Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, которые согласно пояснительной записке к законопроекту предусматривают оказание помощи семьям, взявшим ипотечный кредит (заем) для приобретения жилья.
В частности, статьей 3 законопроекта предлагается определить единый институт развития в жилищной сфере в качестве агента Правительства Российской Федерации по вопросам реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Однако предлагаемое изменение является избыточным, поскольку данные функции могут быть возложены на указанный институт актом Правительства Российской Федерации (пункт 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статья 2 законопроекта определяет, что дополнительные меры государственной поддержки, направленные на обеспечение возможностей улучшения жилищных условий семей, имеющих детей, должны предусматриваться программами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такой подход сужает возможности Правительства Российской Федерации по оказанию содействия в решении проблем семьи, материнства, отцовства и детства, уже предусмотренные в статье 16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ) обосновывается в пояснительной записке также тем, что такие изменения позволят освободить от налогообложения граждан, которым будут осуществлены соответствующие выплаты, так как в соответствии с пунктом 34 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные налогоплательщиками при реализации дополнительных мер поддержки семей, имеющих детей, в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 256-ФЗ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В связи с этим следует отметить, что указанная цель принятия законопроекта не согласуется с предметом правового регулирования Закона N 256-ФЗ, который устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. При этом регулирование вопросов налогообложения согласно статье 2 Налогового кодекса относится к предмету законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, принятое за основу в пояснительной записке положение о наличии обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с рассматриваемых выплат не является очевидным и из Налогового кодекса прямо не следует. Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, предоставленными на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них.
При этом в пояснительной записке к законопроекту отсутствует какое-либо обоснование недостаточности действующего правового регулирования в сфере налогообложения, предусматривающего освобождение от налогообложения указанных выплат.
Также следует иметь в виду, что абзац пятый подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса, определяющий условие освобождения от налогообложения рассматриваемой материальной выгоды, содержит отсылку к подпункту 3 пункта 1 и пункту 8 статьи 220 Налогового кодекса в части наличия и подтверждения права на получение имущественного налогового вычета. Согласно пункту 11 статьи 220 Налогового кодекса повторное предоставление налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 данной статьи, не допускается. Соответственно, вопрос об освобождении от налогообложения материальной выгоды, полученной налогоплательщиками, реализовавшими право на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса, может быть решен без внесения изменений в федеральные законы путем корректировки ведомственных нормативных правовых актов в части выдачи налогоплательщикам подтверждений права на имущественные налоговые вычеты с отметкой о том, было ли такое право налогоплательщиком реализовано.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 мая 2019 г. N 4459п-П9 "Заключение на проект федерального закона N 703816-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части дополнительных мер государственной поддержки по обеспечению возможности улучшения жилищных условий семей, имеющих детей", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.В. Володиным, В.В. Жириновским, И.И. Мельниковым и членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Е.В. Бушминым, С.Н. Рябухиным, Н.А. Журавлевым"
Текст письма опубликован не был