Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 305-ЭС18-22976
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2018 по делу N А40-220175/2017, установил:
акционерное общество "Бриг-Мет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство) о признании недействительными односторонних сделок по отказу от договоров на право осуществления в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации сбора и переработки лома и отходов драгоценных металлов, о понуждении к передаче товара, о взыскании неустойки в случае неисполнения судебного акта в размере 100 000 руб. в календарный месяц, увеличивая ее на 100 000 руб. за каждый последующий календарный месяц.
Арбитражный суд города Москвы решением от 05.03.2018, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20.09.2018, удовлетворил исковые требования; признал недействительными односторонние сделки по отказу от исполнения договоров от 30.07.2009 N 148/ДМ/106, от 30.07.2009 N 148/ДМ/82, от 30.07.2009 N 148/ДМ/91, от 30.07.2009 N 148/ДМ/93, от 30.07.2009 N 148/ДМ/94, от 30.07.2009 N 148/ДМ/95, от 30.07.2009 N 148/ДМ/96, от 10.07.2009 N 148/ДМ/4, изложенные в уведомлениях от 04.04.2017 N 106/1081, от 06.04.2017 N 141/10754, от 06.04.2017 N 141/10755, от 06.04.2017 N 141/10756, от 06.04.2017 N 141/10757, от 06.04.2017 N 141/10758, от 06.04.2017 N 141/10759; обязал Министерство передать Обществу лом и отходы цветных металлов с содержанием драгоценных металлов не менее 188 180 гр. золотого эквивалента в срок, не превышающий трех месяцев после вступления судебного акта в законную силу; взыскал с Министерства в пользу Общества судебную неустойку на случай неисполнении судебного акта в размере 100 000 руб. в календарный месяц, увеличивая ее на 100 000 руб. за каждый последующий календарный месяц, начиная с месяца, следующего после истечения срока исполнения судебного акта до его фактического исполнения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
При изучении доводов кассационной жалобы Министерства по материалам истребованного дела установлены основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора, проведенного на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.12.2003 N 425 "Об организации сбора и сдачи лома, отходов драгоценных металлов, драгоценных камней и премировании военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за их сбор и сдачу" между Министерством (генеральным заказчиком) и Обществом (исполнителем) заключены договоры от 30.07.2009 N 148/ДМ/106, от 30.07.2009 N 148/ДМ/82, от 30.07.2009 N 148/ДМ/91, от 30.07.2009 N 148/ДМ/93, от 30.07.2009 N 148/ДМ/94, от 30.07.2009 N 148/ДМ/95, от 30.07.2009 N 148/ДМ/96, от 10.07.2009 N 148/ДМ/4, предметом которых является сбор и переработка исполнителем лома и отходов драгоценных металлов (ЛОДМ), образующихся в войсках, обеспечение аффинажа драгоценных металлов, а также использование и обращение извлеченных драгоценных металлов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поставка ЛОДМ производится на основании договоров, заключенных Обществом с воинскими частями, по предписаниям Министерства (пункт 2.2 договоров). Договоры действуют до полного исполнения обязательств сторонами (пункт 2.3 договора).
Договорами установлены объемы поставки ЛОДМ: по договору от 30.07.2009 N 148/ДМ/106 - 13 500 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009-4 N 148/ДМ/82 - 800 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009 N 148/ДМ/91 - 56 000 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009 N 148/ДМ/93 - 44 000 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009 N 148/ДМ/94 - 56 000 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009 N 148/ДМ/95 - 15 000 гр. золотого эквивалента, от 30.07.2009 N 148/ДМ/96 - 2 600 гр. золотого эквивалента.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам NN А40-163398/2013, А40-163400/2013, А40-1632405/2013, А40-163410/2013 удовлетворены исковые требования Общества о понуждении Министерства исполнить договоры и выдать органам военного управления войсковых частей предписания на заключение договоров с Обществом на поставку недостающего количества ЛОДМ.
Министерство направило Обществу уведомления от 04.04.2017 N 106/1081, от 06.04.2017 N 141/10754, от 06.04.2017 N 141/10755, от 06.04.2017 N 141/10756, от 06.04.2017 N 141/10757, от 06.04.2017 N 141/10758, от 06.04.2017 N 141/10759 об одностороннем отказе от исполнения договоров от 30.07.2009 N 148/ДМ/106, от 30.07.2009 N 148/ДМ/82, от 30.07.2009 N 148/ДМ/91, от 30.07.2009 N 148/ДМ/93, от 30.07.2009 N 148/ДМ/94, от 30.07.2009 N 148/ДМ/95, от 30.07.2009 N 148/ДМ/96, от 10.07.2009 N 148/ДМ/4 на основании статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество, считая односторонние отказы Министерства от договоров незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций руководствовались статьями 168, 308.3, 309, 310, 330, 450, 456, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что спорные договоры являются договорами поставки, поскольку в них установлен объем поставок и обязанность генерального заказчика организовать порядок передачи товара исполнителю от непосредственных грузополучателей - воинских частей на основании выдаваемых предписаний; воинские части не обладают свободой самостоятельного принятия решений о заключении договоров и определении их условий, а обязаны заключать договоры на основании решений вышестоящих органов военного управления, выраженных в соответствующих предписаниях; выдача предписания в данном случае не является услугой, оказываемой исполнителю, а представляет собой распорядительный акт ответчика во исполнение условий договора поставки, содержащий указание на передачу исполнителю определенного количества товара; так как обязательства воинских частей передать товар истцу устанавливаются предписаниями, а количество товара определено спорными договорами, предполагаемые к заключению договоры с воинскими частями не устанавливают права и обязанности, а конкретизируют порядок исполнения обязательств, принятых сторонами спорных договоров. Указав, что пунктом 5.3 договоров предусмотрено право генерального заказчика расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения истцом принятых на себя обязательств, однако таких доказательств в материалы дела не представлено; ответчик отказался от исполнения договоров не на основании статей 310, 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5.3 договоров, а на основании статьи 782 названного Кодекса, суды признали недействительными односторонние отказы Министерства от исполнения договоров. Сославшись на отсутствие доказательств невозможности передачи ответчиком товара, суды обязали Министерство передать Обществу лом и отходы цветных металлов с содержанием драгоценных металлов не менее 188 180 гр. золотого эквивалента, установив для выполнения этой обязанности трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Кроме того, суды взыскали с ответчика судебную неустойку на случай неисполнения решения суда в размере 100 000 руб. в календарный месяц, увеличивая ее на 100 000 руб. за каждый последующий календарный месяц, начиная с месяца, следующего после истечения срока исполнения судебного акта до его фактического исполнения.
В кассационной жалобе Министерство выражает несогласие с выводами судов о правовой природе спорных договоров как договоров поставки, ссылаясь на то, что они не содержат согласованного сторонами условия о создании по итогам их исполнения какого-либо вещественного результата или о поставке исполнителем генеральному заказчику каких-либо товаров; основной обязанностью исполнителя по договорам является осуществление определенной деятельности; договоры действуют до момента полного исполнения сторонами обязательств, поэтому эти договоры следует квалифицировать как договоры возмездного оказания услуг и односторонний отказ Министерства является правомерным.
Заявитель считает, что в связи с неверной квалификацией договоров у судов не имелось оснований для применения норм об исполнении обязательства в натуре и привлечении к ответственности за его неисполнение в виде судебной неустойки.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы на 27 июня 2019 года на 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. N 305-ЭС18-22976 по делу N А40-220175/2017
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 192-ПЭК19
20.09.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14015/18
23.05.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19958/18
30.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220175/17
05.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220175/17
14.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-220175/17