Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год от 11 июня 2019 г.
Положение с правами человека является основным барометром социального самочувствия населения, здоровья и настроения общества. Уровень признания, соблюдения и защиты этих непреходящих ценностей определяет степень устойчивости и развития личности, общества и государства в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризует качество жизни в конкретном обществе и во многом определяет авторитет власти.
В 2018 году ситуация с правами человека в Российской Федерации складывалась на фоне крупных событий всероссийского и международного масштаба.
18 марта прошли выборы Президента Российской Федерации. Им избран Владимир Владимирович Путин, получивший беспрецедентную поддержку общества; за действующего главу государства и гаранта прав и свобод человека проголосовали свыше 56 млн граждан, или более 76% от общего числа избирателей, принявших участие в выборах. Принятые Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и на его основе - 12 приоритетных национальных проектов определили вектор развития и укрепления гарантий гражданских, социальных, экономических, культурных и политических прав граждан в нашей стране на среднесрочную перспективу.
В числе заметных событий 2018 года - запуск в эксплуатацию автомобильного моста над Керченским проливом, который возведен в рекордные сроки и стал самым длинным в Европе. Этот уникальный инфраструктурный проект является символом воссоединения Крыма с Россией и открывает новые возможности для развития экономики региона. Наряду с этим он дал возможность жителям Крыма и гражданам материковой части России более полно реализовать свои социальные и культурные права. Введены в эксплуатацию и другие крупные объекты промышленности.
Прошедший в России Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 не только стал лучшим в истории проведений чемпионатов с позиций организации, безопасности и зрелищности, но и продемонстрировал высочайший уровень защиты прав болельщиков от дискриминации. Эти события оценивались гражданами позитивно с точки зрения стабильности и развития прав человека в России.
Среди резонансных социально-политических и экономических событий 2018 года необходимо также отметить начало проведения пенсионной реформы, которая на этапе ее проектирования предусматривала тотальное повышение пенсионного возраста мужчинам на 5, а женщинам на 8 лет, лишала отдельные группы населения привилегий по досрочному выходу на пенсию, снижала уровень дифференциации в решении пенсионных вопросов, что привело к всплеску протестных настроений.
Несмотря на то, что данная ситуация была в значительной степени выправлена после вмешательства Президента Российской Федерации, она в совокупности со снижением доходов населения, повышением цен на товары и услуги, ростом долговой нагрузки на население, увеличением количества бедных и некоторыми другими факторами отрицательно сказалась на общей оценке состояния прав человека, которую дали граждане России в 2018 году. Доля респондентов, считающих, что уровень соблюдения прав человека в стране можно оценить скорее негативно, превысила количество респондентов, дающих положительную оценку, на 17%.
Увеличение числа скептически настроенных людей к системе защиты прав человека было обусловлено также резонансными делами о незаконном применении насилия к обвиняемым и осужденным, запретом выступать с концертами рэперам, размытостью понятия "экстремизм" в соответствующих нормах Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым стали привлекать к ответственности чаще, большим количеством граждан, не получивших причитающуюся им зарплату в связи c банкротством предприятий. Эти темы поднимались в многочисленных жалобах и в мой адрес.
2018 год прошел под знаком юбилейных дат двух документов, определивших на десятилетия мировое развитие в направлении приоритета прав и свобод человека и гражданина, - 70 лет со дня принятия Всеобщей декларации прав и свобод человека и 25 лет Конституции Российской Федерации, которые в корне изменили подходы к базовым ценностям жизни общества.
Эти исторические документы теснейшим образом взаимосвязаны, они являются источниками исключительно важных гарантий не только прав и свобод человека и гражданина, но и самого существования личности. Их юбилеи стали важным импульсом для осмысления пройденного пути в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, оценки состояния защищенности человека в современном мире и выработки механизмов укрепления потенциала института уполномоченных по правам человека.
Не менее значимым событием в 2018 году стало 20-летие ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать их. Это историческое событие стало значимым как для России, так и для всех государств - членов Совета Европы. Запрет российской парламентской делегации выступать в ПАСЕ и последовавшие со стороны России ответные меры в виде приостановления внесения взносов в Совет Европы и прекращения участия в заседаниях ПАСЕ положили начало коренному кризису Совета Европы. Несмотря на это, наша страна продолжает выполнять все обязательства, вытекающие из европейских международных договоров Российской Федерации.
В настоящем Докладе все группы прав рассматриваются через призму их соответствия нормам указанных выше основополагающих документов эпохального значения.
На общей ситуации с правами человека в стране сказались и процессы, происходящие в мире, в том числе нарастающая тенденция к политизации проблематики прав человека. Дело доходит порой до прямой гуманитарной интервенции, когда суверенитет государства, права и свободы граждан необоснованно и несправедливо подавляются одной страной или группой государств. Нарушение прав российских граждан на Украине приобрело массовый характер. Институты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и коллег в субъектах Российской Федерации были полностью вовлечены в процессы защиты наших соотечественников, в том числе посредством коммуникаций с зарубежными омбудсменами и официальных обращений в международные органы. Но нередко мы были неуслышанными, сталкиваясь с двойными стандартами в оценке событий и продвижением интересов отдельных стран в геополитической борьбе.
Однако указанные действия дали в целом обратный эффект и консолидировали россиян, имеющих на генетическом и историческом уровне обостренное чувство справедливости и национальной гордости.
Государством в 2018 году решены многие проблемы в области прав человека на законодательном и правоприменительном уровне, о чем подробно говорится в настоящем Докладе.
Вместе с тем поступающие в мой адрес обращения свидетельствуют о том, что еще многое предстоит сделать, чтобы граждане России почувствовали себя по-настоящему защищенными. Разрыв между конституционными нормами о правах и свободах человека и практикой их воплощения в жизнь сокращается медленнее общественных ожиданий. Поэтому задача по безусловной реализации конституционного права на достойную жизнь остается весьма актуальной. Она определена в качестве национального приоритета государства.
Свой вклад в воплощение идеалов добра и справедливости, в утверждение режима законности в стране вот уже на протяжении 20 лет вносит Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат. 26 февраля 1997 года был принят Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", а 22 мая 1998 года был избран первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее также Уполномоченный).
С 1998 года к Уполномоченному в общей сложности поступило свыше миллиона обращений. В них боль и страдание людей по поводу несправедливостей и беззакония в жизни, надежда на восстановление нарушенных прав и свобод.
Несмотря на встречающиеся на пути защиты прав и свобод сложности, за это время удалось оказать содействие в восстановлении нарушенных прав многим тысячам российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. Только за 2018 год в тесном взаимодействии с судебной властью, органами прокуратуры, другими государственными и общественными правозащитными институтами оказана помощь в реализации прав 184 797 гражданам.
Наряду с этим институт Уполномоченного вносил посильную лепту в совершенствование законодательства Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина, приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
В адрес субъектов законодательной инициативы и в заинтересованные федеральные органы государственной власти было направлено 80 предложений по совершенствованию законодательства. Часть из них воспринята и отражена в принятых федеральных законах.
Существенно расширено многостороннее и двустороннее сотрудничество с омбудсменами зарубежных стран. В Москве прошло первое заседание Евразийского Альянса Омбудсменов. При поддержке Управления Верховного комиссара ООН по правам человека проведена международная конференция на тему "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов". Подписаны меморандумы о сотрудничестве с Председателем Национальной Комиссии по правам человека Монголии, Защитником граждан (Омбудсменом) Республики Сербия, Омбудсменом Греции. Совместно с Европейским институтом омбудсмена оказано содействие в возвращении на родину моряков российского судна "Норд" и моряков украинского судна ЯМК-0041. Во взаимодействии с внешнеполитическим ведомством осуществлялась поддержка ряда россиян, содержащихся под стражей в США.
В рамках правопросветительской работы, учитывая юбилейные даты, особое внимание было уделено пропаганде идей и положений Всеобщей декларации прав и свобод человека, Конституции Российской Федерации, Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод. По данной тематике проведены парламентские слушания в обеих палатах Федерального Собрания Российской Федерации, организованные впервые при непосредственном участии Уполномоченного, а также круглые столы, конференции, международные форумы.
Продолжалась реализация общефедеральных просветительских проектов среди пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, молодежи. Второй год подряд по нашей совместной с Министерством просвещения Российской Федерации инициативе в декабре 2018 года проводился Всероссийский урок по правам человека, в котором приняли участие более 8 млн школьников и студентов. Совместно с Российским новым университетом реализуется просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать".
В качестве приоритетных направлений своей дальнейшей деятельности вижу защиту каждого, чьи права и свободы нарушены незаконными и несправедливыми действиями органов власти, а также содействие выстраиванию единой государственной системы защиты прав и свобод человека, повышение ее эффективности, консолидацию вокруг нее институтов гражданского общества. В этих целях будут в полной мере использованы возможности закрепленных в законе инструментариев, а также продолжен поиск новых форм и методов работы. Надеюсь, что в этом поможет созданный в 2018 году при поддержке Президента Российской Федерации Научно-образовательный центр по правам человека на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина.
В представленном Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год (далее - Доклад) сохраняется преемственность с докладами прошлых лет. Как и прежде, настоящий Доклад содержит информацию о состоянии и проблемах соблюдения и защиты прав человека в Российской Федерации, о мерах, которые были приняты Уполномоченным и его рабочим аппаратом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Доклад состоит из вступительного слова, девяти глав, объединяющих 43 параграфа, а также приложения. Завершают Доклад рекомендации и предложения государственным органам по принятию мер, направленных на совершенствование законодательства в целях повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.
В отличие от предыдущих докладов, нынешний Доклад не сопровождается электронным носителем, на котором была размещена "Правозащитная карта России". Данный информационный ресурс теперь имеется на официальном сайте Уполномоченного в сети Интернет и доступен для всех интересующихся правозащитной тематикой.
Выражаю свою искреннюю благодарность всем гражданам, а также государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Уполномоченный по правам человека |
Т.Н. Москалькова |
Рекомендации и предложения
Исходя из изложенных в Докладе проблем, Уполномоченный предлагает государственным органам и субъектам права законодательной инициативы рассмотреть возможность осуществления ряда мер в целях обеспечения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Администрации Президента Российской Федерации:
- совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и при участии представителей Государственной Думы и Совета Федерации создать рабочую группу по подготовке проекта новой редакции федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", учитывающего накопленный опыт и современные реалии;
- совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека проработать вопрос и представить Президенту Российской Федерации предложения по созданию национального превентивного механизма в Российской Федерации против жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
- провести совместно с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации парламентские слушания по вопросам совершенствования уголовной политики и повышения гарантий прав потерпевших;
рассмотреть возможность разработки проектов федеральных законов в части:
- противодействия насилию в семье;
- уточнения ограничений и запретов для членов избирательных комиссий, в том числе введения запрета на назначение близких родственников (супругов, детей или родителей) членами одной избирательной комиссии;
- внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающих усиление гарантий права гражданина, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или домашний арест, на нотариальное удостоверение доверенности для участия в выборах в качестве кандидата;
- закрепления систематического непосещения заседаний избирательной комиссии без уважительной причины в числе оснований для освобождения от обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса до истечения срока своих полномочий;
- закрепления нормы о возможности уточнения перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей, участников референдума с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования один раз в два года;
- внесения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации нормы, устанавливающей "пресекательный" срок, до которого возможно неоднократное продление срока содержания под стражей, на стадии ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела.
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
- провести при участии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации парламентские слушания по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты социальных прав жителей Арктической зоны Российской Федерации, а также по вопросам совершенствования законодательства в сфере соблюдения и защиты прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;
- ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона N 565355-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления повышенной административной ответственности за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и за оборот фальсифицированных биологически активных добавок с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет);
- ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона N 565354-7 "О внесении изменения в статью 238 [1] Уголовного кодекса Российской Федерации" (об усилении ответственности за оборот фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок в сети Интернет);
- ускорить принятие законопроекта N 291354-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении порядка фиксации нарушений правил дорожного движения техническими средствами);
- ускорить рассмотрение проекта федерального закона N 332762-7 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"" в части совершенствования порядка возмещения убытков, причиненных малочисленным народам, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью.
Правительству Российской Федерации:
- ускорить подготовку законодательной инициативы по вопросу урегулирования правового статуса лиц без гражданства;
- рассмотреть вопрос о легализации статуса граждан, длительное время проживающих на территории Российской Федерации и имеющих устойчивую правовую связь с Российской Федерацией, чьи паспорта признаны необоснованно выданными в связи с нарушением установленного законодательством порядка;
- рассмотреть вопрос о подготовке изменений в законодательство Российской Федерации в части упрощения приобретения гражданства отдельным категориям иностранных граждан;
- рассмотреть возможность утверждения типовых соглашений в сфере имущественных отношений органов государственной власти и органов местного самоуправления с религиозными организациями;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" в части установления предельных размеров полученной меры государственной поддержки и предельной площади недвижимости, находящейся в собственности у лиц, претендующих на продление статуса вынужденного переселенца;
- рассмотреть вопрос о развитии строительства арендного жилищного фонда социального использования и некоммерческого жилищного фонда для обеспечения жильем граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
- рассмотреть вопрос о введении жилищно-земельного сертификата для многодетных семей по формату материнского капитала;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части: включения в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, граждан, не реализовавших данное право по уважительным причинам; снижения до 12 лет возраста детей, включаемых в региональный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; возложения на субъекты Российской Федерации обязанности обеспечения детей-сирот временным жильем до предоставления основного, либо компенсации им расходов за наем жилья;
- рассмотреть вопрос о предоставлении семьям с детьми возможности распоряжения средствами материнского (семейного) капитала на оказание ребенку медицинской помощи, в том числе:
на получение высокотехнологической медицинской помощи, проведение диагностики, восстановительного, реабилитационного, операционного лечения детей;
на закупку расходных материалов для проведения реконструктивных оперативных вмешательств у детей с врожденными дефектами развития опорно-двигательного аппарата, аномалиями развития головного мозга и других органов;
на возмещение расходов, связанных с приобретением (по рецепту специалистов медицинской организации) лекарственных препаратов, не включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения;
- ускорить подготовку изменений в уголовно-исполнительное законодательство в части расширения оснований и условий перевода осужденного для отбывания наказания в виде лишения свободы вблизи от места проживания;
- рассмотреть вопрос о разработке новой Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, срок действия которой истекает в 2020 году;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений в КоАП РФ в части:
закрепления обязанности должностных лиц обеспечить каждому задержанному право на телефонный звонок для уведомления о своем задержании и месте нахождения;
установления случаев обязательного участия защитника в судебном заседании по делам об административных правонарушениях;
- рассмотреть возможность разработки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений и дополнений в статью 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направленных на обеспечение применения дифференцированного подхода к определению количества мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов в зависимости от общего количества парковочных мест около объекта инфраструктуры и от типа объекта;
- рассмотреть возможность внесения изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в части предоставления малообеспеченным пенсионерам субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг в случае возникновения у них задолженности по оплате ЖКХ;
- ускорить разработку проектов законодательных актов по вопросу предоставления убежища на территории Российской Федерации;
- предусмотреть в документах стратегического планирования, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации, мероприятия по жилищному строительству для жителей Арктической зоны и субсидированию оплаты жилищно-коммунальных услуг;
- рассмотреть возможность дополнения перечня коренных малочисленных народов Севера и перечня районов проживания коренных малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости народом вепсы;
- рассмотреть вопрос о законодательном урегулировании документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам;
- рассмотреть вопрос о разработке Государственной программы Российской Федерации "Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты".
Министерству здравоохранения Российской Федерации:
- разработать порядок посещения членами ОНК медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего и специализированного типов, а также условий проведения беседы с находящимися в этих медицинских организациях лицами;
- рассмотреть вопрос о расширении практики целевого распределения на работу в медицинские организации Арктической зоны выпускников медицинских вузов, прошедших обучение на бюджетной основе.
Министерству юстиции Российской Федерации:
- ускорить доработку и направление на рассмотрение Правительства Российской Федерации законопроекта "О внесении изменений в статью 81 Уголовного кодекса Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"" в части совершенствования системы и порядка применения дисциплинарного воздействия на лиц, содержащихся под стражей, с учетом соразмерности взыскания дисциплинарному проступку и соблюдения необходимого перерыва содержания в условиях одиночной изоляции.
Министерству иностранных дел Российской Федерации:
- рассмотреть вопрос о создании на сайтах организаций соотечественников страничку "SOS" для обращений российских граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию за пределами страны.
Министерству просвещения Российской Федерации:
- образовать рабочую группу с участием уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации для разработки модуля "Права человека" в рамках примерных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования.
Верховному Суду Российской Федерации:
- рассмотреть возможность подготовки обзора судебной практики о применении положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, позволяющих отсрочить отбывание наказания и исполнение приговора.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- в целях развития арендного жилищного фонда активизировать реализацию механизма предоставления льготных земельных участков, предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2008 г. N 161 "О содействии развитию жилищного строительства";
- активизировать работу по реализации Плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N 2539-р, по совершенствованию системы охраны здоровья граждан старшего поколения, развитию медицинской помощи по профилю "гериатрия", включая подготовку профильных врачей;
- рекомендовать закрепить в законодательстве субъектов Российской Федерации полномочия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных региональным законодательством;
- организовать систему социологического мониторинга о домашнем насилии;
- продолжить реализацию мер, направленных на развитие телемедицины и санитарной авиации в субъектах Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для направления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Текст Доклада с графическими материалами, эпиграфами и сведениями об источниках доступен на официальном сайте Уполномоченного ombudsmanrf.org.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год от 11 июня 2019 г.
Текст доклада опубликован в "Российской газете" от 11 июня 2019 г. N 125