Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 февраля 2019 г. N 03-05-03-04/12907
Департамент налоговой и таможенной политики в связи с письмом рассмотрел повторное обращение по вопросу продления налоговой льготы по транспортному налогу, установленной статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и сообщает, что позиция Минфина России по данному вопросу изложена в письме от 07.02.2019 N 03-05-06-04/7169.
Дополнительно сообщается, что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации региональные и местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах (нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах), зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты) и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части региональных и местных бюджетов должно быть сведено к минимуму.
Предоставление налоговых льгот на федеральном уровне должно основываться на результатах всестороннего анализа возможных социально-экономических последствий, поскольку это приведет к выпадающим доходам региональных (местных) бюджетов и, как следствие, к необходимости их компенсации из федерального бюджета.
Между тем законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации при установлении транспортного налога вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки, предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
С введением Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, финансовая нагрузка на владельцев указанных транспортных средств существенно возросла, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет Российской Федерации два обязательных платежа - указанную плату, а также транспортный налог.
В целях снижения финансовой нагрузки на владельцев таких транспортных средств был принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий в том числе освобождение от уплаты транспортного налога организаций и физических лиц в отношении принадлежащих им транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
При этом учитывая, что транспортный налог является региональным налогом, указанная налоговая льгота по транспортному налогу носила временный характер и, соответственно, была отменена.
Данный подход соответствует Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 N 13, согласно которым сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации должна обеспечиваться, в первую очередь, за счет поэтапного упразднения установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, а также федеральным налогам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, а также Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Одновременно сообщается, что Минфином России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", который содержит общие требования к порядку и критериям оценки эффективности налоговых льгот субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 февраля 2019 г. N 03-05-03-04/12907
Текст письма опубликован не был