Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", внесенный Правительством Российской Федерации.
1. Законопроект предусматривает: создание реестра лиц, которые не могут быть усыновителями опекунами (попечителями), и включение данного реестра в банк данных; возложение обязанности на суд по направлению выписки из решения суда о лишении (ограничении) родительских прав, восстановлении в родительских правах (отмене ограничения родительских прав), отмене усыновления не только в орган записи актов гражданского состояния, но также в орган опеки и попечительства; расширение перечня информации, содержащейся в банке данных в анкете ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязательной к сбору и обработке.
Законопроект направлен на расширение целей формирования и ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - банк данных).
2. Статьей 1 законопроекта вносятся изменения в Семейный кодекс Российской Федерации. Основным изменением, предлагаемым в семейное законодательство, является обязательное направление судом в течение трех дней со дня вступления в законную силу судебного решения в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
В связи с предлагаемыми законопроектом изменениями, в банках данных будет собираться и храниться документированная информация как о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, так и о недобросовестных опекунах (попечителях), приемных или патронатных родителях, а также лицах, лишенных родительских прав.
Цели формирования и использования государственного банка данных о детях дополнятся еще одной целью - целью осуществления учета граждан, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах; граждан, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине.
Также вносятся изменения в предоставление сведений для формирования государственного банка данных о детях. Теперь орган опеки и попечительства обязан предоставлять сведения о недобросовестных опекунах (попечителях), приемных или патронатных родителях, а также лицах, лишенных родительских прав в установленный трехдневный срок на бумажном носителе, либо в электронном виде с использованием информационных технологий.
После принятия законопроекта будет существовать три вида анкет, которые будут предоставляться в государственный банк данных: анкета ребенка, анкета гражданина и анкета недобросовестного гражданина.
Предлагается определить основания прекращения учета сведений о недобросовестных гражданах.
3. Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает следующее.
Комитетом были направлены запросы Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации для предоставления мнений на данный законопроект.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в своем отзыве на законопроект от 25.03.2019 г. также поддерживает его концепцию.
11 апреля 2019 года в Комитет также поступило мнение на законопроект от Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, согласно которому в целом концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем, по мнению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка А.Ю. Кузнецовой, необходимо включить в анкету ребенка, оставшегося без попечения родителей, данные о наличии или отсутствии у ребенка имущества и жилой площади.
Острота проблемы обеспечения жилыми помещениями лиц данной категории не снижается в течение ряда лет, отмечает А.Ю. Кузнецова, в связи с чем требует отдельного выделения в числе общей информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Внесенные 21.12.2018 года изменения в п. 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, устанавливающие, что порядок формирования списка, формы заявления о включении в список, примерный перечень документов данной категории детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями устанавливаются Правительством Российской Федерации, который, как отмечает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, еще не принят, не могут служить основанием для исключения таких данных в документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Верховный Суд Российской Федерации, в пределах своей компетенции, 28.03.2019 г. (N 4-ВС-2093/19) рассмотрел данный законопроект и сообщил об отсутствии замечаний по нему.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении от 10.04.2019 г. замечаний концептуального характера не имеет. Вместе с тем обращает внимание, что в пункте 3 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" предусматривается срок, в течение которого региональный оператор размещает в банке данных документированную информацию о лицах, включаемых в создаваемый реестр.
В связи с этим во избежание проблем в правоприменительной практике Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает целесообразным рассмотреть вопрос об установлении в законопроекте срока, в течение которого региональный оператор обязан удалить из банка данных указанную информацию при возникновении установленных законом оснований для прекращения учета названных лиц.
Также Правовое управление Аппарата Государственной Думы считает необходимым исключить статью 3 законопроекта, а наименование законопроекта изложить в следующей редакции: "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Комитет считает, что выше обозначенные замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы возможно устранить при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта.
На законопроект поступили 38 отзывов от законодательных (представительных) и 53 от высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Все поступившие отзывы положительные.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 657588-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и признании утратившим силу подпункта "б" пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.