Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 680571-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе) внесен членами Совета Федерации А.А. Турчаком, О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, депутатами Государственной Думы Р.В. Кармазиной, В.Б. Кидяевым, О.Ю. Баталиной
(утв. решением Комитета от 14 мая 2019 г. N 98/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 13 мая 2019 года (протокол N 190, пункт 50) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 680571-7 "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), предусматривающее особый порядок подачи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов сельских поселений, исполняющих полномочия на непостоянной основе.
Стоит отметить, что в соответствии с часть 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" такие лица подают сведения о расходах, если общая сумма сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Таким образом, депутаты представительных органов сельских поселений, исполняющие полномочия на непостоянной основе, в соответствии с новой нормой будут подавать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лишь в том случае, если ими была совершена сделка, превышающая общий доход за последние три года. Порядок информирования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об отсутствии подобных сделок в отчетный период будет установлен законом субъекта Российской Федерации.
По данному законопроекту в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
В Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поступает большое количество обращений от депутатов Государственной Думы, взаимодействующих с местными депутатами в своих регионах, от самих муниципальных депутатов поселений, с просьбой об изменении федерального законодательства в части декларирования доходов для данной категории лиц, замещающих муниципальные должности.
На рассмотрение Государственной Думы неоднократно вносились проекты федеральных законов, предлагающие отменить обязанность муниципальных депутатов поселений (всех или только сельских поселений) подавать сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (проекты федеральных законов N 1118708-6, N 347708-7, N 372719-7, N 365722-7).
Комитет в своих заключениях на вышеуказанные законопроекты отмечал, что полагает возможным отменить обязанность представления установленных антикоррупционным законодательством сведений только для депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.
Учитывая, что деятельность депутатов различного уровня носит публичный характер и связана с представительством интересов граждан, соответствие антикоррупционным требованиям реализации полномочий является неотъемлемым условием их особого статуса. Политико-правовой статус депутата предполагает установление определенных обязанностей и ответственности за их неисполнение для депутатов представительных органов муниципальных образований, особенно исполняющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе, что в полной мере соответствует принципам государственной политики в сфере противодействия коррупции и особому статусу депутата.
Сельские поселения являются самым распространенным видом муниципальных образований в Российской Федерации (17 735 из 21 889 по состоянию на 1 мая 2018 года), в котором исполняет полномочия большая часть муниципальных депутатов страны.
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - только 1 депутат.
Таким образом, как правило, в сельских поселениях подавляющее большинство муниципальных депутатов исполняет полномочия на непостоянной основе и не получает денежное вознаграждение за счет средств соответствующего бюджета.
В сельской местности, особенно на малонаселенных и труднодоступных территориях, зачастую возникают затруднения, в том числе выражающиеся в значительных материальных затратах, которые связаны с получением необходимой информации в различных организациях для заполнения справки о доходах и расходах.
На практике порой муниципальных депутатов, особенно поселенческого уровня, лишают полномочий за некорректно заполненные сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, наличие ошибок и описок в декларациях. При этом, депутат, как избранник народа, представляет его интересы посредством реализации своей программы, за которую, по сути, голосовало население.
По общему принципу коррупционные правонарушения (дисциплинарные коррупционные проступки) являются по своему составу формальными, ответственность депутатов за них наступает независимо от того, чем руководствовался при их совершении гражданин, и наступивших последствий.
При этом сейчас представительный орган муниципального образования или суд лишен права дифференцированной оценки подобных действий: за выявлением оснований в установленный срок должно последовать прекращение полномочий депутата. Наличие объективного юридического факта, по сути, связывает представительный орган в решениях, исключая какую-либо дискрецию.
Полагаем, введение предлагаемого упрощенного порядка подачи сведений для депутатов сельских поселений, исполняющих полномочия на непостоянной основе, сохранит прозрачность совершения ими крупных сделок, не приведет к нарушению принципа единой государственной политики в области противодействия коррупции, при этом позволит значительно снизить нагрузку на контрольные органы, что в свою очередь означает усиление контроля там, где это более эффективно и необходимо, утверждая таким образом риск-ориентированный подход.
В то же время, полагаем целесообразным также установить полномочие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в части проверки достоверности уведомления о не совершении сделок в случае поступления достаточной информации о том, что конкретный депутат скрыл факт совершения указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" сделок в отчетный период (по установленным частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона основаниям для принятия решения об осуществлении контроля за расходам).
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.