Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 апреля 2019 г. N 03-05-06-02/23071
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в части своей компетенции сообщает следующее.
По вопросу о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и тем самым способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
При этом главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса определены виды доходов, при получении которых у налогоплательщика не возникает обязанность по уплате налога, в том числе установлены стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты, которые направлены на существенное снижение налогового бремени налогоплательщиков.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
По вопросу повышения земельного налога сообщаем, что в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов и в федеральный бюджет не поступает.
На основании статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований определяются налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу.
Кроме того, сообщаем, что в целях снижения налоговой нагрузки на граждан, являющихся, в частности, пенсионерами, на федеральном уровне предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади одного земельного участка. Установленный на федеральном уровне вычет является минимальным, представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать установленный на федеральном уровне размер налогового вычета, а также устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Таким образом, вопросы о введении земельного налога, установлении размера налоговой ставки и налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции представительных органов муниципальных образований.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 апреля 2019 г. N 03-05-06-02/23071
Текст письма опубликован не был