Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII
Основные обязанности должностных лиц линейных органов военных сообщений и должностных лиц на транспорте
1. Должностные лица линейных органов военных сообщений
247. К должностным лицам линейных органов военных сообщений относятся:
- на железнодорожном транспорте: начальники военных сообщений на железных дорогах (условное телеграфное наименование 3), военные коменданты железнодорожных участков и станций (условное телеграфное наименование ЗКУ), военные коменданты станций (условное телеграфное наименование ЗК);
- на морском транспорте: начальники военных сообщений на морских бассейнах (условное телеграфное наименование Змор), военные коменданты водных участков и портов (условное телеграфное наименование ЗКУмор);
- на речном транспорте: начальники военных сообщений на речных бассейнах (условное телеграфное наименование Звод), военные коменданты водных участков и портов (условное телеграфное наименование ЗКУвод);
- на воздушном транспорте: начальники военных сообщений на воздушных трассах управления гражданской авиации (условное телеграфное наименование Звозд), военные коменданты аэропортов (условное телеграфное наименование ЗКа).
Указанные должностные лица и другие офицеры линейных органов военных сообщений являются представителями. Министерства обороны, которые вправе решать с представителями перевозимых войск (командирами воинских частей, подразделений, начальниками эшелонов) и органов транспорта в пределах своих полномочий все вопросы, касающиеся воинских перевозок.
Должностными лицами линейных органов военных сообщений, непосредственно организующими и контролирующими воинские перевозки, а также осуществляющими взаимодействие с представителями перевозимых войск (командирами воинских частей, подразделений) и органами транспорта, являются военные коменданты железнодорожных (водных) участков и станций (портов, аэропортов)*(19) и их помощники.
248. Военный комендант подчиняется начальнику военных сообщений на соответствующем виде транспорта.
Военный комендант обязан постоянно следить за соблюдением воинской дисциплины и правил ношения установленной формы одежды военнослужащими, находящимися на территории железнодорожного (водного) участка (аэропорта).
В необходимых случаях для поддержания воинской дисциплины среди военнослужащих и обеспечения порядка на станциях (в портах, аэропортах) по заявкам военных комендантов начальники гарнизонов выделяют наряд патрулей.
Права и обязанности военного коменданта по поддержанию высокой воинской дисциплины среди военнослужащих в пределах территории своего участка и станции (порта, аэропорта), а также в отношении караулов, сопровождающих транспорты с воинскими грузами, установлены общевоинскими уставами Вооруженных Сил СССР.
249. Для обеспечения своевременной погрузки эшелонов (команд) военный комендант обязан:
- уточнять совместно с командирами воинских частей (подразделений) и начальниками эшелонов (команд) расчеты на перевозку по каждому эшелону (команде) и проверять готовность эшелонов (команд) к погрузке;
- инструктировать начальников эшелонов (команд) о порядке и правилах перевозки, обращая особое внимание на своевременную и правильную погрузку и крепление вооружения и военной техники, рациональное использование транспортных средств, на порядок пересечения подразделениями эшелонов (команд) железнодорожных переездов и движения по территории станции (порта, аэропорта, аэродрома), соблюдение дисциплины и мер безопасности;
- разрабатывать совместно с начальниками эшелонов планы погрузки эшелонов (грузовые планы размещения воинских эшелонов) с учетом рационального использования транспортных средств;
- указывать начальникам эшелонов (команд) возможные районы ожидания, пути подхода к погрузочно-выгрузочным местам, расположение погрузочно-выгрузочных мест и пути подхода к ним, а также имеющиеся вблизи укрытия;
- следить за состоянием воинских погрузочно-выгрузочных мест;
- контролировать подготовку транспортных средств и своевременность подачи их под погрузку;
- предъявлять органам транспорта заявки на выделение необходимых материалов для крепления вооружения и военной техники, а также погрузочно-выгрузочных приспособлений;
- следить за соблюдением перевозимыми войсками установленных сроков погрузки, правильным размещением, креплением и маскировкой вооружения и военной техники на транспортных средствах, выполнением мероприятий по противовоздушной обороне, защите войск от оружия массового поражения, охране и своевременным оформлением начальниками эшелонов (команд) транспортных документов;
- осуществлять контроль за выполнением требований скрытности погрузки и маскировки в эшелоне;
- проверять по окончании погрузки готовность эшелонов (команд) к отправлению:
- следить за приведением в порядок погрузочно-выгрузочных мест по окончании погрузки.
250. Для обеспечения своевременного продвижения эшелонов (команд) военный комендант обязан:
- организовать взаимодействие с ближайшими военными комендантами по маршруту следования эшелона (команды), а в необходимых случаях сообщать им и о состоянии воинской дисциплины в эшелонах (командах);
- контролировать продвижение эшелонов (команд) по железнодорожному (водному) участку, воздушным трассам, согласовывая с органами транспорта порядок пропуска и время нахождения эшелонов (команд) на станциях (в портах, на пристанях, в аэропортах);
- проверять готовность пунктов материального и медицинского обеспечения к обслуживанию эшелонов (команд);
- встречать поезда (суда, воздушные суда) с эшелонами (командами) в пункте дислокации комендатуры военных сообщений и проверять состояние дисциплины, обеспеченность продуктами питания, водой, топливом и свечами, надежность крепления и маскировку техники, санитарно-эпидемическое состояние эшелонов (команд); о результатах проверок делать запись в маршрутных листах эшелонов;
- проверять обоснованность заявок, получаемых от начальников эшелонов (команд), на материальное и медицинское обеспечение и своевременно передавать их соответствующим военным комендантам и начальникам военно-продовольственных пунктов (продовольственных складов, изоляционно-пропускных пунктов и т.д.), которые будут обеспечивать эшелон (команду);
- организовать материальное и медицинское обеспечение эшелонов (команд) в соответствии с полученными заявками;
- информировать начальников эшелонов (команд) о воздушной, радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке на маршруте следования, порядке материального и медицинского обеспечения и сообщать им расписание движения по железнодорожному (водному) участку.
О возникших нарушениях в движении поездов (морских, речных и воздушных судов) с эшелонами (командами) военный комендант обязан доложить по команде и принять необходимые меры по своевременному прибытию эшелонов (команд), в пункты назначения.
При длительном перерыве движения поездов (морских, речных и воздушных судов) на маршруте военный комендант информирует начальников эшелонов (команд) об обстановке и принятом решении старших начальников, направляет эшелоны (команды) в обход разрушенных участков или организует выгрузку эшелонов (команд) и указывает им маршрут следования на повторную погрузку в назначенный район.
251. Для организации выгрузки эшелонов (команд) военный комендант обязан:
- встречать эшелоны (команды), указывать им погрузочно-выгрузочные места, условия и порядок выгрузки, следить за ходом выгрузки и окончанием ее в срок;
- контролировать сдачу начальниками эшелонов съемного воинского оборудования и своевременное раскредитование транспортных документов;
- указывать начальникам эшелонов (команд) порядок следования через железнодорожные переезды и движения по территории станции (порта, аэропорта, аэродрома) при выходе в район сбора;
- следить за приведением в порядок погрузочно-выгрузочных мест по окончании выгрузки.
252. В случае перегрузки эшелонов (команд) на другие виды транспорта военный комендант обязан своевременно информировать органы военных сообщений на этих видах транспорта о подходе эшелонов (команд) к пунктам перегрузки.
253. Отставшего от эшелона (команды) военнослужащего военный комендант отправляет попутным железнодорожным или водным транспортом. Для проезда отставшему вручается акт (приложение 31), который подписывается военным комендантом, заверяется гербовой печатью и компостируется в билетной кассе.
Акт оформляется на проезд до пункта, где имеется возможность догнать эшелон (команду), и является документом для бесплатного проезда железнодорожным (водным) транспортом без предоставления отдельного места в вагоне (каюте). Если военному коменданту не известен точный маршрут следования эшелона (команды), акт выдается до местонахождения ближайшего военного коменданта, где оформляется новый акт.
2. Должностные лица на транспорте
254. К должностным лицам на транспорте, отвечающим за обеспечение выполнения перевозок войск в установленные сроки, относятся:
- на железнодорожном транспорте: начальники железных дорог (условное телеграфное наименование Н), начальники отделений железных дорог (условное телеграфное наименование НОД), начальники станций (условное телеграфное наименование ДС);
- на морском и речном транспорте: начальники пароходств (условное телеграфное наименование ЧМ, ЧР), начальники служб перевозок и движения флота пароходства (условное телеграфное наименование ЧЭМ, ЧДР), начальники портов, пристаней (условное телеграфное наименование ПМ, ЛР), капитаны судов (условное телеграфное наименование КМ, КС);
- на воздушном транспорте: старшие авиационные начальники аэродромов, начальники управления гражданской авиации (условное телеграфное наименование ДД), командиры объединенных авиаотрядов и подразделений (условное телеграфное наименование КО), командиры экипажей воздушных судов.
255. Начальник отделения железной дороги (НОД) обязан:
- обеспечивать воинские эшелоны годным для перевозки и оборудованным железнодорожным подвижным составом;
- своевременно подавать на станции погрузки воинских эшелонов сформированные по заданным схемам железнодорожные порожние составы, а также предоставляемые железной дорогой материалы для крепления вооружения и военной техники;
- содержать в исправном техническом состоянии и постоянной готовности для погрузки (выгрузки) войск воинские погрузочно-выгрузочные места и подъезды к ним в полосе отвода;
- обеспечить погрузочно-выгрузочные места необходимым количеством погрузочно-выгрузочных приспособлений, материалов и инструментов для устройства сборно-разборных платформ (аппарелей);
- содержать в технически исправном состоянии и готовности к открытию в установленные сроки железнодорожные сооружения и устройства, предназначенные для материального и медицинского обеспечения воинских эшелонов;
- принимать меры к сохранению в тайне, сведений, касающихся воинских перевозок;
- организовать обеспечение воинских эшелонов топливом, водой и свечами;
- выделять маневровые средства для перестановки железнодорожного подвижного состава в ходе погрузки (выгрузки, перегрузки) эшелонов;
- планировать совместно с военным комендантом время стоянок поездов на станциях, где будет производиться материальное и медицинское обеспечение эшелонов;
- обеспечивать проследование поездов с эшелонами согласно графикам движения;
- организовывать специальную подготовку работников отделения (станций), связанных с обеспечением воинских перевозок;
- обеспечивать в соответствии со ст. 13 учебные и опытные погрузки вооружения и военной техники, привлекая для этих целей работников отделения (станций), непосредственно связанных с перевозками войск;
- сообщать военному коменданту о происшествиях с поездами, в которых следуют эшелоны, и о перерывах в движении поездов;
- при обнаружении в поезде с эшелоном неисправных вагонов руководствоваться требованиями ст. 67.
256. Начальник станции (ДС) обязан:
- содержать в постоянной готовности воинские погрузочно-выгрузочные места и подъезды к ним в пределах полосы отвода;
- организовывать работу комиссий по приемке подготовленных железнодорожных составов;
- обеспечивать своевременную подготовку железнодорожного подвижного состава, формирование его по заданным схемам и подачу к местам погрузки воинских эшелонов;
- после снятия напряжения с контактного провода над погрузочно-выгрузочным путем и заземления провода дать письменное разрешение начальнику воинского эшелона на погрузку (выгрузку)*(20);
- сосредоточивать по заявкам военного коменданта на погрузочно-выгрузочных местах необходимое количество погрузочно-выгрузочных приспособлений и материалов для погрузки, крепления вооружения и военной техники эшелонов на железнодорожном подвижном составе;
- контролировать лично или через своего представителя правильность погрузки, размещения и крепления вооружения и военной техники эшелонов на железнодорожном подвижном составе и обеспечивать своевременное их отправление;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок;
- своевременно сообщать военному коменданту необходимые сведения о погрузке (выгрузке, движении) поездов с эшелонами;
- своевременно предоставлять маневровые средства для работы во время погрузки (выгрузки) эшелонов;
- сдавать начальникам эшелонов при погрузке (принимать от них при выгрузке) по описи съемное воинское оборудование;
- следить за приведением в порядок погрузочно-выгрузочных мест после погрузки (выгрузки) эшелона;
- обеспечивать воинские эшелоны водой, топливом и свечами по нормам, установленным приложением 29;
- обеспечивать железнодорожным подвижным составом, погрузочно-выгрузочными приспособлениями и устройствами учебные и опытные погрузки вооружения и военной техники;
- направлять к ближайшему военному коменданту военнослужащих, отставших от эшелонов (команд), оформляя при необходимости акт на их проезд.
257. Начальник службы перевозок и движения флота обязан:
- составлять совместно с начальником военных сообщений на морском бассейне график перевозки и план ее материально-технического обеспечения;
- обеспечивать своевременную подготовку и подачу судов под погрузку, продвижение судов с воинскими эшелонами по графику и выгрузку их в сроки, предусмотренные планом перевозок;
- сообщать начальнику военных сообщений на морском бассейне сведения о ходе выполнения воинских перевозок, о дислокации подведомственного пароходству флота, об авариях и случаях гибели судов;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок;
- обеспечивать учебные и опытные погрузки вооружения и военной техники, привлекая для этих целей работников, непосредственно связанных с обеспечением перевозок войск.
258. Начальник порта обязан:
- содержать в постоянной готовности погрузочно-выгрузочные места и подъезды к ним, находящиеся в границах порта, перегрузочное и съемное воинское оборудование, а также материалы для крепления и сепарации, как для обеспечения воинских перевозок, так и для работы переправ;
- своевременно сосредоточивать на погрузочно-выгрузочных местах необходимое по плану обеспечения погрузки эшелона количество грузозахватных устройств, перегрузочных приспособлений, материалов для крепления и сепарации вооружения и военной техники на судах;
- предусматривать выполнение санитарных, противопожарных мероприятий в местах погрузки (выгрузки) воинских эшелонов;
- составлять совместно с военным комендантом планы обеспечения погрузки (выгрузки) воинских эшелонов на суда и грузовые планы их размещения;
- для погрузки (выгрузки) вооружения и военной техники эшелона выделять по согласованию с военным комендантом необходимое количество портовых специалистов;
- обеспечивать своевременную погрузку и отправление судов с эшелонами; не допускать простоев транзитных судов с эшелонами в порту сверх времени, установленного графиком их движения;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок;
- обеспечивать эшелоны пресной водой и топливом для кухонь полевых;
- информировать военного коменданта о ходе выполнения воинских перевозок, дислокации флота в пределах порта и о техническом состоянии портовых средств;
- направлять к ближайшему военному коменданту военнослужащих, отставших от эшелонов (команд), оформляя при необходимости акт на их проезд.
259. Капитан судна обязан:
- подготовить судно к перевозке эшелонов;
- принять участие в работе комиссии по проверке готовности судна к перевозке;
- согласовать с военным комендантом план обеспечения погрузки (выгрузки) и грузовой план размещения эшелона на судне (см. приложение 20);
- сдавать начальникам эшелонов при погрузке (принимать от них при выгрузке) по описи съемное воинское оборудование и инвентарь судна (см. приложение 21);
- выделять из состава экипажа сигнальщиков, лебедчиков и других специалистов для обеспечения непрерывной погрузки (выгрузки) эшелона;
- контролировать погрузку (выгрузку), размещение и крепление вооружения и военной техники на судне в соответствии с грузовым планом;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок;
- инструктировать начальника эшелона о порядке действий личного состава при объявлении общесудовых тревог;
- знакомить начальника эшелона с Правилами поведения и мерами безопасности личного состава воинского эшелона (команды) (см. приложение 1), а также с судовыми спасательными средствами и правилами пользования ими (приложение 32);
- выполнять обязанности, возложенные на начальника порта, во время погрузки (выгрузки) воинского эшелона на рейде и в необорудованных пунктах при отсутствии портовой администрации.
260. Старший авиационный начальник аэродрома обязан:
- обеспечивать своевременный прием и выпуск воздушных судов (независимо от принадлежности), выполняющих воинские перевозки, их аэродромно-техническое обслуживание, а также питание и размещение экипажей на отдых;
- проводить инструктаж о правилах движения по территории аэродрома личного состава, автотранспорта в военной техники при их погрузке (выгрузке);
- предоставлять имеющиеся средства связи командирам (старшим) авиационных групп (подразделений), выполняющих воинские перевозки, а также командирам перевозимых войск для доклада командованию о ходе выполнения задания;
- осуществлять контроль за подготовкой экипажей к полету;
- организовывать по указанию вышестоящего командования пункты приема и отправки личного состава при систематическом выполнении воинских воздушных перевозок.
261. Командир военно-транспортной (транспортной) авиационной части (подразделения), объединенного авиаотряда (подразделения) гражданской авиации обязан:
- организовывать подготовку экипажей и материальной части воздушных судов к выполнению перевозок воинских команд;
- разрабатывать и осуществлять совместно с военным комендантом аэропорта (старшим авиационным начальником) мероприятия по обеспечению перевозок воинских команд;
- взаимодействовать с органами военных сообщений и штабами перевозимых войск по вопросам организации перевозки воинских команд;
- организовывать выполнение полетного задания в соответствии с планом перевозки,
- сообщать военному коменданту о месте нахождения воздушных судов с воинскими командами на борту;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок;
- совместно с органами военных сообщений принимать меры к размещению личного состава воинских команд при вынужденных посадках воздушных судов или задержках их с вылетом;
- сообщать военному коменданту о стихийных бедствиях, а также о других происшествиях в аэропорту, на аэродроме, влияющих на ход выполнения воинских перевозок;
- принимать меры к отправке отставших от воинских команд военнослужащих, оформляя при необходимости соответствующие документы.
262. Командир воздушного судна обязан:
- проверить готовность воздушного судна к перевозке и определить порядок размещения личного состава, вооружения и военной техники в нем;
- знать особенности и правила безопасности при обращении с вооружением и военной техникой при погрузке, в полете и при выгрузке;
- инструктировать личный состав воинской команды о правилах перевозки, а экипажи (водителей, расчеты) и погрузчно-выгрузочную команду о порядке и последовательности погрузки и швартовки вооружения и военной техники;
- лично или через членов экипажа руководить посадкой (высадкой) личного состава, погрузкой (выгрузкой) вооружения и военной техники и следить за соблюдением Правил поведения и мер безопасности личного состава воинского эшелона (команды) (см. приложение 1);
- проверять правильность размещения личного состава и швартовку вооружения и военной техники согласно схемам загрузки;
- предотвращать в полете возникновение опасных ситуаций, связанных с особенностями перевозимых вооружения и военной техники;
- сообщать начальнику воинской команды о вынужденном изменении маршрута перевозки, аэродрома посадки или других условий полета;
- принимать меры к сохранению в тайне сведений, касающихся воинских перевозок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.