Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей
на проект федерального закона N 650809-7 "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" (в части урегулирования правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации),
внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, Л.И. Калашниковым, И.И. Гильмутдиновым и другими
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам национальностей в соответствии с пунктом 28 протокола заседания Совета Государственной Думы от 20 марта 2019 года N 182, рассмотрел проект федерального закона N 650809-7 "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, Л.И. Калашниковым, И.И. Гильмутдиновым и другими, и сообщает следующее.
Проектом федерального закона предлагается предоставлять право получать в упрощенном порядке гражданство Российской Федерации лицам, имевшим гражданство бывшего СССР, получившим паспорт гражданина Российской Федерации до 1 января 2010 года.
Кроме того, законопроектом предлагается унифицировать порядок отмены решений о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотрев единые основания отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, изложенные в статье 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ для отмены решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, предусмотренной частью 1 статьи 41.8 Федерального закона N 62-ФЗ.
В 2012 году в целях предотвращения "фактического лишения" гражданства Российской Федерации Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ), был дополнен новой главой VIII.1 направленной на урегулирование правового статуса, в том числе на определение условий и порядка приема в гражданство Российской Федерации, отдельной категории лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
К указанной категории, в частности, относятся лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, а также их несовершеннолетние дети.
Согласно положениям статьи 41.2 Федерального закона N 62-ФЗ данная категория лиц принимается в гражданство Российской Федерации без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство и без учета требований: о проживании на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно; о наличии законного источника средств к существованию; о владении русским языком.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона N 62-ФЗ решение о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации отменяется, если будет установлено, что решение о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации принято на основании подложных документов либо заведомо ложных или недостоверных сведений.
Согласно информации МВД России в период после 1 июля 2002 года в отношении нескольких тысяч человек в установленном законодательством Российской Федерации порядке были приняты решения об отмене ранее предоставленного им гражданства Российской Федерации и о признании недействительными, либо изъятии у них паспорта гражданина Российской Федерации в связи с тем, что эти лица предоставили подложные документы либо заведомо ложные или недействительные сведения.
Необходимо отметить, что подобные ситуации возникают несмотря на то, что указанные лица, (у которых изымались паспорта гражданина Российской Федерации), являются не только нашими соотечественниками, но и фактически "укорененными" согражданами, поскольку они близко связаны с Российской Федерацией этнически, духовно и социально - имеют здесь родственников по прямой восходящей или нисходящей линии, проживают в Российской Федерации уже в течение сравнительно продолжительного периода (как правило, не менее 10 - 15 лет), окончили в России средние и высшие учебные заведения, прошли военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, создали семьи и иным образом тесно интегрированы в российское гражданское общество.
Анализ приведенных случаев показывает, что у людей, у которых возникают указанные проблемы, как уже отмечено выше, в прошлом являлись гражданами СССР, ранее проживали в союзных республиках и переехали на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, а необходимые действия для приобретения гражданства Российской Федерации предпринимали, в основном, до вступления в силу ныне действующего Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по делам национальностей поддерживает проект федерального закона N 650809-7 "О внесении изменений в статьи 41.1 и 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.