответствии с настоящим законом в собственность бесплатно или по договору социального найма составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 15 данного закона военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Таким образом, из пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" во взаимосвязи с приведёнными выше положениями ЖК РФ следует, что военнослужащим и членам их семей до предоставления служебных жилых помещений по законодательно установленным нормам могут предоставляться служебные жилые помещения ниже данных норм, пригодные для временного проживания, а также жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В связи с изложенным оспариваемые положения пункта 4 Инструкции, допускающие предоставление военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений ниже норм, указанных в пункте 3 Инструкции, жилых помещений маневренного фонда или общежитий, лишь с их согласия, являются дополнительной гарантией от произвольного предоставления указанных специализированных жилых помещений, вследствие чего не нарушают права административного истца и других военнослужащих ввиду соответствия данной нормы содержанию и смыслу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Верещагина Д.А. не подлежит удовлетворению, поскольку пункт 4 Инструкции не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Федеральному закону "О статусе военнослужащих", не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, указанный нормативный правовой акт издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации и вступления в силу, соблюдены.
Что касается несогласия Верещагина Д.А. с действиями командования, связанными с прекращением выплаты ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и увольнением с военной службы, то в силу статьи 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства не подлежат судебной проверке при рассмотрении данного административного искового заявления, поскольку это не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления Верещагина Дмитрия Александровича о признании недействующим пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. N ВКАПИ19-5
Текст решения опубликован не был