Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Общие положения (общая часть) нового Кодекса
2.1. Законодательство об административных правонарушениях
2.1.1. Обоснование необходимости включения норм об административных правонарушениях в единый для соответствующего уровня власти законодательный акт.
Учитывая особый характер законодательства об административных правонарушениях, связанный с ограничением прав и свобод человека и гражданина в конституционно значимых целях, представляется необходимым установить требования к законодателям всех уровней публичной власти включать правовые нормы об административных правонарушениях в единый для соответствующего уровня власти законодательный акт. Данный подход не исключает возможности принятия нормативных правовых актов по отдельным вопросам, связанным с административной ответственностью, в случаях, строго оговоренных в КоАП.
2.1.2. Порядок и процедуры внесения изменений в законодательные акты об административных правонарушениях
Особого внимания заслуживает вопрос о порядке и процедурах внесения изменений в КоАП. Учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно устанавливаться и для региональных законов об административных правонарушениях. Указанное требование будет способствовать повышению качества законодательных актов, а также позволит обеспечить соразмерность характера и степени общественной вредности назначаемой санкции при принятии решения о привлечении к административной ответственности.
Нуждается в нормативном закреплении обеспечение стабильности положений КоАП, что предполагает обязательный анализ практики применения действующих норм, данных статистического учета, в том числе о нагрузке на должностных лиц, исполняющих постановления по делам об административных правонарушениях и о затратах, необходимых для их исполнения, при подготовке и предварительном рассмотрении законодательных инициатив об изменении норм КоАП.
Помимо этого в законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный Кодекс могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официального отзыва Правительства Российской Федерации, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе.
2.1.3. Разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях
2.1.3.1. Требуют дальнейшего уточнения важнейшие положения КоАП о разграничении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области административной ответственности. При этом должны быть определены четкие критерии такого разграничения, установлены конкретные пределы соответствующих полномочий Российской Федерации, а также сформулированы предметные основания для осуществления субъектами Российской Федерации отнесенных к их ведению полномочий по установлению административной ответственности применительно к конкретным видам и категориям административных правонарушений и реализации мер наказания за них.
2.1.3.2. К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.
2.1.3.3. К полномочиям субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация данного подхода к разграничению полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях должна сопровождаться одновременным совершенствованием Особенной части КоАП, предполагающим включение в нее составов правонарушений, устанавливающих ответственность за нарушения правил и норм, предусмотренных как законами Российской Федерации и ее субъектов, так и муниципальными нормативными правовыми актами.
В частности, в новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства.
Вместе с тем с учетом особенностей субъектов Российской Федерации - городов федерального значения требуется предусмотреть возможность осуществления ими дополнительных полномочий по установлению административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, установленных законами и иными нормативными правовыми актами указанных субъектов Российской Федерации, по определению подведомственности по делам об административных правонарушениях, установленных законами данных субъектов Российской Федерации, а также установить особенности применения в них отдельных мер административной ответственности (в части возможности установления повышенных размеров административных штрафов на территории городов федерального значения).
2.1.3.4. Следует отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации конкретизацию юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создание административных комиссий, иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных КоАП и федеральными законами, а также организацию деятельности указанных комиссий и коллегиальных органов.
2.1.3.5. Указанные нововведения потребуют пересмотра и уточнения норм ряда федеральных законов, которыми установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части нормативного регулирования вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
2.1.4. Случаи регулирования подзаконными нормативными правовыми актами вопросов, связанных с административными правонарушениями
Правовое регулирование вопросов, связанных с административными правонарушениями, не может обойтись без подзаконных нормативных правовых актов. Действующий КоАП в различных статьях содержит указания на принятие подобных актов Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами и организациями и органами местного самоуправления.
В новом КоАП также следует предусмотреть полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования.
Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях.
2.1.5. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве
Практика применения законодательства об административных правонарушениях выявила необходимость корректировки правил его действия во времени и в пространстве.
2.1.5.1. Целесообразно уточнить, что лицо, в отношении которого не исполнено (не полностью исполнено) постановление о назначении административного наказания, со дня вступления в силу закона, отменяющего административную ответственность либо улучшающего условия исполнения обязанности таким образом, что противоправность совершенного деяния исключается, имеет право на прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания (в соответствующей части).
2.1.5.2. Необходимо зафиксировать общеизвестное правило "закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет". В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
2.1.5.3. Очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством Российской Федерации общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.
2.2. Понятие и принципы административной ответственности
2.2.1. В новом КоАП должно быть раскрыто содержание понятия административной ответственности, причем таким образом, чтобы данная дефиниция позволила бы отделить административную ответственность от других видов юридической ответственности, в частности уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной.
2.2.2. Необходимо закрепить принципы административной ответственности, определяющие подходы к установлению административной ответственности, правила осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях и применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания.
В перечень принципов необходимо включить: принцип вины; принцип презумпции невиновности; принцип недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение; принцип законности (указав в том числе на недопустимость применения по аналогии норм закона, устанавливающих административную ответственность); принцип справедливости; принцип соразмерности; принцип гуманизма; принцип равенства; принцип ведения производства по делам об административных правонарушениях органом административной юрисдикции на государственном языке Российской Федерации; принципы непосредственности и формализации осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип открытости (гласности) в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип оперативности осуществляемого органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип самостоятельности принятия решений в осуществляемом органом административной юрисдикции производстве по делам об административных правонарушениях; принцип обеспечения защиты при осуществлении органом административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях; принцип обязательности постановлений и иных актов органов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях; принцип исполнимости административных наказаний.
2.3. Административное правонарушение
2.3.1. Понятие административного правонарушения
В целях закрепления общих требований к формулированию состава административного правонарушения, его объективной стороны, а также в целях конкретизации для разграничения с понятием "преступление" необходимо уточнить понятие "административное правонарушение".
2.3.2. Категории административных правонарушений
В зависимости от характера и степени общественной вредности предлагается выделить категории административных правонарушений.
2.3.2.1. Категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.
2.3.2.2. Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории.
2.3.3. Виды административных правонарушений
Учитывая практику применения законодательства об административных правонарушениях, предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.
Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме.
2.3.4. Субъекты административных правонарушений
2.3.4.1. Для решения существующих проблем квалификации административных правонарушений требуется законодательное уточнение субъектов административных правонарушений.
Помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей.
В свою очередь, дефиниция должностного лица должна включать только сущностные характеристики этого субъекта административных правонарушений. Также следует сохранить положения об особенностях привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, замещающих должности правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания, регламентировав при этом особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции.
2.3.4.2. Учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.
2.3.5. Вина
2.3.5.1. Необходимо сохранить установление о том, что никто не может нести административную ответственность в отсутствие его вины в совершении конкретного правонарушения.
2.3.5.2. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:
- невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения;
- совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
- иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.
Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение.
2.4. Административное наказание и его назначение
Требуется изучение видов административных наказаний с точки зрения их адекватности современным вызовам, связанным с обеспечением законности путем установления административной ответственности, а также проблемам соотношения административных наказаний друг с другом при альтернативности их назначения.
Необходимо восстановить терминологическое единообразие применительно к процедуре реализации административных наказаний, для чего предлагается использовать понятие "назначение административного наказания".
2.4.1. Виды административных наказаний
2.4.1.1. Требует уточнения содержание понятия такого вида административного наказания, как конфискация имущества, поскольку, несмотря на существующее правило о том, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота, санкции ряда статей действующего КоАП предусматривают конфискацию таких предметов, например контрафактной продукции, которая, по сути, не может находиться в законном обороте (при этом необходимо учитывать изменения в гражданском законодательстве, касающиеся ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав). Кроме того, возможна конфискация имущества, не являющегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, у собственника при наличии его вины в непринятии мер по устранению причин и условий совершения административного правонарушения лицом, которому соответствующее имущество было передано во временное владение.
2.4.1.2. Предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.
При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности.
2.4.2. Перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность
2.4.2.1. Подлежит дополнительной проработке круг обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
2.4.3. Особенности назначения наказаний по отдельным категориям и видам правонарушений
2.4.3.1. Необходимо закрепить положение, исключающее возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.
2.4.3.2. В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, реализации принципа гуманизма, обеспечения превентивной функции законодательства об административных правонарушениях общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Такой подход будет соответствовать критериям справедливости и соразмерности ограничения прав и свобод граждан в зависимости от степени общественной вредности совершенных ими административных правонарушений.
Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
2.4.3.3. При назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.
При подготовке нового КоАП необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности.
2.4.3.4. В случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба, административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение.
2.4.3.5. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП.
2.4.3.6. Должны быть предусмотрены особенности назначения отдельных видов административных наказаний, а также случаи и условия освобождения от наказаний, отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и случаи замены одного вида административного наказания другим видом административного наказания.
2.4.4. Сроки давности привлечения к административной ответственности
2.4.4.1. Учитывая предлагаемую категоризацию административных правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности должен устанавливаться исходя из соответствующих категорий правонарушений.
При этом следует иметь в виду, что максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года).
Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц.
2.4.4.2. Течение срока давности привлечения к административной ответственности по общему правилу должно начинаться со дня совершения административного правонарушения, не являющегося длящимся, либо обнаружения длящегося административного правонарушения и прекращаться в соответствующий день последнего месяца срока либо в соответствующие месяц и число последнего года срока. По истечении указанного срока административное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Моментом обнаружения длящегося административного правонарушения должен являться момент составления протокола об административном правонарушении либо момент вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В момент привлечения лица к ответственности течение срока давности прекращается.
Вместе с тем для ряда случаев в КоАП необходимо сохранить специальный порядок определения момента, с которого начинается исчисление срока давности привлечения к административной ответственности, в частности, со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
2.4.4.3. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства либо по месту его нахождения, срок давности привлечения к административной ответственности должен приостанавливаться с момента вынесения определения об удовлетворении такого ходатайства.
2.4.4.4. Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию.
2.5. Случаи и особенности освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания
2.5.1. В новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания.
2.5.2. Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
2.5.3. Лицо, совершившее административное правонарушение, должно освобождаться от административной ответственности в случаях:
- признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за одно и то же деяние уголовную ответственность;
- истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
- издания акта амнистии, если такой акт освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности;
- малозначительности совершенного административного правонарушения;
- наличия иных обстоятельств, предусмотренных КоАП.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, может быть освобождено от административного наказания в случаях:
- если исполнение административного наказания в виде административного штрафа может повлечь за собой невозможность исполнения лицом обязанности, за неисполнение которой оно привлекается к административной ответственности;
- наступления предусмотренных КоАП обстоятельств, препятствующих исполнению административного наказания;
- истечения сроков давности исполнения административного наказания;
- издания акта амнистии, если такой акт освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от административного наказания.
2.5.4. Суд, освобождая лицо от административного наказания в связи с нецелесообразностью его назначения, может возложить на привлекаемое к ответственности лицо обязательство исполнить обязанность, за неисполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также определить срок, в течение которого такая обязанность должна быть исполнена. В случае неисполнения указанной обязанности решение суда об освобождении лица от административного наказания подлежит отмене, а данному лицу назначается административное наказание в виде административного штрафа.
2.5.5. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде обязательных работ, должно освобождаться от административного наказания в виде обязательных работ в случае признания такого лица в период исполнения наказания ребенком-инвалидом, инвалидом I или II группы, наступления беременности либо тяжелого заболевания, препятствующих отбыванию обязательных работ данным лицом.
2.5.6. Лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в виде административного ареста, может освобождаться от административного наказания в виде административного ареста в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье), а также на основании медицинского заключения о наличии у лица, подвергнутого административному аресту, беременности, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста.
2.5.7. Исполнение административного наказания может быть приостановлено судом, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание, а также иным судом или должностным лицом, приводящим административное наказание в исполнение, при наличии оснований, предусмотренных КоАП.
2.5.8. Также должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.
2.5.9. Кроме того, нуждается в проработке вопрос о возможности зачета ранее примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении при назначении административного наказания.
2.6. Административная ответственность несовершеннолетних
Принимая во внимание увеличивающееся число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, целесообразно урегулировать особенности административной ответственности несовершеннолетних, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось шестнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет, в специальной главе КоАП.
При этом необходимо исходить из того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации к несовершеннолетнему, совершившему административное правонарушение, органом административной юрисдикции, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, могут быть применены меры воспитательного воздействия независимо от того, будет это назначение административного наказания или освобождение от административного наказания.
Должны быть предусмотрены особенности назначения наказаний несовершеннолетним и случаи освобождения их от наказаний. При этом необходимо учитывать условия жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.
Освобождение несовершеннолетних от административного наказания не должно исключать проведения в отношении них индивидуальной профилактической работы, предусмотренной законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
<< Назад |
>> 3. Особенная часть нового кодекса |
|
Содержание Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (2019 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.