Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 апреля 2019 г. N 03-04-05/22418
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Федеральным законом от 23.07.2013 N 212-ФЗ "О внесении изменения в статью 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, внесены существенные изменения в статью 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающиеся, в частности, возможности получения имущественного налогового вычета при приобретении налогоплательщиками объектов недвижимого имущества для своих несовершеннолетних детей.
Так, согласно пункту 6 статьи 220 Кодекса (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ) право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, имеют налогоплательщики, являющиеся, в частности, родителями и осуществляющие новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации за счет собственных средств объектов недвижимого имущества в собственность своих детей в возрасте до 18 лет.
При этом исходя из положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ нормы указанного Федерального закона применяются к налогоплательщикам, право на получение имущественного налогового вычета у которых возникло после 01.01.2014.
Соответственно, к правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона N 212-ФЗ и не завершенным на день вступления в силу указанного Федерального закона (01.01.2014), применяются положения статьи 220 Кодекса без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 220 Кодекса (в редакции, действующей в отношении правоотношений, возникших в 2007 году) при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение, в частности, имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, но не более установленного общего размера имущественного налогового вычета 1 000 000 рублей.
Согласно абзацу 18 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса при приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности.
Вместе с тем, согласно пункту 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 N 5-П в случае, если родитель приобретает за счет собственных средств квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми, он имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с фактически произведенными им расходами в пределах общего размера налогового вычета, установленного подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик, приобретший в 2007 году квартиру в общую долевую собственность со своим несовершеннолетним на момент приобретения в собственность квартиры ребенком, имеет право увеличить размер причитающегося ему имущественного налогового вычета исходя из доли квартиры, оформленной в собственность этого ребенка, но не более установленного общего размера имущественного налогового вычета 1 000 000 рублей.
Одновременно отмечаем, что повторное предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц Кодексом не предусмотрено.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 апреля 2019 г. N 03-04-05/22418
Текст письма опубликован не был