Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 680786-7 "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части наделения государственных органов социальной защиты населения обязанностями по уплате алиментов), внесенный депутатами Государственной Думы И.К. Сухаревым, М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, С.Г. Каргиновым, К.И. Черкасовым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 апреля 2019 года (протокол N 188, пункт 82) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 680786-7 "О внесении изменений в статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации" (в части наделения государственных органов социальной защиты населения обязанностями по уплате алиментов), внесенный депутатами Государственной Думы И.К. Сухаревым, М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, С.Г. Каргиновым, К.И. Черкасовым.
Законопроектом предлагается дополнить статью 112 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) нормой, согласно которой в случае невозможности взыскания задолженности по алиментам на протяжении шести и более месяцев из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, при недостаточности заработка и (или) иного дохода, при отсутствии у лица, обязанного уплачивать алименты, денежных средств на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях, а также денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности, обязанность по уплате алиментов берут на себя государственные органы социальной защиты населения.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей считает необходимым отметить следующее.
1. Как показывает судебная практика, чаще всего неплательщиками алиментов являются родители несовершеннолетних детей.
Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание является не только правом, но и обязанностью родителей. В соответствии со статьей 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Поскольку обязанность является совместной, в том числе и после расторжении брака, родитель, проживающий отдельно от ребенка, должен выплачивать алименты и продолжать принимать участие в жизни своего ребенка.
Отмечаем, что даже при отсутствии доходов, лицо, обязанное уплачивать алименты, не освобождается от их уплаты. Родители должны (обязаны) содержать своих детей, даже если нет необходимых средств. Тяжелое материальное положение может быть основанием для снижения размера алиментов или для освобождения от их уплаты, в частности, если оно обусловлено нетрудоспособностью родителя.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 112 СК РФ взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты; при недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.
Однако законопроектом не учитывается наличие у алиментоплательщика имущества, на которое возможно обратить взыскание.
3. В пояснительной записке разработчики законопроекта отмечают, что расходы, которые потребуются для реализации данного законопроекта, будут возмещены в рамках системы исполнительного производства, регулируемой действующим законодательством. Однако в тексте законопроекта не содержится данное предложение, не установлено право предъявления органами социальной защиты регрессного требования к должнику.
4. Законопроектом не предусмотрен механизм реализации органами социальной защиты обязанности по уплате алиментов.
5. Кроме того, согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте должны быть определены источники и порядок финансирования новых обязательств, поскольку реализация законопроекта повлечет за собой дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Проект таких положений не содержит.
6. Комитет считает, что принятие законопроекта может привести к усилению мотивации должников к уклонению от уплаты алиментов и намеренному сокрытию плательщиком алиментов своего заработка и доходов.
7. По законопроекту поступило:
16 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 5 положительных;
34 отзыва исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них 4 положительных.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет ряд концептуальных замечаний.
По законопроекту имеется отзыв Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, согласно которому Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Необходимо отметить, что к проекту высказаны существенные замечания Верховным Судом Российской Федерации.
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживают.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.