Письмо Минфина России от 22 мая 2019 г. N 02-06-10/36983
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо (далее - письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент считает возможным выразить мнение по указанному в письме вопросу.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт, СГС "Основные средства").
Пункт 7 Стандарта определяет основные средства как материальные ценности, являющиеся активами, независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Изменение правил бухгалтерского учета по объектам, ранее принятым к бухгалтерскому учету, осуществляется только в случае, когда это предусматривается нормами переходных положений федеральных стандартов.
Переходными положениями СГС "Основные средства" не предусмотрено изменение правил бухгалтерского учета по объектам нефинансовых активов, ранее принятым к бухгалтерскому учету в составе основных средств в качестве инвентарных объектов.
Аналогичные позиции также отражены в Методических указаниях по применению СГС "Основные средства" (письмо от 15.12.2017 N 02-07-07/84237) (далее - Методические указания).
Так, согласно положениям раздела 3 Методических указаний применяемый до 2018 года (до перехода на СГС "Основные средства") порядок отражения в бухгалтерском учете находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами, и соответствующих критериям активов, не изменился.
При этом реклассификация объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету до 01.01.2018, в иную категорию объектов бухгалтерского учета возможна по решению комиссии субъекта учета в случае если материальные ценности изменили свое первоначальное назначение (целевую функцию).
Вместе с тем положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за учреждением во владение, пользование и распоряжение в соответствии с целями деятельности учреждения на праве оперативного управления.
Государственное имущество, не закрепленное за учреждениями во владение, пользование и распоряжение, составляет государственную казну Российской Федерации (казну субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 ГК РФ объекты имущества, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления и не используемые по назначению, изымаются собственником данного имущества.
Таким образом, в случае, когда были выявлены объекты имущества, закрепленные за Учреждением на праве оперативного управления, использование (содержание) которых не соответствует уставным целям Учреждения (например, жилой фонд, невостребованное имущество), и которые не соответствуют критериям признания объектов основных средств, такие объекты не относятся к активам Учреждения, однако, являясь объектами распоряжения собственника, должны входить в состав активов соответствующего публично-правового образования (уполномоченного органа по управлению таким имуществом).
Учитывая изложенное, объекты имущества отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны по прекращению права оперативного управления Учреждения.
При этом обращаем внимание, что при принятии решения органом, являющимся уполномоченным органом исполнительной власти по управлению объектами имущества, находящимися в казне области, о продаже (об отчуждении объектов основных средств не в пользу организаций государственного сектора), отчуждаемые объекты имущества, являясь активами для собственника (публично-правового образования), генерирующими доходы, подлежат учету на соответствующих счетах балансового учета в его бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен (пункт 29 СГС "Основные средства").
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин подготовил разъяснения на случай, если выявлены объекты имущества, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления, использование (содержание) которых не соответствует уставным целям учреждения (например, жилой фонд, невостребованное имущество) и которые не соответствуют критериям признания объектов основных средств.
Такие объекты не относятся к активам учреждения. Однако, являясь объектами распоряжения собственника, они должны входить в состав активов соответствующего публично-правового образования (уполномоченного органа по управлению таким имуществом).
Объекты имущества отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны по прекращению права оперативного управления учреждения.
Если уполномоченный орган по управлению объектами имущества, находящимися в казне региона, примет решение о продаже (об отчуждении не в пользу организаций госсектора), отчуждаемые объекты подлежат учету на соответствующих счетах балансового учета в его бюджетном учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.
Письмо Минфина России от 22 мая 2019 г. N 02-06-10/36983
Текст письма опубликован не был