Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2019 г. N 03-05-06-03/18351
В связи с обращением Департамент налоговой и таможенной политики сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
1. Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2017 года, уплата сбора, в частности, государственной пошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора.
При уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий представителем или иным лицом за плательщика государственной пошлины в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет должно быть указано, что представитель или иное лицо действует от имени ее плательщика.
Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, которые изложены в приложениях 1-5.
Таким образом, иное юридическое или физическое лицо вправе уплатить государственную пошлину за плательщика, в отношении которого должно совершаться юридически значимое действие, предусмотренное главой 25.3 Кодекса.
При этом согласно абзацу пятому пункта 1 статьи 45 Кодекса иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за плательщика сбора (государственной пошлины).
2. Согласно статье 47 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) залогодержатель вправе осуществлять уступку прав (требований) по договору об ипотеке или по обеспеченному ипотекой обязательству (основному обязательству) любым третьим лицам, если законом или договором не предусмотрено иное.
Уступка прав по обеспеченному ипотекой обязательству (основному обязательству) в соответствии с пунктом 1 статьи 389 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть совершена в той форме, в которой заключено обеспеченное ипотекой обязательство (основное обязательство).
Частями 1, 2 и 4 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) определено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом N 218-ФЗ порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в частности, государственная регистрация права в связи со сменой залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой.
Таким образом, государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, на объекты недвижимого имущества, указанные в соглашении, в ЕГРН осуществляется в отношении каждого объекта недвижимости.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Кодекса за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в ЕГРН записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, уплачивается государственная пошлина в размере 1 600 рублей.
С учетом изложенных норм Федерального закона N 218-ФЗ и главы 25.3 Кодекса, по мнению Департамента, за государственную регистрацию смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, включая внесение изменений в записи ЕГРН, должна уплачиваться государственная пошлина в размере 1600 рублей в отношении каждого объекта недвижимости.
3. На основании статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, право общей долевой собственности, возникающее с момента государственной регистрации, в том числе, если наличие такого права признано судебным актом, должно возникнуть одновременно у всех участников общей долевой собственности.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организациями - в размере 22 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.18 главы 25.3 Кодекса в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Поэтому в случае если объект недвижимого имущества приобретается в общую долевую собственность одновременно несколькими сособственниками, в том числе на основании договоров купли-продажи (дарения, мены) либо судебного акта, с заявлением о государственной регистрации права общей долевой собственности должны обратиться одновременно все сособственники объекта недвижимости и каждым из них должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Кодекса, умноженном на размер доли в праве собственности, на основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса.
Однако в случае, если доля в праве общей долевой собственности приобретается одним лицом на основании договора купли-продажи (дарения, мены), в силу которого правообладатель отчуждает принадлежавшую ему долю в праве общей долевой собственности одному лицу, а не нескольким лицам, либо право общей долевой собственности одного лица возникает на основании судебного акта, государственная пошлина за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности уплачивается лицом, чье право подлежит государственной регистрации, в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 марта 2019 г. N 03-05-06-03/18351
Текст письма опубликован не был