Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам) внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, С.А. Пахомовым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 662059-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Н.В. Панковым, С.А. Пахомовым и другими, и отмечает следующее.
Как указано в пояснительной записке, законопроект направлен на устранение коллизии норм и усиление гарантий защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам.
Отмечаем, что положениями части 4 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) допускается передача коллекторским агентствам права взимания задолженности граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. Ссылаясь на правоприменительную практику, авторы законопроекта указывают, что это нарушает общие подходы по истребованию задолженности во внесудебном и судебном порядках, установленных жилищным законодательством, и создает условия для нарушения прав граждан.
В частности, в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что ограничивает законные права и интересы граждан.
Законопроект содержит следующие новеллы:
1. Для управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а также ресурсоснабжающий организации устанавливается прямой запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам. Исключение составляет случаи уступки права (требования) профессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, а именно управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо ресурсоснабжающей организации.
2. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель наделяются правом взыскивать просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Комитет считает, что при дальнейшей работе над законопроектом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. В связи с тем, что законопроектом исключается применение норм Федерального закона N 230-ФЗ к правоотношениям, возникающим при взыскании просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в дополнительной проработке, по нашему мнению, нуждается вопрос, какими именно правовыми нормами будут осуществляться гарантии прав и законных интересов должников при взыскании профессиональными участникам рынка жилищно-коммунальных услуг просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обращаем внимание, что согласно статье 388 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону. В связи с этим, предлагаемый законопроектом запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг означает, что такие сделки будут считаться недействительными (статья 168 ГК РФ).
С целью усиления правовых гарантий граждан и устранения возможной правовой неопределенности по вопросу является ли такая сделка оспоримой или ничтожной, Комитет предлагает установить в законе конкретную форму недействительности такой сделки. Предлагаемый подход уже имеет место в действующем законодательстве (например, Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
3. Также отмечаем, что из части 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта, остается не ясным, каков именно характер участия платежных агентов и банковских платежных агентов в процессе взыскания просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
По мнению Комитета, реализация положений законопроекта будет способствовать совершенствованию гарантий прав и законных интересов граждан в процессе взыскания просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе поддержать законопроект в первом чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.